» » » » Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника


Авторские права

Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника
Рейтинг:
Название:
День народного единства: биография праздника
Автор:
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-358-03531-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "День народного единства: биография праздника"

Описание и краткое содержание "День народного единства: биография праздника" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена драматичным событиям российской истории XVII в. – Смутному времени. На основе широкого круга источников и литературы авторы детально исследуют, как в борьбе за независимость Русского государства зарождалось общенациональное общественное движение.

В центре внимания исторических очерков В.Козлякова, П.Михайлова и Ю.Эскина – деятельность Второго ополчения и судьба его руководителей К.Минина и Д.М.Пожарского. В.Токарев рассматривает, как тема русской Смуты преломлялась в 1930-х годах, И.Андреев анализирует исторические уроки Смутного времени.

Для широкого круга читателей.






Келарь – в православных и католических монастырях монах, ведающий монастырским хозяйством.

53

Священная Римская империя – 962—1806 (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации) – основана германским королем Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию (утеряна в XIII в.). Включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, швейцарские земли и др.

54

Заметим, что даже в случае избрания это был бы неудачный вариант – принц умер 20 лет от роду.

55

Имеется в виду Люблинская уния 1569 г. – соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство – Речь Посполитую.

56

Обычный маршрут из Европы, помимо чисто морского (а тогда надо бы было огибать Африку), был: Балтийское море – Лифляндия – Волга – Каспийское море – Иран.

57

Известно, что даже в далекой Испании знаменитый Лопе де Вега написал в это время драму «Лжедмитрий I».

58

Хоругвь – в XVI–XVIII вв. подразделение в польско-литовской армии, соответствовавшее роте.

59

Т. Богун замечает, что Пожарский «великолепно использовал ландшафт», располагая свои войска, в результате чего Ходкевичу не удалось прорваться в Кремль [19, 81].

60

Церкви Св. Климента и Св. Екатерины существуют и поныне на тех же местах, но сейчас это большие (особенно Св. Климента) каменные здания в стиле барокко середины XVIII в.

61

Неоднократно упоминавшийся мною Т. Богун, проработавший все на сегодня известные русские и польские источники о Московской эпопее, в личной беседе сообщил, что, по его подсчетам, съедено было не менее 250–280 солдат и офицеров.

62

Делагарди подозревал, что расспрашиваемые купцы и пленники выдают желаемое за действительное, и писал: «…правда ли это, покажет время» [70, 214].

63

Парадоксальный этот факт (если учитывать и то, что о Минине говорится в самом тексте грамоты) объяснить трудно. Еще С. А. Белокуров заметил отсутствие подписей ряда видных деятелей (не считая тех, кого заведомо не могло быть в Москве, например воевод в Сибири), в том числе боярина князя Б.М.Лыкова. Согласно указу о порядке подписания «Утвержденной грамоты», сначала должны были подписывать высшие духовные иерархи, затем бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, затем главы крупнейших монастырей, затем чашники, стольники, стряпчие, московские («большие») дворяне, главы остальных монастырей, приказные дьяки, жильцы, выборные и городовые дворяне, представители посадов, однако на деле при подписании может быть по «техническим причинам» порядок был упрощен, сначала подписало все духовенство, затем бояре, окольничие, кравчий, а думные дворяне (их было всего два – Г. Г. Пушкин и К. Минин) и постельничий К. И. Михалков пропущены. [66, 4, 11, 13–14]. Можно предположить, что для каждого чина оставлялось место – пробел на обороте обеих грамот, а место думных дворян случайно стали заполнять стольники, которых было много, а «ниже» их думным дворянам подписываться стало уже «невместно», по крайней мере Г. Г. Пушкин, известный своей местнической скандальностью, мог так решить и убедить Минина, неопытного в новой для себя придворной сфере.

64

Местничество – система замещения государственных должностей в России XVI–XVII вв. согласно знатности рода назначаемых, причем должность и ранг увязывались с положением предков, и в случае, если сын получал назначение ниже, чем было у отца, деда и пр., он мог судиться с теми, кто получил высшее назначение. Боярские комиссии проверяли генеалогию сторон и выносили решение. Упразднено как система в 1682 г.

65

Безместие – 1) временной период, когда (например, при военных действиях) запрещено местничать; 2) решение суда, объявлявшего стороны «без мест», по политическим, генеалогическим и прочим обстоятельствам; 3) запрещение местничать на определенной службе.

66

«Сиротами» в XV–XVII вв. в официальных документах – челобитных, подаваемых по правилам всегда на государево имя (в любой приказ или к воеводе и пр.), положено было именовать себя вольным крестьянам, а дворяне всех категорий, от мелких городовых до бояр, должны были именовать себя «государевыми холопами». Ни посадский человек, ни крестьянин в обращении к государственной власти «холопом» называть себя не мог.

