» » » » Георг Гегель - Наука логики


Авторские права

Георг Гегель - Наука логики

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Наука логики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз., год 1937. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Наука логики
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1937
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наука логики"

Описание и краткое содержание "Наука логики" читать бесплатно онлайн.



«Наука логики» — важнейшее сочинение Гегеля, где рельефно выступает его диалектический метод. Классики марксизма-ленинизма высоко ценят этот труд Гегеля. Ленин писал, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля». Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий. Диалектика Гегеля идеалистична, поэтому Ленин писал: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа». «Наука логики» Гегеля дается в новом переводе.






Мыслящий же разум обостряет, так сказать, притуплённое различение различного, простое мно- LXXI гообразие представления, существенное различение, в противоположность. Лишь таким путем многообразные, обостренные в противоречие, противополагаются энергически и жизненно и приобретают в нем ту отрицательность, которая есть присущее самодвижению и жизненности биение пульса»… [42–44] NB (1) Обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное.

(2) Остроумие и ум.

Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещь в отношения друг к другу, заставляет «понятие светиться через противоречие», но не выражает понятия вещей и их отношений.

(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одного к другому, — приобретают ту негативность, которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности.

Подразделения: основание (1) абсолютное — основа. «Форма и материя», основание «Содержание».

(2) определенное основание (как основание [для] определенного содержания) LXXII Переход его в обусловливающее посредствование I (3) вещь в себе (переход в существование).

Примечание. Закон основания.

Обычное: «Все имеет свое достаточное основание».

«Смысл этого предложения состоит вообще не в чем ином, как в том, что все, что есть, должно быть рассматриваемо, не как сущее непосредственное, а как положенное; оно должно не останавливаться на существовании или вообще на определенности, но возвращаться от них к своему основанию»… [47] Излишне прибавлять: достаточное основание.

Недостаточное не есть основание.

Лейбниц, сделавший из закона достаточного основания — базу своей философии, понимал это глубже. «Лейбниц…

противопоставлял достаточность основания главным образом причинности в строгом смысле этого слова, как механическому образу действий». Он искал «отношение» причин [47], «целое, как существенное единство».

I Он искал цели, но телеология от- I носится, де, не сюда, а к учению о понятии.

…«Нельзя… спрашивать каким образом форма привходит к сущности, ибо первая есть лить видимость последней в себе самой, присущая (sie!) ей собственная рефлексия»… [50] ЬХХШ Форма существенна. Сущность формирована так или иначе в зависимости и от сущности…

Сущность как бесформенное тождество (самой с собой) становится материей. [51] «…Она (материя) есть собственная основа или субстрат формы»… [51] «Если отвлечь от всяких определений, от всякой формы чего-либо, то останется неопределенная материя. Материя есть нечто просто отвлеченное. (—Материи нельзя видеть, осязать и т. д., — то, что видят, осязают, есть уже определенная материя, т. е. единство материи и формы)». [51] Материя не суть основание формы, а единство основания и обоснованного.

Материал есть пассивное, форма — активное. «Материя должна… быть оформлена, а форма должна материализоваться»… [52] «То, что является деятельностью формы, есть далее в той же мере собственное движе- ||| NB ние самой материи»… [53]…«И то и другое, действие формы и движение материи, есть одно и то же…

Материя, как таковая, определена или необходимо имеет некоторую форму, а форма есть просто материальная, устойчивая форма».

[53–54] Примечание: Формальный способ объяснения из тавтологических оснований., Очень, де, часто особенно в физических науках «основания» объясняют тавтологически: движение земли объясняется «притягивающей силой» солнца. А что такое притягивающая сила? Тоже движение!! [57–58] LXXIV Пустая тавтология: зачем едет этот человек в город? Вследствие притягивающей силы порода! [58] Бывает и так, что в науке выдвигают сначала, как «основание» — молекулы, эфир, «электрическую материю» etc., а потом оказывается, «что они (эти понятия) суть собственно определения, выведенные из того, что они должны обосновывать, гипотезы и вымыслы, выведенные из некритической рефлексии»… [69] Или говорят, что мы «не знаем внутренней сущности самых этих сил и· материй»… [60] тогда, де, нечего, де, и «объяснять», а просто ограничиваться фактами…

Реальное основание,, не тавтология, а уже «другое оцределение содержания». [60] По вопросу об «основе» Гегель замечает, между прочим: «Еслц о природе говорится, что она есть основание мира, то то, что называется природою, о одной стороны, есть то же, что и мир, и мир есть не что иное, как сама природа».

