Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Описание и краткое содержание "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В монографии анализируется ход перестройки экономики Советского Союза на военное положение с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в целях ускоренного производства вооружения, боевой техники и других видов материальных средств для обеспечения войск действующей армии. Показан процесс накопления запасов военной продукции и перевооружения соединений и частей Красной Армии. С использованием подлинных архивных документов дан всесторонний анализ военно-экономического фактора в двух наиболее значимых событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн — Сталинградском сражении и Курской битве.
Военно-исторический труд посвящается 60-летию величайших событий Второй мировой войны: Сталинградскому сражению и Курской битве.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
Начальнику Тыла Красной Армии были подчинены: Главные управления: автомобильное, дорожное, интендантское, продовольственного снабжения, военно-санитарное; Центральное управление военных сообщений; Управления: снабжения горючим, ветеринарное, финансовое, по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава действующей армии и пенсионному обеспечению их семей, административно-хозяйственное; отдел кадров.
На начальника Тыла Красной Армии возлагались обязанности: разработка вопросов организации тыла действующей армии; подготовка планов и соображений по формированию, расформированию и распределению между фронтами соединений, частей и учреждений тыла, осуществление этих мероприятий через Генеральный штаб; выполнение оперативных перевозок и подвоза фронтам всего необходимого; всестороннее обслуживание Красной Армии.
В состав Штаба тыла, который оставался основным органом управления Тылом Красной Армии, входили отделы: оперативно-организационный; снабжения фронтов и отдельных армий; снабжения резервных армий, военных округов, запасных частей и воинских эшелонов, находящихся в пути; железнодорожных и водных перевозок; автомобильных и авиационных перевозок; приказной и штатный.
Новая структура центрального аппарата Тыла Красной Армии, его функции и правовое положение должностных лиц теперь полнее соответствовали принципам боевого использования войск, позволяли более целенаправленно и организованно решать задачи тылового обеспечения. Одновременно принимались меры по улучшению оснащения органов управления тылом техническими средствами связи, в первую очередь в оперативном звене. Штабам тыла фронтов выделялись отдельная рота связи и отдельная кабельно-шестовая рота. В армиях связь тыла организовывалась за счет средств армейских полков связи путем выделения в распоряжение начальника тыла армии отдельной роты связи. Кроме того, были сформированы семь авиационных звеньев связи по три самолета ПО-2 в каждом. Эти звенья были распределены между начальниками тыла фронтов. Этим же постановлением начальнику Тыла Красной Армии — заместителю народного комиссара обороны по тылу было предоставлено право входить с ходатайством в Правительство СССР по всем вопросам, связанным с осуществлением мероприятий по организации тыла Красной Армии, созданием запасов и снабжением армии продфуражом, горюче-смазочными материалами, вещевым, обозно-хозяйственным, медико-санитарным, ветеринарным имуществом и другими вопросами, принадлежащими по кругу обязанностей начальнику Тыла Красной Армии. Подчиненные ему начальники главных и центральных управлений НКО могли входить с ходатайством в Правительство только через начальника Тыла Красной Армии.
Последний имел право контролировать правильность распределения и использования в пределах, определенных Государственным Комитетом Обороны и СНК СССР, ресурсов продовольствия, фуража, интендантского, санитарного и ветеринарного имущества, горюче-смазочных материалов, автомашин, тягачей и запасных частей к ним, а также осуществлять контроль за эксплуатацией и ремонтом автотранспорта.
Успех военно-экономического обеспечения войск во многом зависел от организации подвоза боеприпасов, горючего и других видов материальных средств. Поэтому во всех звеньях тыла особое внимание уделялось как организационной структуре, так и использованию железнодорожного, автомобильного, гужевого транспортов, состоянию железных дорог, а также дорог для движения автомобильного и гужевого транспортов. Транспорт стал важнейшим средством подготовки и обеспечения свыше 50 только стратегических наступательных операций, проведенных нашими Вооруженными Силами в ходе Великой Отечественной войны под непосредственным руководством Верховного Главнокомандования.
