» » » » Георг Гегель - Наука логики


Авторские права

Георг Гегель - Наука логики

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Наука логики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз., год 1937. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Наука логики
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1937
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наука логики"

Описание и краткое содержание "Наука логики" читать бесплатно онлайн.



«Наука логики» — важнейшее сочинение Гегеля, где рельефно выступает его диалектический метод. Классики марксизма-ленинизма высоко ценят этот труд Гегеля. Ленин писал, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля». Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий. Диалектика Гегеля идеалистична, поэтому Ленин писал: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа». «Наука логики» Гегеля дается в новом переводе.






[16]. Еще раз, что вещь в себе = абстракция, продукт абстрагирующего мышления.

I. ПЕРВАЯ КНИГА: УЧЕНИЕ О ЕЫТИИ Том III. I часть. Объективная логика.

I книга: Учение о бытии.

(Берлин 1833).

БЫТИЕ гчо1,? /Тема логикиЛ [18]… (между прочим)… / с ьс «природа познания» гносеоло.

(idem*cTP./-*>7) \ шей» ныне.

[19]… «Нет (курсив Гегеля) ничего, ни в небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непосредственности и опосредствования»…

1) Небо — природа — дух. Небо долой: материализм.

2) Все опосредствовано =опосредство- вано, связано в едино, связано переходами.

Долой небо — закономерная связь всего (процесса) мира.

[20] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое знание в полном объеме своего? аз- вития»…

* — то же. Ред.

?? III * XXXVI в. и. лбнин 1-ая строка ахинея.

2-ая гениальна.

С чего начать? «Чистое бытие» — «ничего не предполагает», начало. «Не заключает в себе никакого содержания»… «ничем не опосредствовано»…

NB [22]…«Развитие (познания)… должно определяться природою вещей и самим содержанием»…

[23]. Начало содержит в себе и «ничто» и «бытие», оно есть их единство:…«начинающегося еще нет; оно лишь направляется к бытию»… (от небытия к бытию: «небытие, которое есть вместе бытие»).

Чушь об абсолюте [23–24]. Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически: Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) — т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.

[25]. Начать философию с «Я» нельзя, «объективного движения». [25] Нет ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ: КАЧЕСТВО [29]. Чистое бытие — «без всякого дальнейшего определения».

(Определение есть уже качество.) Переход бы- / /оч ^ \ — а это в наличное (?) бытие \ тия — в суще- ч для себя *^ \ конечное» I 2 /пч ствоваиче \ I бытие (?) Бытие — ничто — становление.

«Чистое бытие и чистое ничто есть…

одно и то же». [29] ([31]: Это кажется «парадоксом»). Их соединение есть становление.

«Это движение непосредственного исчеза- ния одного в другом»…

Ничто противополагают нечто. Но нечто есть уже определенное бытие, отличное от другого нечто, а здесь идет о простом ничто. [30] (Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой абстракции бытия). У Гераклита «все течет» [30]… т. е. «все есть становление».

Ex nihilo nihil fit *? Из ничего выходит бытие (становление)…

[31]: «Выло бы нетрудно обнаружить это единство бытия и ничто… на каждом * —Из ничего ничего не выходит. Ред.

XXXVIII в. и. лбнин «Необходимая связь всего мира» определяющая связь всего» NB (курсив Гегеля) случае действительности или мысли»… «нигде ни на небе, пи па земле пет ничего, что пе содержало бы в себе того и другого, бытия и ничто». Возражения подсовывают определенное бытие (есть у меня 100 талеров или нет [32]) — но не об этом речь…

«Определенное, конечное бытие есть такое, которое относится к чему-либо другому; это есть содержание, которое находится в отношении необходимости к другому содержанию, ко всему миру. В отношении к взаимно- определяющейся связи целого метафизика в праве сделать утверждение — в сущности то- жесловное, — что, если будет разрушена одна пылинка, то разрушится вся вселенная». [32] [34]: «То, что есть первое в науке, должно было оказаться исторически первым».

[Звучит весьма материалистично!] [37]: «Становление есть данность бытия так же, как и небытия»…«Переход есть то же, что становление»… [38] [39] «У Парменида, как и у Спинозы, не может быть перехода от бытия или абсолютной субстанции к отрицательному, конечному».

У Гегеля же единство или нераздельность (стр. [37] это выражение иногда лучше, чем единство) «бытия» и «ничто» дают переход, становление.

Абсолютное и относительное, конечное и бесконечное = части, ступени одного и того же мира. Не так-ли? ([37]: Для опосредствованного бытия мы сохраним название: существования.) XXXIX [43]: У Платона в «Пармениде» переход от бытия и одного =«внешняя рефлексия».

