Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
Психические расстройства очень редко возникают вследствие изолированного действия факторов того или иного сектора. Чаще всего психопатологию порождает комбинация факторов из нескольких секторов. Это заставляет нас, определяя причины психических расстройств и назначая соответствующее лечение, прилагать больше усердия.
4. Суицид. Иногда психофизиологическое напряжение, стрессы и нагрузки современной жизни становятся настолько интенсивными, что люди не находят иного выхода, как покончить с собой. Многие вынашивают мысль о самоубийстве неделями и месяцами[1581]. Суицидные действия этих людей редко бывают внезапны, импульсивны или случайны (правда, имеются и трагические исключения типа подростковых суицидных эпидемий, когда внимание, привлеченное одним суицидом, побуждает других подростков испытать нечто подобное самим). По всей видимости, большинство людей в момент незавершенного или завершенного суицида считать психически больными нельзя[1582]. Но почему же некоторые люди все–таки обращаются к акту самоуничтожения? Суицидное поведение имеет разнообразные причины[1583]:
• попытка избавиться от одиночества, безнадежности, родительских проблем, депрессии, трудностей в учебе или работе, финансовых проблем и конфликтов с другими людьми[1584];
• желание наказать оставшихся в живых, в надежде, что они почувствуют себя уязвленными и виноватыми;
• попытка привлечь внимание к себе;
• желание манипулировать другими (нередко этого добиваются лучше всего при помощи суицидного шантажа);
• стремление соединиться с умершим возлюбленным;
• из страха наказания;
• попытка наказать себя за нечто, порождающее чувство вины;
• нежелание быть бременем для других;
• стремление избежать страданий и других последствий какой–то страшной вины;
• желание пострадать за веру.
Некоторые из причин в этом перечне представляются логически необоснованными. Нет никакой гарантии, например, что суицид позволит жертве соединиться с умершим возлюбленным. Желание привлечь внимание к собственной персоне или пострадать за веру не может принести большого удовлетворения, если для этого нужно покончить с собой и перечеркнуть возможность насладиться общественной реакцией на это.
Однако в тот момент, когда люди намереваются покончить с собой, ход их мыслей обычно не бывает логическим. Нормальная психическая деятельность человека предполагает достаточно точное восприятие окружающего мира, последовательность мышления и здравое чувство реальности. Однако в кризисных обстоятельствах рассудок затмевают тревога, безнадежность и неадекватное, гибельное реагирование на окружающий мир. Даже редкие суициды, наподобие «русской рулетки», не назовешь логически обоснованными, хотя со стороны поведение жертвы представляется все–таки понятным. Молодым людям нравится вести опасную игру. Смерть кажется им такой далекой и маловероятной, что многие забавляются с неполностью заряженным оружием или пускаются в скоростные автогонки ради азарта.
Данный пример суицида подводит нас к важной проблеме восприятия. В действительности, если мы не постараемся взглянуть на мир глазами ближнего, мы не сможем понять, почему он реагирует так, а не иначе. То, что кажется непоследовательным и безрассудным с точки зрения внешнего наблюдателя, может оказаться гораздо более разумным и понятным, если взглянуть на ситуацию с точки зрения самого действующего индивида.
Последствия психических расстройств
Психическая болезнь представляет собой одну из основных социальных проблем, на решение которой тратятся миллионы долларов налогоплательщиков; она стоит миллиарды долларов неполученной зарплаты, прогулов, неэффективности, преступного поведения и дорогостоящего лечения; эта болезнь поражает не менее половины «бомжей», блуждающих по Америке[1585]; причиняет бесконечное страдание миллионам людей, находящимся в тисках психических расстройств; вызывает невероятное напряжение в семьях, многие из которых не в состоянии понять или узнать, как можно помочь их потерявшим рассудок родственникам. «В нашем обществе имеются десятки миллионов психически дефективных детей, неполноценных взрослых, которые нуждаются в помощи и не получают ее, и, при сложившихся обстоятельствах, — никогда не получат», — вот как выразился в этой связи прежний президент Американской ассоциации психологов[1586]. Профессиональные и правительственные учреждения пытаются бороться с предубеждением и дискриминацией, с которыми сталкиваются психически больные люди[1587]. При этом относительно немногочисленный штат органов здравоохранения с длинным рабочим днем трудится там, где требуется «мудрость Соломона, терпение и вера Иова, любовь Флоренс Найтингейл, — но за все это получают жалованье швейцара»[1588]. Вклад церкви в эту работу минимален или вовсе отсутствует.