Для руководства грузопотоком из глубины страны к фронту и наоборот были созданы центральные распорядительные станции (ЦРС), которые направляли прибывающие транспорты с материальными средствами в адрес фронтов на их распорядительные станции (ФРС), а эвакуационные грузы — на восток, вглубь страны. Прибывшие на ФРС материальные средства доставлялись на фронтовые склады или армейские распорядительные станции и далее — на станции снабжения. Со станций снабжения соединения и части грузы вывозили, как правило, своими транспортными средствами. Эта схема, разработанная еще в предвоенные годы, предусматривала комбинированный способ подвоза: по принципу «от себя» — до армии включительно и «на себя» — от армии до батальона. Приказом народного комиссара обороны СССР от 31 мая 1943 г. был установлен единый порядок подвоза «от себя» во всех звеньях снабжения воинских формирований.125
В целях улучшения планирования и регулирования перевозок, координации усилий различных видов транспорта в феврале 1942 г. при ГКО был образован Транспортный комитет. Для укрепления руководства железнодорожным транспортом постановлением ГКО от 25 марта 1942 г. народным комиссаром путей сообщения по совместительству был назначен заместитель наркома обороны — начальник Тыла Красной Армии генерал А. В. Хрулев.
Органы тыла Вооруженных Сил и НКПС в крайне тяжелых условиях ведения войны приложили большие усилия к обеспечению необходимого объема воинских перевозок.
В целях более эффективного использования подвижного состава, бесперебойного обслуживания фронтовых железных дорог локомотивами и поездными бригадами, обеспечения возможности гибкого маневрирования в сложной обстановке осенью 1942 г. по решению ГКО было сформировано 35 паровозных колонн резерва НКПС. Тогда в составе колонн насчитывалось 750 паровозов126. Впоследствии их насчитывалось до 2000 единиц, они были полностью военизированы и закреплены за соответствующими фронтами.
В прицепной к паровозу теплушке размещался весь предназначенный для сопровождения поезда состав: машинисты, их помощники, кочегары, главные и старшие кондукторы, поездные вагонные мастера, работавшие посменно. Применение таких паровозных колонн обеспечивало пропуск поездов вслед за войсками, не нарушая нормального ритма работы железных дорог ближнего тыла.
Вот что писал о значении военизированных паровозных колонн особого резерва НКПС начальник Тыла Красной Армии генерал армии А. В. Хрулев: «Когда зимой 1942–1943 гг. развернулось наступление Красной Армии на всех фронтах, то перевозки в основном были осуществлены силами паровозных колонн. В перевозках для Сталинградского фронта одновременно участвовало свыше 500 колонных паровозов, а в районе Курской дуги — более 600.
Массовая перевозка войск из-под Сталинграда на Центральный и Калининский фронты оказалась под силу железным дорогам только благодаря использованию паровозных колонн… Паровозный парк колонн особого резерва, объединявших около 2000 паровозов, закончил войну без существенных потерь. Мы не имели паровозных кладбищ, которые оставила после себя Первая мировая война»127.
Для ускорения оборота железнодорожных цистерн были сформированы маршрутные составы — «вертушки», которые закреплялись за фронтами по 2–4 состава128.
Были, разумеется, и неудачные оргштатные преобразования. Так, приказом народного комиссара обороны от 31 января 1943 г. объявлялось решение Ставки ВГК об изъятии органов военных сообщений Красной Армии из подчинения Главного управления тыла и передаче их в подчинение общевойсковым штабом. Однако такая перестройка оказалась нежизненной. И ее пришлось отменить через 36 дней. Это объяснялось тем, что массовые перевозки войск и подвоз материальных средств фронтам по железным дорогам представляют собой целый комплекс мероприятий, проводимых Генеральным штабом, командующими оперативными объединениями, их штабами, начальниками и штабами тыла, различными службами, органами военных сообщений, а также гражданскими транспортными ведомствами.
Опыт показал, что организация выполнения воинских перевозок требует совместных усилий многих служб под руководством начальника тыла. Кроме того, по новой структуре нарушалась оправдавшая себя в ходе войны система ответственности за подвоз. В связи с этим 7 марта 1943 г. приказом народного комиссара обороны органы военных сообщений Красной Армии из подчинения Генерального штаба, штабов фронтов и армий изымались и передавались в подчинение: Центральное управление военных сообщений — начальнику Тыла Красной Армии, отделы военных сообщений — начальникам тыла фронтов, округов, армий.
Установленный порядок подчиненности органов военных сообщений выдержал испытания войной и полностью себя оправдал. За всю войну не было случая срыва воинских перевозок железнодорожным и водным транспортом. Что же касается перевозок автомобильным транспортом с центральных баз и складов фронтам, то они планировались и контролировались только штабом Тыла Красной Армии.129
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Книги похожие на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.