» » » » Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника


Авторские права

Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника
Рейтинг:
Название:
День народного единства: биография праздника
Автор:
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-358-03531-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "День народного единства: биография праздника"

Описание и краткое содержание "День народного единства: биография праздника" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена драматичным событиям российской истории XVII в. – Смутному времени. На основе широкого круга источников и литературы авторы детально исследуют, как в борьбе за независимость Русского государства зарождалось общенациональное общественное движение.

В центре внимания исторических очерков В.Козлякова, П.Михайлова и Ю.Эскина – деятельность Второго ополчения и судьба его руководителей К.Минина и Д.М.Пожарского. В.Токарев рассматривает, как тема русской Смуты преломлялась в 1930-х годах, И.Андреев анализирует исторические уроки Смутного времени.

Для широкого круга читателей.






16

Жилец – служилый «чин» русского дворянства в XVI–XVII вв.

17

«Служилые города» – уездное дворянство Русского государства в XVI–XVII вв.

18

В полках под Москвой тоже действовало правительство – «Совет всей земли», от имени которого раздавались грамоты на поместья и вотчины.

19

Начало успешного штурма Китай-города пришлось на четверг 22 октября (кроме архиепископа Арсения Елассонского об этой дате упоминали авторы «Нового» и «Пискаревского» летописцев). До событий Смутного времени в этот день традиционно праздновалась память Аверкия Великого, поэтому-то в «Новом летописце» сказано о взятии Китай-города: «…на память Аверкия Великого поидоша приступом и Китай взяша и многих литовских людей побиша». И только позднее в святцах под 22 октября было сделано дополнение об еще одном церковном празднике в память иконы Казанской Богоматери: «В той же день, празднуем Пресвятей Богородице чудотворный ради Ея иконы Казанския, и избавления ради царствующаго града Москвы от Литвы, еже бысть в лето 7121 (1612)» [37, 126].

20

Л. В. Черепнин обоснованно считал, что собор, созванный в ополчении, не был распущен, а продолжал свою деятельность в Москве [65, 187].

21

Существуют два варианта крестоцеловальной записи: краткая и пространная (см.: 52, 14–15).

22

Псковскую повесть можно точно датировать 1625 г., потому что ее автор уже знает о смерти первой жены царя Михаила Федоровича царицы Марии Долгоруковой, но ничего не пишет о следующей свадьбе царя с Евдокией Стрешневой, состоявшейся 3 февраля 1626 г.

23

Выражаю глубокую признательность Б.Н.Флоре, И.Л.Андрееву, А. В. Антонову, А. А. Булычеву, К. В. Баранову, Т. Богуну, И. Грале, Б. Н. Морозову, А. П. Павлову, А. Б. Плотникову, А. Н. Фролову за предоставленные сведения и консультации.

24

Их часто путают с другими св. мучениками Козьмой и Дамианом, более известными лекарями-бессребрениками, жившими на несколько десятилетий ранее в Риме, излечившими императора-язычника, который за это стал благоволить к их единоверцам. Однако бедные врачи были зверски забиты камнями лекарями-язычниками; день их памяти – 1 июня [158, 340; 45, 5-10].

25

Для сравнения отметим, что с такого удельного княжества, как Звенигородское, в 1433 г. дань великому князю составляла 511 руб. [51, 10].

26

«Рядная матери боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского княгини Еуфросиньи» на сельцо Берсенево с пустошами в Клинском уезде [10, 317].

27

Дата уточняется по фрагменту недавно найденного надгробия.

28

«Яз, княз Дмитрей Пожарской, вотчинную свою деревну Три Дворища по приказу отца своево князя Михайла Федоровича Пожарскова в Суздоле в Спаской Еуфимев монастир дал и потписал своею рукую» [106].

29

«Стряпать» означало подготавливать что-либо.

30

Лествица – лествичная система наследования великокняжеской власти в Древней Руси, при которой сыновья великого князя Киевского получали во владение города и сохраняли наследствие право власти. В случае смерти кого-либо из них остальные передвигались «по лестнице», занимая все более престижные княжения.

31

Слово это означало некую службу, возможно, юноша-родственник исполнял некие пажеские обязанности в доме большого вельможи, впрочем, опале он не подвергался.

32

Князь Б. П. Татев был двоюродным братом князей Василия, Андрея и Ивана Васильевичей Голицыных по матери, урожденной Татевой [54, 6].

33

В эту группу биографы включают иногда и М. Ф. Аксакова, что звучит не менее парадоксально, но это натяжка, грамотен ли был он, нам неведомо; он отсутствовал в городе, и жалованье за него брал М. М. Шаховской, за которого просто второй раз расписался князь Дмитрий.