67

Просить «обоборони» – подать жалобу о защите от «бесчестья» – оскорбления, тем самым показывая, что соперник настолько незнатен, что претензии его на местничество оскорбительны.

68

Ертоул – авангард.

69

Пол трети – согласно славянскому обозначению чисел – половина от одной трети, т. е. 1/6.

70

«Черная кручина – меланхолия, душевная болезнь» (так ее определял И. И. Срезневский в «Материалах для словаря древнерусского языка» (СПб., 1903); «Черная немочь – падучая» (см.: «Толковый словарь великорусского языка» В. И. Даля). «Падучая» – приступы эпилептического характера, были свойственны, кстати, богато одаренным личностям – Юлию Цезарю, Петру I, Наполеону, Достоевскому. Однако о приступах с обмороками у Пожарского источники не сообщают. Мы склоняемся к определению его болезни как депрессии, весьма свойственной людям нашего времени (рассказ шпионов Лисовского, похоже, подтверждает предположение).

71

Известно, что уже в начале XVIII в. пожилой и вдовый фельдмаршал граф Б. П. Шереметев хотел постричься в монахи, но царь Петр не только ему не позволил, но даже организовал его женитьбу.

72

По польским источникам, 6400 регулярной конницы и пехоты, 1000 «лисовчиков», 600 донских казаков [177, 204–205].

73

Там Чаплинский учинил резню, поскольку жители не сдавались и не признавали Владислава [177, 110].

74

По польским источникам, в районе Товаркова произошло два боя: в конце апреля Пожарский первый раз совершил туда рейд, но после полуторачасовой перестрелки с «лисовчиками» вернулся в Калугу, а в мае более удачно повторил маневр, захватив пленных и трофеи [177, 113].

75

Зд. войсковое знамя.

76

Злые языки называли эту болезнь притворной, однако это был далеко не первый приступ; придворная камарилья везде одинакова, и в стане противника в том же и почти тогда же обвиняли и гетмана Ходкевича [177, 140, 149].

77

Фабий Максим Кунктатор (букв. – медлитель, 275–203 гг. до н. э.) – римский полководец.

78

Ям – в России XIII—ХІХвв. селение на почтовом тракте, в котором жили ямщики с семьями.

79

Дикое поле – историческое название территории между Доном, Верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

80

Ф. И. Шереметев стал его главным душеприказчиком по завещанию. Известно, что он дарил Пожарскому подарки, они участвовали совместно в дипломатических переговорах, т. е. были более близки, чем отмечалось в более ранней моей публикации [169, 146, 149].

81

Вероятно, он тоже был сослан, так как его имя исчезает из официальных документов.

82

Отметим, что дипломат давал острые характеристики – в его перечне бояр есть «великий тиран Владимир Долгорукий», «князь Борис Лыков, строгий человек, начальник в Судной избе», а глава Посольского приказа И. Т. Грамотин, по его мнению, – «мудрый, благочестивый и справедливый муж» [103, 20–21].

83

Набаты – большие барабаны в виде котлов, притороченные к седлам лошадей, боем которых барабанщик по приказу главного воеводы подавал сигналы войску.

84

Оба эти лица были хорошими знакомыми Пожарского. Левкий стал в дальнейшем псковским архиепископом, М. Ф. Глебов был вторым воеводой у Пожарского [12, 153].

85

Сгорели даже рукоятки всего саперного инструмента – лопат, кирок; их пришлось делать заново [116].

86

Примерно в одно время действовали тезки, два Федора Ивановича Пожарских, но один из них умер еще в 1627 г., а другой, о котором идет речь, был, видимо, сыном погибшего еще, вероятно, в 1604 г. под Новгород-Северском князя Ивана Петровича, брата Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского [143, 24, 28].

87

По подсчетам С. Смирнова, с 1616 по 1641 г. князь был за «государским столом» не менее 62 раз [151, 129].

88

В 1619, 1621, 1624, 1631, 1635, 1640 гг. [151, 129].

89

Охабень – старинный русский широкий кафтан.

90

Ферязь – старинная русская распашная одежда с узкими рукавами или без них.

91

В моей публикации «Завещание князя Дмитрия Пожарского» [169] Л. К. Сапега ошибочно указан как сын гетмана Я. П. Сапеги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "День народного единства: биография праздника"

Книги похожие на "День народного единства: биография праздника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Эскин

Юрий Эскин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника"

Отзывы читателей о книге "День народного единства: биография праздника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.