» » » » Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника


Авторские права

Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника
Рейтинг:
Название:
День народного единства: биография праздника
Автор:
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-358-03531-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "День народного единства: биография праздника"

Описание и краткое содержание "День народного единства: биография праздника" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена драматичным событиям российской истории XVII в. – Смутному времени. На основе широкого круга источников и литературы авторы детально исследуют, как в борьбе за независимость Русского государства зарождалось общенациональное общественное движение.

В центре внимания исторических очерков В.Козлякова, П.Михайлова и Ю.Эскина – деятельность Второго ополчения и судьба его руководителей К.Минина и Д.М.Пожарского. В.Токарев рассматривает, как тема русской Смуты преломлялась в 1930-х годах, И.Андреев анализирует исторические уроки Смутного времени.

Для широкого круга читателей.






92

Сведения, возможно, фальшивые, так же как и упоминание много позднее И. М. Пушкиным челобитья на князя со своим родственником Гаврилой (его не нашли в Разряде) [110].

93

Рында – оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XV–XVII вв. Набирались из юношей знатного происхождения.

94

Князь П. Т. Щепа-Пожарский местничал только один раз, в 1599 г., и с совершенно другим человеком – князем М. Ф. Шугреей Гвоздевым-Ростовским [101, 321; 98, 68, 69].

95

Бутурлин продолжал выражать недовольство, так как Пожарский стал первым, хотя и в «низшей встрече», тут же включился и Г. Г. Пушкин, встречавший вторым во второй «встрече», жаловавшийся на нерешенность, по его мнению, дела 1613 г. Разрядные дьяки, видимо, посоветовали Михаилу Федоровичу объявить всю церемонию без мест [42, 394–395].

96

Качественная репродукция плит приведена в книге протоиерея А. Соколова [155].

97

Дата по найденному надгробию.

98

Четверть – мера земельных участков в XV–XVII вв., определялась количеством высеиваемого зерна (4 пуда); составляла около 5540 м2.

99

Небольшая часть вотчинного архива Пожарских еще в конце XVII в. оказалась в Германии, в коллекции рукописей гамбургского ученого и собирателя А. Хинкельманна (1625–1695), и вошла в ее каталог, опубликованный в Гамбурге в 1695 г. В настоящее время хранится в Государственной университетской библиотеке им. Карла фон Осецкого в Гамбурге.

100

Жиковины – металлические накладки на деревянных дверях, ставнях и пр., возможно, державшие обивку.

101

Описание разгрома весьма напоминает аналогичное описание, сделанное через 54 года английским адмиралом Дж. Бенбоу, обнаружившим нечто похожее в своем доме после отъезда из Лондона «Великого посольства» с юным Петром I: «Стекла выбиты, печи и печные трубы сломаны, дубовые и сосновые перекладины в потолках сломаны, полы в некоторых местах выворочены, в других испачканы грязью и рвотой… окружавшая сад железная решетка разнесена на 100 футов…» и т. д. [17, 386–387].

102

Внучка Пожарского Евдокия Петровна была замужем за боярином князем Ю. А. Чертенком Долгоруким [145, 32].

103

Г. А. Павлович замечает, что храм, посвященный святыне – символу борьбы с «латынянами», спешно возводился во время Смоленской войны, инициатором которой был Филарет [86, 228–230].

104

Князь, видимо, получил или купил после Смуты близ своей усадьбы довольно много земельных участков, ранее принадлежавших посаду, организованному в «сотни» по профессиям или территории – рядом еще находилось «место пустое Стретенской сотни. а владеет местом боярин князь. Пожарской»; «В Новой слободке меж Покровской улицы и Николы в Мясниках место» под огород 60 на 45 сажен, данное Пожарскому 7 апреля 1617 г. по царскому указу [128].

105

Как указывалось выше, он служил князю также и воинскую службу «с пищалью».

106

В августе 1640 г. на Сретенке ночным караулом был арестован за драку и угрозы поджога некий Ивашка Синица, каменщик Пожарского, на двор князя дали знать, но оттуда сообщили, что этого холопа хозяин давно выгнал, «боярин ево велел збить со двора», за пьянство и азартные игры (в «зернь» – кости) в кабаках [123].

107

По мнению Е. В. Зацепиной, Пожарский, возможно, получил роскошную рукопись из царских хранилищ после освобождения Москвы.

108

Четьи-Минеи («чтения ежемесячные») – сборники житий святых, составленные по месяцам, в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого.

109

Название «Холуй» происходит от особой формы плетеных ловушек для рыбы или от местного наименования заливных лугов.

110

Довотчик (доводчик) – одна из низших должностей в приказной избе (канцелярии воеводы) – курьер, судебный исполнитель. Возможно, исполнял канцелярские функции на боярском дворе.

111

Епитрахиль – часть облачения православного священника.

112

Митра – высокий головной убор высшего православного и католического духовенства.