[45]: Говорят, тьма есть отсутствие света.

Но «в чистом свете можно видеть столь же мало, как и в чистой тьме»…

[47]: — Ссылка на бесконечно-малые величины, кои берутся в процессе исчезновения их…

«Нет ничего, что не было бы средним состоянием между бытием и ничто».

«Непонятность начала» — если ничто и бытие исключают друг друга, но это не диалектика, а софистика. [47] «Ибо софистика есть рассуждение из необоснованного предположения, принимаемого без критики и необдуманно; диалектикою же мы называем высшее движение разума, в котором такие попросту разделенные видимости сами собою, чрез то, что они суть, переходят одно в другое, и предположение снимается». [47] Становление. Его моменты.

Возникновение и уничтожение. [48] Снятие становления — существование конкретное, определенное бытие (?) Снять=окончить (одновременно сохранить).

=сохранить. [48–49] [49]: Существование есть определенное (N В «конкретное» [51]) бытие, — качество, отдельное от другого, — изменчивое и конечное.

Софистика диалектика XL NB Очень хорошо!! если мы спрашиваем, что такое вещи в себе, «то в вопросе необдуманным образом уже заключена невозможность ответа»… [59] [51] «Определенность, изолированная так для себя, как сущая определенность, есть качество»… «Качество, отличенное как сущее, есть реальность».

… «Определенность есть отрицание»…

(Спиноза). «Omnis determinatio est ne- gatio*, это выражение имеет безмерную важность»…

«Нечто есть первое отрицание отрицания»…

Здесь изложение^ I какое-то отрывочное и \сугубо туманное.) [53] [55]: Отвлеченная и темная гегельян- щина — Энгельс.

[58] —… Две пары определений: 1) Нечто и другое; 2) бытие для другого и бытие в себе.

[59] — Вещь в себе — «весьма простая отвлеченность». Кажется мудростью изречение, что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь в себе есть абстракция от всякого определения [бытие-для-другого] [от всякого отношения к другому] т. е.

ничто. Следовательно, вещь в себе «ничто иное, как ложная, пустая отвлеченность».

Это очень глубоко: вещь в себе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс).

Вещь в себе вообще есть пустая, безжизненная абстракция. В жизни в движении все и вся бывает как «в себе», так и «для других» в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое.

* — Всякое определение есть отрицание. Ред.

XLI [60] Между прочим: диалектическое философствование, коего не знает «метафизиче- скре философствование, к которому принадлежит также и критическое».

Д иалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую. Читая Гегеля…

[64]: «Граница (есть) простое отрицание или первое отрицание» (нечто. Всякое нечто имеет свою границу) «другое же есть вместе с тем отрицание отрицания»…

[65–66]: «Нечто, положенное со своею имманентною границею, как противоречие себя самого, через которое оно выводится и гонится вне себя, есть конечное».

(Нечто, взятое с точки зрения его имманентной границы, — с точки зрения его противоречия с самим собой, каковое противоречие толкает его [это нечто] и выводит его дальше своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим признают, что их небытие есть их натура («небытие есть их бытие»).

«Опи (вещи) суть, но истина этого бытия есть их конец».

Кантианство = метафизика XLII NB Мысли о диалектике. При чтении Гегеля Остроумно и умно! Понятия, обычно кажущиеся мертвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение.

Конечный? Значит, двигающийся к концу! Нечто? — значит, не то, что другое. Бытие вообще? — значит, такая неопределенность, что бытие = небытию. Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т.'е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира.

Очень хорошо! [67] — Бесконечное и конечное, говорят, противоположны? (см. стр. [72–73]) (ср.

стр. [74–75]).

[68] — Долженствование и предел конечного.

моменты [69] — «В долженствовании начинается выход за пределы конечности, бесконечность».

[70] — Говорят, разум имеет свои границы.

«В этом заявлении дано отсутствие сознания того, что именно чрез определение нечто, как предела, уже совершается выход за этот предел».

[70]: Камень не мыслит, и потому его ограниченность не есть его граница для него.

Но и камень имеет свои границы, например, окисляемость, если он есть способное к окислению основание.

XLIII Эволюция камня [71] — Все (человеческое) выходит за границы (потребность, боль etc.), а разум, изволите видеть, «не может выходить за предел»! «Но, конечно, не всякий выход за пределы… есть истинное освобождение от них»! Магнит, если б имел сознание, считал бы свободным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет, тогда он знал бы все направления пространства, и одно только направление считал бы границей своей свободы, ограничением ее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наука логики"

Книги похожие на "Наука логики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Наука логики"

Отзывы читателей о книге "Наука логики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.