Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
Женщины и дети часто нежно и заботливо любят мужчин среднего возраста, но что касается их сексуальных попыток, то зачастую они только порождают проблемы и трудности, а к цели не приближают. Предупреждение, звучащее в адрес десятилетнего ребенка, чтобы он не играл с папой в кучу–малу, ибо он «уже не такой молодой, как раньше», задевает самолюбие человека среднего возраста так же, как и обследование на геморрой[654].
И в самом деле, какое определение можно дать среднему возрасту — периоду, забавному для одних и критическому для других? Многие ответят на этот вопрос с точки зрения количества лет: средний возраст — это время, которое охватывает период с конца четвертого десятка лет до конца пятого. Кто–то согласится с Карлом Юнгом, знаменитым швейцарским психиатром, который писал о среднем возрасте, как о периоде жизни, когда мы можем легко переключиться на другое, поскольку в значительной степени завершили такие дела, как «рождение детей… сохранение рода», «заработали деньги и положение в обществе»[655]. Другие определяют этот период как время все большего осознания, что всех целей не достичь; что жизнь подходит к концу и надо решать, продолжать двигаться в том же направлении или решиться на перемены, пока еще не слишком поздно.
Следовательно, понятие «средний возраст» разными людьми трактуется по–разному. Где–то около сорока начинается период жизни, для которого характерны самоанализ, самокритика, переоценка убеждений и ценностей, приспособление к физическим переменам и пересмотр образа жизни, карьеры и приоритетов. Для многих мужчин и женщин этот возраст является критическим периодом, но для большинства это время означает гораздо больше, чем просто время выживания[656]. Этот период может быть началом наилучшей половины жизни[657].
Все это имеет значение для христианского душепопечения. В церковных общинах, как и в обществе вообще, люди именно среднего возраста принимают большинство решений, зарабатывают и распределяют большую часть денег, занимают большинство руководящих постов и, похоже, обладают наибольшей властью. Но эти люди также отчаянно борются со скукой, упадком сил, супружескими разногласиями и изменчивыми ценностями. Если учесть преобладание людей среднего возраста и их проблем как в обществе, так и в церкви, то станет ясно, что к этому возрасту должен быть проявлен особый интерес в христианском душепопечении.
Библия и средний возраст
Священное Писание говорит о среднем возрасте немногое, возможно потому, что сравнительно небольшая часть народа доживала в библейские времена до этого возраста, хотя некоторые знаменитые люди и умирали в глубокой старости. По некоторым оценкам предполагаемая продолжительность жизни людей в бронзовом веке составляла восемнадцать лет. В Греции вероятная продолжительность жизни существенно не отличалась, а в Средние века поднялась только до тридцати семи лет. Даже в 1900 г. она была относительно низкой — около пятидесяти лет, так что имеется мало исторических прецедентов, библейских наставлений, касающихся среднего возраста, и глубоких богословских откровений, которые могли бы помочь современным людям средних лет.
Большой поддержкой для христианских душепопечителей могут стать те библейские отрывки, где говорится о глобальных проблемах, которые решают люди в среднем возрасте. Это проблемы браков, самоуважения, жизненных целей, труда, горестей, взаимодействия с детьми и престарелыми родителями, духовной зрелости, гневливости, телесных болезней, разочарований и так далее. Когда Священное Писание обращается к этим проблемах, то ссылка на возраст дается редко. Однако библейские учения и законы жизни универсальны, так что отдельным людям, включая и людей среднего возраста, следует помочь постичь актуальное значение Священного Писания при удовлетворении уникальных личных нужд.
Причины проблем среднего возраста
По мнению Юнга, большинство людей в целом не готовы начать жизнь во второй половине жизни. Зачастую мы принимаем период среднего возраста с его «бурей и натиском без особого энтузиазма» и не можем понять, что перед нами возникают уже другие проблемы и нельзя полагаться на решения, эффективные в прошлом[658].
