» » » » Георг Гегель - Наука логики


Авторские права

Георг Гегель - Наука логики

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Наука логики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз., год 1937. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Наука логики
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1937
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наука логики"

Описание и краткое содержание "Наука логики" читать бесплатно онлайн.



«Наука логики» — важнейшее сочинение Гегеля, где рельефно выступает его диалектический метод. Классики марксизма-ленинизма высоко ценят этот труд Гегеля. Ленин писал, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля». Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий. Диалектика Гегеля идеалистична, поэтому Ленин писал: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа». «Наука логики» Гегеля дается в новом переводе.






• — вот. Ред.

План диалектики (логики) Гегеля

1915 Г. БЕРН ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)

I. Учение о бытии. А) Качество, а) бытие;

b) наличное бытие;

c) для-себя-бытие.

B) Количество, а) чистое количество;

b) величина (Quantum);

c) степень.

C) Мера.

II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа существования.

a) тождество — различие — основа;

b) существование;

c) вещь.

В) Явление.

a) мир явления;

b) содержание и форма;

c) отношение.

О) Действительность.

a) отношение субстанциальности;

b)» каузальности;

c) взаимодействие %

III. Учение о понятии.

А) Субъективное понятие.

a) понятие;

b) суждение;

c) заключение.

* «План диалектики Гегеля» записан Лениным в тетради арх,

№ 18 693, вслед за замечаниями на книгу Ноэля (стр. 231). Ред.

ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ XIX

B) Объект.

a) механизм;

b) химизм;

c) телеология.

C) Идея.

a) жизнь;

b) познание;

c) абсолютная идея.

Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) — таков действительно о б щи и ход всего человеческого познания (всей пауки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории].

Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления.

Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (бытие (абстрактное) — определенное бытие (конкретное) — для себя бытие), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект — истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Маркс называл мистикой идей у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие=ничто — идея становления, развития). Сначала мелькают, впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль * — все течет. Ред.

XX к познанию тождества — различия — основы— сущности versus* явления, — причинности etc.

Все эти моменты (шаги, ступени, процессы, познания направляются от субъекта к объекту) проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее).

# Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым известным нам является ощущение, а в? е м неизбежно и качество…

Если Маркс не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала», и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материа- | лизма (не надо 3-х слов: это одно и то же), взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.

Товар — деньги — капитал I. производство абсолютной при- '/^ бавочной стоимости ^ производство относительной прибавочной стоимости 1 История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее. | Начало — самое простое, обычное, массо- видное, непосредственное «бытие»: отдельный товар («бытие» в политической экономии).

* — против Ред.

Анализ его, как отношения социального.

Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости).

? Проверка фактами respective * практикой | * есть здесь в каждом шаге анализа. | Ср. к вопросу о сущности versus явление — цена и стоимость — спрос и предложение versus стоимость (=кристаллизированный труд) — заработная плата и цена рабочей силы.

¦ — соответственно. Ред.

Конспект книги Гегеля «Наука логики»

(Берн: Логика. I. 175) (Берлин 1833) С о чинен и я Г. В.? р. Г е г е л л, том III (стр. 468) «Наука Логик и».

1 часть. Объективная логика.

1 отдел. Учение о бытии.

Полное заглавие Сочинений Г. В. Фр. Гегеля.

Полное издание кружка друзей покойного: Маргей- неке, Шульце, Ганс, Геннинг, Гото, Ми- шле, Ферстер.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Том III, стр. 5 — остроумно о логике: это де «предрассудок», будто она «учит мыслить» (как физиология «учит переваривать»??)… «наука логики, составляющая собственно метафизику или чисто-умозрительную философию»… [XXV]*… «Философия не может брать своего метода у подчиненной науки — математики»…

«Но таким методом может быть лишь природа ее содержания, движущаяся в научном познании, причем вместе с тем соб- * Страницы указаны по русскому переводу Н. Г. Дебольского: «Гегель. Наука логики. Петроград 1916». Ред.

XXIII ственная рефлексия содержания сама полагает и производит его определения».

(Движение научного познания — вот суть).