113

Ничего не известно о стихотворных опытах Пожарского; атрибуция же послания ему как адресату зиждится на некоторых особенностях текста, в том числе в строке «Зане царево и рождшего тя именуется лице Божие – т. е. имя Михаил («лицо Божье» по древнееврейски) – царь Михаил Федорович и «Михайлович», отчество Пожарского; конечно, среди вельмож того времени были еще «Михайловичи», например Б. М. Лыков, но в послании, похоже, описывается ополчение и изгнание интервентов, за что члена Семибоярщины восхвалять было бы, мягко говоря, нетактично.

114

Время его составления можно определить по уже упомянутому как покойный одному из его внуков – князю И. В. Куракину (ок. 1640 г.) и дате кончины самого Пожарского – 20 апреля 1642 г.

115

Позднее его сыновья просили у Казенного приказа отсрочки в выплате этого долга [179].

116

Кончар – длинное колющее оружие типа шпаги.

117

Панагия – круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиреев.

118

«Да я ж приказываю жене моей, чтоб она не покинула сына моево князя Ивана, а ему ее имати что мать свою» [169, 153].

119

Делится тщательно даже кухонная посуда – жене завещается «всяких судов белых – оловянников и кружек и блюд и котлов и противней и сковородок четвертая доля» [170, 150].

120

Кормчая книга («Номоканон» – гр.) – сборник церковных канонов, регламентировавших все сферы церковной жизни (от взаимоотношений церкви и государства до правил богослужения и норм бытового поведения духовенства и мирян. Возникла в Византии на основе решений Вселенских соборов (VI–IX вв.), многократно дополнялась, с Х в. переводилась на славянские языки, наиболее популярными в России XVI–XVII вв. были древнеславянская (XIII в.) и сербская (XV в.) редакции.

121

В 1645/46 г. «кабальный человек конюх Гришка Щеколь» жил в барском дворе в Нижнем Ландехе [93, 63].

122

К сожалению, запись эта на полях сильно выцвела и вдобавок заклеена реставраторами, она хорошо читалась в XIX в., а ныне с трудом можно разобрать только «150… апреля… умре».

123

Захоронение, определенное А. С. Уваровым как гробница Пожарского, представляло саркофаг из цельного камня, обложенный кирпичом, со слоем бересты между крышкой и камнем; в нем находился скелет пожилого мужчины в шелковом узорчатом саване, остатки шелковых с золотыми вышивками кафтана и пояса, стеклянный сосудец с елеем, на голове венчик с тремя восьмиконечными крестами и буквами ЦСИХ (Царь славы Иисус Христос), найденное было зарисовано и опубликовано [165, 28–40].

124

В этой песне о Земском соборе 1613 г. Пожарский предлагает избрать на престол Михаила Романова. Официальную концепцию этого времени воплотила скульптурная группа на памятнике 1862 г. «Тысячелетие России» в Новгороде – в центре юный Михаил, справа его защищает обнаженной саблей Пожарский, а слева Минин подносит шапку Мономаха.

125

В польской культуре портрет был уже весьма распространен, однако даже портреты знаменитых Льва и Яна Сапег, по мнению современных польских историков искусства, скорее всего, посмертные, их источники неизвестны; тем паче ничего не известно об изображениях Лисовского, простого шляхтича. В то же время тщеславные Мнишки, весьма гордившиеся в последующие столетия «царской» авантюрой предка, заказали целый живописный цикл о Лжедмитрии и Марине, в начале XX в. приобретенный Историческим музеем в Москве, а бронзовый бюст Ю. Мнишка как-то «затесался» в ряды созданной в XVIII в. галереи бюстов «знаменитых мужей», в компании с Н. Коперником, Стефаном Баторием, Я. Кохановским и др. в Королевском замке в Варшаве.

126

Ниже приводятся материалы из доклада Б.М.Пудалова на Мининских чтениях в Нижнем Новгороде (октябрь 2006 г.).

127

Исключением является очерк Н. И. Костомарова «Личности Смутного времени», опубликованный в журнале «Вестник Европы» в июне 1871 г. Однако, как тогда же показал И. Е. Забелин, заключение о том, что Минин якобы «не совсем был бескорыстен» в обращении с земской казной, ни на чем не основано. Спорное дело с Нижегородским Вознесенским Печерским монастырем, где Минину приписывали неблаговидные действия, вообще не имело к нему никакого отношения.

128

Конечно, дело не в том, что Кузьма Минин был неграмотен, иначе бы он просто не стал земским старостой. Перед нами еще одно свидетельство доверия, которое испытывали друг к другу два руководителя ополчения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "День народного единства: биография праздника"

Книги похожие на "День народного единства: биография праздника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Эскин

Юрий Эскин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Эскин - День народного единства: биография праздника"

Отзывы читателей о книге "День народного единства: биография праздника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.