Йельский психолог Даньел Левинсон, работа которого обсуждалась в предыдущей главе (см. рис. 13.1), рассматривает этот период как ряд возрастных фаз, каждая из которых имеет свои «активы» и «пассивы». Период среднего возраста начинается около сорока лет и включает этап самоанализа и переоценки ценностей. Наблюдения Левинсона вскрывают много причин проблем:
В среднем возрасте нас начинает волновать и страшить упадок сил и приближение к смерти. Молодые люди в период ранней зрелости часто полагают, что, перевалив тридцатилетний рубеж, они начинают стареть. <…> Средний возраст, как им представляется, несет в лучшем случае бессмысленный комфорт, а в худшем — застой и безысходность.
Средний возраст обычно рассматривается как неясно очерченный промежуточный период и определяется в основном негативно. Человек уже не молод, но еще не совсем стар. <…> Говоря «молодость», мы подразумеваем силу, рост и развитие, мастерство, риск, между тем как «старость» означает ранимость, увядание, завершение, переход в небытие. Наши весьма отрицательные представления о старости в значительной степени усугубляют треволнения среднего возраста. Страшно проходить этот возраст с мыслью о смерти, словно ты уже стар; тщетно также обольщаться мыслью о молодой жизни, словно ты все еще молод[659].
Около 80 процентов людей, по исследованиям Левинсона, переживали переход в средний возраст как период кризиса; эти переживания были связаны с пониманием, что времени остается все меньше и меньше и что важные жизненные цели вряд ли будут достигнуты. Однако не всегда этот кризис наступает в среднем возрасте[660]. «Мне теперь кажется, что единственного, предсказуемого, универсального переживания зрелости не бывает; их бывает множество», — пишет один профессор. Когда люди сталкиваются с переменами и реалиями среднего возраста, можно говорить о четырех «С»: ситуации, самовосприятии, содействии и стратегиях, которые определяют, быть этому возрасту критическим периодом или нет[661].
Ситуация имеет отношение к воззрениям человека на жизнь. Как рассматриваются превращения и перемены среднего возраста — как положительные, ожидаемые и манящие или как отрицательные, неожиданные и устрашающие? Что приносят супружество, профессиональная деятельность, религия, семья, досуг и другие сферы жизни — удовлетворение или только безысходность и разочарования? Как воспринимает происходящее человек — надеется и с оптимизмом ожидает, что дела пойдут лучше, или испытывает отчаяние и чувствует себя обманутым?
Ответ на эти вопросы определяется тем, как человек воспринимает себя. Как выглядит человек средних лет? Что он собой представляет? Имеются ли у него навыки, опыт и уверенность в себе, необходимые для того, чтобы совладать со стрессами в среднем возрасте? Как он справлялся с жизненными переменами в прошлом? Является ли он оптимистом и способен ли действовать в неопределенной и неоднозначной ситуации?
Понятие «содействие» указывает на материальный достаток человека, стабильное положение на работе и религиозные убеждения, а также поддержку и одобрение со стороны семьи, близких друзей, бывших наставников и коллег. Всякий раз, переживая переходный период, в том числе и перемены в среднем возрасте, важно окружить себя отзывчивыми людьми. С другой стороны, от критических замечаний и действий ближних наши проблемы очень часто лишь усугубляются.
Стратегии — это техники совладания с ситуацией, тактические решения, которые люди принимают, чтобы преодолеть стрессы. Человек, творчески и успешно преодолевающий стрессы, употребляет множество стратегий. Он понимает, что не бывает какого–то одного, волшебного способа, который всегда и во всем приносит успех и помогает приспособиться к жизненным переменам.
Исследования указывают на то, что жизненные перемены ощутимы, заметны, существенны в промежутке между ранней и средней зрелостью. Мужчины, например, становятся более вдумчивыми и сострадательными, нежными и кроткими, их меньше тревожат внутренние конфликты и внешние требования[662]. Женщины, наоборот, начинают больше интересоваться карьерой и успешной деятельностью вне дома[663]. Оба пола, по мнению Эрика Эриксона, в пору зрелости приостанавливаются в развитии, вступают в полосу застоя, если личность не переходит на этап «генеративности» — активного участия в ободрении и наставлении следующего поколения.
Проблемы среднего возраста могут возникать вследствие целого ряда факторов, которые, однако, можно объединить в четыре категории перемен: физические, психологические, профессиональные и семейно–брачные.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.