Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
конечных вещах, что наше сознание их и их бытие не отделимы друг
от друга, потому что они в созерцании связаны с определением
существования, то это, пожалуй, правильно. Но было бы величайшей
бессмыслицей полагать, что в нашем сознании существование таким
же образом связано с представлением о конечных вещах, как с
представлением о боге; мы забывали бы при этом, что конечные вещи
изменчивы и преходящим, т. е. что существование с ними связано
лишь преходящим образом, что эта связь не вечна, а отделима.
Ансельм поэтому, отодвигая в сторону такого рода связь, какую
мы встречаем по отношению к конечным вещам, справедливо
объявил совершенным лишь то, что существует не только
субъективным, но и объективным образом. Всякое чванливое пренебрежение к
304
так называемому онтологическому доказательству и к этому
Апсельмову определению совершенного ни к чему не приводит, так как оно
содержится в каждом непредубежденном человеческом уме, равно как
возвращается даже против воли и намерения в каждой философии,
как мы можем убедиться на примере учения о непосредственной вере.
Но недостаток аргументации Ансельма, — недостаток, который,
впрочем, разделяют с последним Декарт и Спиноза, равно как и
учение о непосредственном знании, — заключается в том, что единство,
которое характеризуется как наиболее совершенное, или также
субъективно— как истинное знание, служит предпосылкой, т. е. принимается
лишь ? себе. Этому, следовательно, абстрактному тожеству тотчас же
противниками противопоставляется различие этих двух определений,
как это давно сделали, возражая Ансельму, т.е. противопоставляется
представление о конечном и существование конечного — бесконечному,
ибо, как мы раньше заметили, конечное есть такая объективность,
которая вместе с тем не соответствует цели, своей сущности и понятию,
отлично от этого понятия, или такое представление, такое
субъективное, которое не содержит в себе существования. Это возражение и
противоположность устраняются лишь тем, что указывается, что конечное
есть нечто неистинное, что эти определения, взятые сами по себе,
односторонни и лишены всякого значения и что тожество,
следовательно, есть то, во что они сами переходят и в чем они примиряются.
В.
Объект·
§ 194.
Объект есть непосредственное бытие, благодаря равнодушию к
различию, снявшему себя в объекте; он, далее, есть целостность внутри
себя, но вместе с тем он также равнодушен к своему
непосредственному единству, так как это тожество есть лишь в–себе–сущее тожество
моментов; он таким образом распадается на различные существования,
каждое из которых само есть целостность. Объект есть поэтому
абсолютное противоречие между совершенной самостоятельностью и столь
же совершенной несамостоятельностью различных существований.
Примечание. Определение: абсолютное есть объект, яснее всего
выражено в лейбницевской монаде, которая, по мысли Лейбница, есть
объект, но объект, обладающий представлениями в себе, а именно
являющийся целостностью представлений о мире. В ее простом единстве всякое
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
305
различие существует лишь как идеальное, несамостоятельное. Ничто
не проникает в монаду извне, она есть внутри себя целиком все
понятие, отличающееся лишь большей или меньшей степенью собственного
развития. Эта простая целостность точно так же распадается на
абсолютное множество различий так, что они суть тоже самостоятельные
монады. В монаде монад и в предустановленной гармонии хода их
внутреннего развития эти субстанции снова низводятся на степень
несамостоятельности и идеальности. Лейбницевская философия
является, таким образом, вполне развитым противоречием.
Прибавление 1–е. Если абсолютное (бога) понимают как объект
и не идут дальше этого, то это, как справедливо указал в новейшее
время главным образом Фихте, представляет собою вообще точку зрения
суеверия и рабского страха. Бог, несомненно, есть объект и притом
всецело объект, пред которым наше особенное (субъективное) мнение и
воление не обладают никакой истиной и значимостью. Но именно как
абсолютный объект бог не противостоит субъективности как темная и
враждебная сила, а, наоборот, содержит эту субъективность внутри
самого себя как существенный момент. Это высказано в религиозном
учении христианства, гласящем: бог хочет, чтобы все люди были
спасены, и он хочет, чтобы все они достигли блаженства. Спасения,
блаженства люди достигают благодаря тому, что они возвышаются до
сознания своего единства с богом, бог перестает быть для них только
объектом и, следовательно, предметом страха и ужаса, каким он был
в особенности для религиозного сознания римлян. Если, далее, в
христианской религии бог познается как любовь, и притом постольку,
поскольку он открылся людям в своем едином с ним сыне, как данном,
именно единичном человеке, и этим спас их, — то в этом акте находит
себе выражение то положение, что противоположность между
объективностью и субъективностью преодолена в себе, и уже наше дело
сделать себя причастными этому спасению, отрекаясь от нашей
непосредственной субъективности (сбрасывая с себя ветхого Адама) и
сознавая бога как нашу истинную и существенную самость.
Подобно тому, как религия и религиозный культ состоят в
преодолении противоположности между субъективностью и объективностью,
точно также наука и, ближе, философия не имеют никакой иной задачи,
кроме преодоления этой противоположности посредством мышления.
В познании дело вообще идет о том, чтобы лишить противостоящий нам
объективный мир его чуждости, ориентироваться, как обыкновенно
выражаются, в нем, а это означает — свести объективное к понятию,
Логика. 20
306
которое есть наша глубочайшая самость. Из данного здесь
разъяснения видно, как превратно рассматривать субъективность и
объективность как некую прочную и абстрактную противоположность. Оба
определения целиком диалектичны. Понятие, которое сначала только
субъективно, соответственно своей собственной деятельности, не
нуждаясь для этого ни в каком внешнем материале или веществе,
приходит к тому, чтобы объективировать себя, и точно так же объект
не есть нечто неподвижное, нечто, в чем не совершается никакого
процесса, а его развитие состоит в том, что он обнаруживает себя
одновременно и как субъективное, которое образует дальнейшее
движение к идее. Кто незнаком с определениями субъективности и
объективности и захочет их удержать в их абстрактности, тот найдет,
что эти абстрактные определения ускользают у него из рук раньше,
чем он успевает оглянуться, и каждый раз он будет говорить как раз
противоположное тому, что он хотел сказать.
Прибавление 2–е. Объективность содержит в себе три формы:
механизм, химизм и целевое соотношение. Механически определенный
объект есть непосредственный, индифферентный объект. Он, правда,
содержит в себе различия, однако различные элементы относятся
друг к другу равнодушно, и их связь для них только внешняя. В
химизме, напротив, объект показывает себя существенно различным,
так что объекты суть то, что они суть, лишь через их соотношение
друг с другом, и дифференция составляет их качество. Третья форма
объективности, телеологическое отношение, есть единство механизма
и химизма. Цель есть снова, как механический объект, внутри себя
замкнутая целостность, обогащенная, однако, выступившим в химизме
принципом дифференции, и, таким образом, она соотносится с
противостоящим ей объектом. Реализация цели и образует переход к идее.
а. Механизм.
§ 195.
Объект 1) в его непосредственности есть понятие лишь в себе;
понятие, как субъективное понятие, есть сначала вне объекта, и всякая
определенность есть определенность, положенная как внешняя. Как
единство различных, объект есть поэтому некое составное, некий аггрегат,
и действие, оказываемое на другое, остается внешним соотношением;
это — формальный механизм. —- Объекты остаются в этом соотношении
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
307
и этой несамостоятельности самостоятельными, внешне оказывая
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.