Ущерб, причиняемый психическими расстройствами людей, можно подсчитать в долларах, можно ознакомиться со статистическими данными, но душепопечителю, вероятнее всего, захочется рассмотреть, как влияют психические расстройства на людей, как страдают их семьи и как они пытаются совладать с этим.
1. Индивидуальные последствия. Силвия Фрумкин больна параноидной шизофренией. Время от времени она слышит голоса, предлагающие ей совершить нечто неблагоразумное, бессмысленное. Она эксцентрично одевается, говорит абсурдные, по мнению других, вещи и видит то, что в действительности не существует. Иногда она приходит в ярость, становится враждебной и опасной для себя; но бывают у Силвии также периоды ясного сознания, когда она приходит в себя и может поддержать разумный контакт. Большую часть взрослой жизни Силвия поступала и выписывалась из психиатрических учреждений, по мере того, как она теряла контакт с реальной действительностью и вновь входила в нее. История болезни Силвии описана в книге, удостоенной приза; автор ее, журналист, чуткий и проницательный человек, стремился изобразить последствия психической болезни[1589]. Подробное описание этой истории жизни и болезни свидетельствует о хаосе и путанице, характерных для больных с психическими расстройствами.
Не найти двух людей, имеющих тождественные последствия, тем не менее можно указать на несколько чаще всего встречающихся психотических проявлений. (Профессиональные душепопечители предпочитают называть эти проявления «клинической манифестацией психических расстройств»[1590].) Некоторые из этих проявлений являются по существу соматическими, однако душепопечители–немедики чаще всего обращают внимание на необычные в психологическом смысле чувства, ощущения, восприятия, мышление и поведение.
1) Эмоциональная сфера. Известно, что психические расстройства часто характеризуются интенсивной тревогой, депрессией, гневом, виной и другими болезненными чувствами. Эти чувства настолько обычны, что некоторые душепопечители сводят психические расстройства к аффективным или эмоциональным нарушениям.
Выделяют несколько типов эмоциональных нарушений. Например, эмоциональная неустойчивость — чрезвычайно неустойчивое эмоциональное состояние с неожиданными взлетами и падениями настроения. Для одних характерна эйфория, то есть постоянно повышенное настроение, не имеющее под собой реального основания; для других — постоянно пониженное, угнетенное настроение. Неадекватный аффект указывает на несоответствующие, негармонические эмоциональные реакции, которые кажутся странными и часто не имеющими никакой очевидной причины, например, хихиканье в ответ на грустную историю; неудержимое рыдание, когда человек объективно не скорбит; или взрыв ярости, когда для этого нет никакой объективной причины. Понятие уплощенный аффект указывает на склонность некоторых людей оставаться бесчувственными, возможно потому, что они не испытывают никаких чувств или не могут выразить их.
2) Ощущения и восприятия. Психическая адаптация невозможна, если человек не в состоянии правильно воспринимать и реагировать на стимулы, поступающие из внешнего мира. Для одних психически больных характерна гиперестезия (повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям); так, они могут слышать звуки, которых люди в нормальном состоянии обычно не слышат; воспринимать обычные цвета излишне яркими, насыщенными; иногда такие больные неспособны расслабиться или сосредоточиться на чем–либо, поскольку ощущают, что внешние раздражители, бомбардирующие их, «затопляют» их. Других психически больных характеризуют проявления гипестезии (пониженной восприимчивости к обычным внешним раздражителям); здесь можно упомянуть о сниженной болевой, слуховой и зрительной чувствительности. Иногда психически больным людям бывает трудно дифференцировать и синтезировать ощущения в восприятия. Некоторые шизофреники, например, не могут смотреть телевизор, поскольку им не удается воспринимать в одно и то же время картинку и звук[1591].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.