34

Автор так называемого «Дневника Марины Мнишек», описывая этот обед, заметил, что «прислуга у царского стола отправляет службу по-простому, без поклонов, и чашничие, которых здесь зовут стольниками, даже не снимали шапок, а только наклоняли голову» [38, 41–42].

35

Кравчий – один из важнейших дворцовых чинов, распоряжавшийся царской трапезой.

36

Список этот сохранился не полностью и рассыпан по нескольким архивам, впервые все найденные доселе части были сведены в сборнике документов «Народное движение в эпоху Смуты начала XVII в.» [73, 140], причем кусок с упоминанием Пожарского был ранее обнаружен и скопирован в архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН В. И. Корецким, его нет в предыдущих изданиях, в том числе в капитальной публикации ранних боярских списков А. Л. Станиславского. Интересно, что Пожарский числится здесь не среди стольников, а среди московских дворян более низкого чина, однако остается только строить догадки, был ли он понижен Шуйским после переворота или это дефект списка.

37

Как потомки князей Суздальских, Шуйские считались законными правопреемниками угасшего в 1598 г. Московского дома. У историков и генеалогов имеется расхождение только в одном – происходят они от брата Александра Невского Андрея Ярославича или от третьего сына князя Александра Невского Андрея Александровича (в первом случае они старше, а во втором – младше Московского дома) [97, 1]. Шуйские обладали легитимностью, как старшие Рюриковичи и князья, в XVI в. занимавшие первые места в московском правительстве и вплоть до 1530-х годов сохранявшие удельные права в Суздальско-Нижегородском княжестве [1].

38

Следствием этого поражения стал переход на сторону правительства крестьян подмосковных дворцовых волостей – наиболее последовательных сторонников Лжедмитрия II в Замосковье [140, 142].

39

В Синодике Рязанского кафедрального собора Успения Богородицы 1631 г. – первой половины XVIII в. на л. 21 об. записан род Пожарских, а на л. 59 – род зарайского протопопа Дмитрия Леонтьева [142].

40

Протопоп – обиходное название протоиерея – священнослужитель средней (второй) степени православной церковной иерархии, настоятель храма.

41

Заметим, что по отношению к «вору» духовенство вело себя по-разному, например, архимандрит Нижегородского Вознесенского монастыря Иоиль в отрицательном ответе на ультиматум тушинцев нижегородцам о присяге их «царику» называет его не «вором», а дипломатично – «царем Дмитрием», при этом указывая, что истинный царевич Дмитрий похоронен в Архангельском соборе в Москве [140, 147].

42

Дмитрий Иванович, сын Ивана Грозного, Федор Борисович, сын Бориса Годунова, Лжедмитрий I, «царевич Петр», князь М. В. Скопин-Шуйский, Василий Шуйский, несколько позже – и Лжедмитрий II. Современники сомневались и в естественности неожиданной смерти еще не старого царя Бориса.

43

Они стремились подчинить Московское царство непосредственно королевской власти, некоторые горячие головы даже публиковали памфлеты, приравнивая будущее России к колониям, наподобие испанских в Латинской Америке [167, 79–80].

44

Хотя гетман пункт о принятии православия смягчил, заявив, что королевич еще мал, чтобы разбираться в таких вопросах, религию же надо менять сознательно, по достижении совершеннолетия.

45

Тушинский вор был убит в декабре 1610 г., Ян Сапега умер в сентябре 1611 г.

46

Ландскнехты – немецкая наемная пехота в XV–XVII вв.

47

Лифляндия – 1) немецкое название Ливонии в ХIII—ХIV вв.; 2) официальное название территории Северной Латвии и Южной Эстонии в XVII – начале XX в.

48

Минин впоследствии рассказывал Симону Азарьину, что одной душноватой ночью, когда он спал не в доме, а в «повалуше» (беседке или башенке), ему явился сам св. Сергий Радонежский и благословил на организацию ополчения [70, 52].

49

Есть версия, что он жил в это время в другом своем селе – Нижнем Ландехе, однако вряд ли тогда эту вотчину выпрашивал бы у короля Г. Орлов, зная, что село это – резиденция князя, окруженного солидной охраной из служивших у него боевых холопов и казаков.

50

Выборный дворянин – высший ранг провинциального дворянства.

51

Эти подробности вызывали сомнения у позднейших историков. Н. И. Костомаров в ранних вариантах своих работ даже упрекал Пожарского в «безволии», а Минина – в «интриганстве» [59, 478–484], хотя все, что нам известно об этом, выглядит вполне честной политикой и здравой предусмотрительностью.

52

Келарь – в православных и католических монастырях монах, ведающий монастырским хозяйством.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "День народного единства: биография праздника"

Книги похожие на "День народного единства: биография праздника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Эскин

Юрий Эскин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника"

Отзывы читателей о книге "День народного единства: биография праздника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.