» » » » К. Халин - Культурология (конспект лекций)


Авторские права

К. Халин - Культурология (конспект лекций)

Здесь можно купить и скачать "К. Халин - Культурология (конспект лекций)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Халин - Культурология (конспект лекций)
Рейтинг:
Название:
Культурология (конспект лекций)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-377-02072-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология (конспект лекций)"

Описание и краткое содержание "Культурология (конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.



Данная книга ориентирована на учебную программу для студентов гуманитарных специальностей. В ней подробно рассматриваются различные аспекты культурологического знания. Содержание книги разделено на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное исследование в области культурологии. Является прекрасным дополнительным материалом при подготовке к экзаменам или зачетам.






Прослеживаются три типа отношений между данными группами: либо культура одной группы принимается другой частично («принятии») или полностью («ассимиляция»); либо происходит адаптация, приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; либо возникает «реакция» – полное отторжение форм чужой культуры.

Одновременно с исторической школой развивался диффузио-низм, или школа Ратцеля (Л. Фробениус, В. Шмидт, У. Риверс, В.Г. Чайлд и др.).

Это направление выработало концепцию «культурных кругов» («культурных провинций»), каждый из которых является сочетанием ряда культурных признаков в определенном географическом районе. «Культурный круг» может взаимодействовать с другими современными ему «культурными кругами» (диффузия), перемещаться в пространстве (миграция), накладываться на культурные слои, образованные предшествующими «культурными кругами» (напластование). В истории культуры сторонники диффузиониз-ма придавали особое значение миграции «культурных кругов», происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

В конце XIX – начале XX вв. возникает французская школа социологии и антропологии, которую возглавлял Э. Дюркгейм, а затем М. Мосе. Одним из базовых принципов школы Дюркгей-ма был функционализм. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, т. е. ролей, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом. К середине XX в. в культурной антропологии возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л.А. Уайта.

Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной действительности в биологической. Он полагал, что главная функция культуры – служить приспособлению человека к окружающей среде.

Культура – это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

Уайт в этой системе различал три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.);

2) социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);

3) идеологическую (знания, идеи, верования).

Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. В первые десятилетия XX в. на стыке культурной антропологии и лингвистики начала формироваться этнолингвистика – наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп. Видные деятели этнолингвистики Э. Сепир, Б. Уорф и многие другие разработали гипотезу, согласно которой структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык. Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии XX в. стал английский ученый Б. Малиновский. Он создал ряд теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал два вида потребностей человека:

1) первичные (физиологические и психологические), которыми человек обладает от рождения;

2) вторичные, порожденные культурой.

Культура, по Малиновскому, – это система социальных институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Ей нет подобных по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных явлений.

2. Культурология и история культуры

История культуры теснейшим образом связана с культурологией. Эти связи носят многоаспектный и системный характер.

Современные историко-культурные исследования ведутся на основе последних разработок в области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.

Надо отметить, что история культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания.

Культурология осуществляет функцию осмысления этого материала, его систематизации, моделирования процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизации и всего человечества.

Кроме того, сами историко-культурные исследования, ведущиеся по какой-либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы.

В качестве примеров можно привести игровую теорию культуры, разработанную историком и искусствоведом Й. Хейзинга, при изучении культуры позднего европейского Средневековья, исследования ментальностей, начатые французскими историками школы «Анналов» и давшие начало новой культурологической дисциплине – исторической антропологии.

Работы исторической школы в культурной антропологии, которая на обширном этнографическом материале обосновала теорию аккультурации (культурного взаимодействия).

Таким образом, в системе нынешних культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисциплинами.

Одной из важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.

3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры

С XI в. в истории художественной культуры начинает проявляться понятие стиля. Художественный стиль как система комплексного символического отражения духа времени посредством образов искусства возник в европейском Средневековье. Первый общеевропейский стиль – романский, от латинского romanus – «римский». Его признаки: суровость и внешняя простота, сходство с ранними образцами древнеримской архитектуры. Временные рамки господства этого направления – X–XIII вв. Во многом сооружения этого стиля унаследовали черты римской архитектуры. Примером этого стиля могут служить многочисленные башни, крепости XII в. Это сооружения с маленьким количеством окон, толстыми прочными стенами, построенные обязательно в неприступном месте.

Готика – один из двух ведущих художественных стилей европейского Средневековья, сочетающий легкость, изящество, декоративность. Он пришел на смену романскому искусству в XIII–XIV вв. Готические соборы стали символами единения небесного и земного, олицетворениями состоятельности города. Стрельчатые арки, окна, башенки и шпили устремляли готический храм к небу, к Богу; большие окна заливали его светом, который воплощал для католиков Божественный свет. Обширно использовался пышный декор с применением золота, резьбы по дереву, религиозной скульптуры. Ранняя готика – это собор Парижской Богоматери в Париже. Более поздняя готика – Руан-ский собор, Реймский собор.

Культура XVI–XVIII вв. представлена стилями барокко и классицизма. Барокко – основное стилевое направление в художественной культуре Европы, сочетающее торжественность, пышность, композиционное разнообразие и динамичность форм. Барокко получило распространение преимущественно в католических странах. Барокко от итальянского barocco – «странный, причудливый».

Этот стиль характеризуется излишней пышностью, праздностью. Барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, ему присущи фантастичность, фееричность и карна-вальность наряду с интеллектуальностью и эмоциональность. Человек в искусстве барокко – многоплановая личность со сложным миром переживаний.

Центром развития барокко в XVI–XVII вв. стал Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а также натюрморт и пейзаж становятся основными видами и жанрами барокко. Мастера римского барокко – зодчий Борромини и архитектор и скульптор Дж. Л. Бернини. Многие церкви построены по проектам этих архитекторов. Грандиозное создание Бернини – собор святого Петра и оформление гигантской площади у этого собора. Он создал множество скульптурных алтарей, явился родоначальником барочного портрета.

Классицизм (от лат. dassicus – «образованный») – направление в художественной культуре XVII – начала XIX вв., обратившееся к эталонам древнегреческой классики, культивирующее строгость, прямолинейность, гармоничность, упорядоченность. Эстетика классицизма основана на принципе «облагороженной природы», на стремлении к идеализации действительности. Герой в культуре классицизма исполняет долг перед государством, подчиняет свои личные страсти разуму. Основной эстетический постулат классицизма – верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящий выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Художественные произведения подвергались определенной систематизации и иерархии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология (конспект лекций)"

Книги похожие на "Культурология (конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Халин

К. Халин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Халин - Культурология (конспект лекций)"

Отзывы читателей о книге "Культурология (конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.