[62] С другой стороны!«для того, чтобы природа стала миром, к ней извне присоединяется еще многообразие определений»…

Так как всякая вещь имеет «множество» — «определений содержания, отношений и высказываемых по поводу нее соображений», то можно приводить доводы» в любом числе за и прошив. [64] Это Сократ и Платон и называли софистикой. Такие доводы не содержат «всего объема вещи», не «исчерпывают» ее (в· смысле «охвата связи вещи» и «содержат все» стороны ее).

Переход основания в условие.

LXXV Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой педантизм у Гегеля в этих выводах, но гениальна основная идея: всемирной, всесторонней, живой связи всего со всем и отражения этой связи — материалистически на голову поставленный Гегель — в понятиях человека, которые должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир. Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники.

А «чисто логическая» обработка? Это совпадает.

Это должно совпадать, как индукция и дедукция в «Капитале».

Река и капли в этой реке. Положение каждой капли, ее отношение к другим; ее связь с другими; направление ее движения; скорость; линия движения — прямая, кривая, круглая etc., — вверх, вниз. Сумма движения. Понятия, как учеты отдельных сторон движения, отдельных капель (= «вещей»), отдельных «струй» etc. Вот приблизительно картина мира по Логике Гегеля, — конечно минус боженька и абсолют.

«Если налицо все условия мыслимой вещи, то она осуществляется»… [73] Очень хорошо! причем тут абсолютная идея и идеализм? Забавно это «выведение» существования…

Часто у Гегеля слово «момент» в смысле момента связи, момента в сцеплении.

ВТОРОЙ ОТДЕЛ: ЯВЛЕНИЕ Первая фраза: «Сущность должна являться»… [74] (по)явление сущности есть (1) осуществление (вещь); (2) явление. («Явление есть то, что есть вещь в себе или истина последней», стр. [75]) «Миру явлений противостоит рефлектированный в себя, сущий в себе мир»… [75] (3) Отношение и действительность.

Между прочим: «Доказательство есть вообще опосредованное познание»… [75]…«Различные виды бытия требуют свойственных именно им видов опосредования или содержат их в себе; поэтому и природа доказательства относительно каждого из них различна» [75] I И паки… о существовании бога!! I Бедный этот бог, как только помянут I слово существование, так он и обидится. | Существование отличается от бытия своей опосредствованностью. [77] [? конкретностью и связью?]…«Вещь в себе и ее опосредованное бытие обе содержатся в осуществлении и обе осуществлены; вещь в себе осуществлена, как существенное, опосредованное, бытие, как несущественное осуществление вещи»… [78]? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному? LXXVII…«Последняя (вещь в себе) не должна в ней самой иметь никакого определенного многообразия и потому приобретает оное, лишь будучи перенесена во внешнюю рефлексию, причем остается к нему безразличною.

(—Вещь в себе имеет цвет лишь будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. п.)»… [79]…«Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное н обнаружить себя своеобразным способом в своем отношении»… [81] «Вещь в себе осуществляется, таким образом, существенно»… [82] В примечании идет речь о «вещи в себе трансцендентального идеализма»…

…«Вещь в себе, как таковая, есть не что иное, как пустое отвлечение от всякой определенности, о коем, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что оно есть отвлеченность от всякой определенности»… [82] Трансцендентальный идеализм…

перемещает в сознание «всякую определенность вещей, как по форме, так и по содержанию»…

[82] «то с этой точки зрения во мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок, а не горек, что первый и второй удар часов я определяю, как последовательные, а не как одновременные, а также, первый не как причину, и не как действие второго и т. д.»… [82] Гегель оговаривается далее, что здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и «внешнюю рефлексию».

«Существенная же недостаточность той точки зрения, на которой останавливается сказанная философия, состоит в том, что она упорно удерживает на отвлеченной вещи в себе, как LXXVIII Суть=против субъективизма и разрыва вещи в себе и явлений Закон (явлений) NB | Закон есть прочное (остающееся) в явлении на окончательном определении, и противопоставляет рефлексию или определенность и многообразие качеств вещи в себе; между тем как в действительности вещь в себе по существу имеет эту внешнюю рефлексию в ней самой и определяет себя, как причастную собственным определениям, свойствам, обнаруживает ложность определения себя, как отвлеченной вещи, как чистой вещи в себе». [82–83]… «Многие различные вещи состоят в существенном взаимодействии через своп свойства; свойство есть самое это взаимодействие, и вещь вне их есть ничто»… [83 J Вещность переходит в свойство.[83] Свойство в «материю» или «вещество» («вещи состоят из веществ») etc.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наука логики"

Книги похожие на "Наука логики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Наука логики"

Отзывы читателей о книге "Наука логики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.