«Рассудок дает определения», разум отрицает, он диалектичен, ибо он определения рассудка «сводит в ничто». Соединение того и другого, — «рассудочный разум или разумный рассудок» =позитивное.

Отрицание «простого»… «движение духа»…

«Лишь этим, конструирующим сам себя, путем философия… способна стать объективною доказательною наукою». [XXVI] («Сам себя конструирующий путь» = путь (тут гвоздь, по моему) действительного познания, познавания, движения).

Движение сознания «как развитие всякой естественной и духовной жизни» покоится на «натуре чистых сущностей, составляющих содержание логики» (натура чистых сущностей).

Перевернуть: логика и теория познания должна быть выведена из «развития всей жизни природы и духа».

До сих пор: предисловие к I изданию.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ «Царство мысли представить философски Замечательно! Природа и ¦духовное» т. е. в его собственной (NB) имманентной деятельности или, что то же, в его необходимом (NB) развитии».

«Известные формы мысли» — важпое начало, «безжизненные кости скелета». [XXVII] Нужно не безжизненные кости, а живая жизнь.

Связь мышления с языком (китайский язык между прочим и его неразвитость: [XXVIII]), образование существительных и глаголов. В немецком языке иногда слова имеют «противоположное значение» (не только «различные, но и противоположные) — «радость для мысли»…

Понятие силы в физике — и полярности («противоположности неразрывно (курсив Гегеля) связанные»). Переход от силы к полярности — переход к «высшим мысленным отношениям». [XXVIII] [NB еще стр. [XXVII]… «Но если вообще противопоставлять природу, как физическое, духовному, то следовало бы сказать, что логическое есть скорее сверхприродное»…] Логические формы общеизвестны, но…

«то, что известно, еще не есть оттого познанное*. [XXVIII] XXV «Бесконечный прогресс» — «освобождение» «форм мышления» от материала, представлений, желаний etc., выработка общего (Платон, Аристотель), начало познания…

«Лишь после того, как все необходимое было на лицо…. люди начали философствовать» — говорит Аристотель; и он же: досуг египетских жрецов, начало математических наук. [XXIX] Занятие «чистыми мыслями» предполагает «длинный путь, который должен быть пройден человеческим духом». В таком мышлении «смолкают интересы, движущие жизнью народов и индивидуумов».

Категории логики суть сокращения («сокращенное» в другом месте) «бесконечной массы» «частностей внешнего существования и деятельности». В свою очередь эти категории служат людям на практике («в духовном обороте живого содержания, в создании и обмене»). [XXIX–XXX] «О наших ощущениях, стремлениях, интересах мы, правда, не говорим, что они нам служат, но они считаются самостоятельными силами, так что мы сами есть то».

И о формах мысли нельзя сказать, что они нам служат, ибо они проходят «через все наши представления», они суть «общее, как таковое».

Объективизм: категории мышления не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека— ср. дальше противоположение — «субъективного мышления» и «объективного понятия самой сути вещей». Мы не можем «выйти за пределы природы вещей» [XXX–XXXI] Интересы «двигают жизнью народов» Отношение мышления кг.

интересам иг влечениям..- XXVI в. и. ленин И замечание против «критической философии». [XXXI] Она представляет себе отношение между «тремя терминами» (мы, мышление, вещи) так, что мы стоим «по средине» между вещами и мышлением, что эта средина «разделяет» нас «вместо того, чтобы соединять». На это, говорит Гегель, надо ответить «простым замечанием», что «самые эти вещи, кои будто бы стоят по ту сторону наших мыслей, сами суть мысленные вещи»… и «так-называемая вещь в себе лишь одна мысленная вещь пустой отвлеченности».

Суть довода, по моему: (1) у Канта познание разгораживает (разделяет) природу и человека; на деле оно соединяет их; (2) у Канта «пустая абстракция» вещи в себе на место живого шествия, движения знания нашего о вещах все глубже и глубже.

Вещь в себе у Канта пустая абстракция, а Гегель требует абстракций, соответствующих сути: «объективное понятие вещей составляет самую их суть», соответствующих — материалистически говоря — действительному углублению нашего познания мира.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наука логики"

Книги похожие на "Наука логики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Наука логики"

Отзывы читателей о книге "Наука логики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.