» » » » Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон


Авторские права

Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон

Здесь можно скачать бесплатно "Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ростовское книжное издательство, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон
Рейтинг:
Название:
Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон
Издательство:
Ростовское книжное издательство
Жанр:
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Описание и краткое содержание "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" читать бесплатно онлайн.



Об Акопе Мкртичевиче Богданяне, авторе этой брошюры, сегодня мы знаем немного. Известно, в частности, что он на протяжении многих лет преподавал в нахичеванских школах, а в дореволюционные годы работал секретарем в Армянской духовной семинарии и сотрудничал в ряде армянских газет.

В своем кратком историческом очерке А. М. Богданян отвечает на вопросы: как, когда и почему армяне появились на берегах Дона, славной казачьей реки, как обосновались, прижились здесь и как Дон сделался их постоянным местом жительства.

Надо сказать, что и по сей день на русском языке нет книги, касающейся этого вопроса. Первый выпуск брошюры А. М. Богданяна относится к 1947 году (Ростовское книжное издательство), а ведь прошло сорок с лишним лет. Небольшая книжка А. М. Богданяна остается пока единственной в своем роде.






Герб г. Нахичевана

Взамен покинутых армянами недвижимых имуществ и земельных угодий в Крыму, согласно пятому пункту грамоты переселенцам отведено было 12 тыс. десятин земли на выгон. Однако, впоследствии, в 1794 г. по ходатайству армянского общества дополнительно отведено еще 8 тыс. десятин (между реками Тузловым и Самбеком). Таким образом, общее количество выгонной земли составило 20 тыс. десятин по обеим сторонам реки Дон.

Армянам-поселянам было отведено по тридцать десятин на душу. Эти земли считались общинными и, по обыкновению, через каждые 2–3 года распределялись между поселянами по числу членов каждой семьи, причем женщины получали пол надела. Кроме поземельной платы и взноса выкупных денег, установленных царским правительством в 1787 г. за предоставленные земли, армяне-поселяне в обязательном порядке несли также другие расходы, как-то: волостные, земские, сельские и страховые.

Небезынтересно отметить здесь, какими способами вели в ту пору переселенцы свое сельское хозяйство.

Нахичеванский армянский магистрат в рапорте, предоставленном в 1822 г. Таганрогскому градоначальнику, между прочим, доносил, касаясь этого вопроса: «Армяне свою землю не удобряют. Унавоживание ее в обычай и употребление не было введено. Пахотная земля делится на две части: одна засевается, другая останавливается под пар. Пашут обыкновенно плугами. В каждый плуг впрягают для вспашки новой земли или целины по 6 пар волов, а для старой, на которой уже был посев, по 3 пары. Озимого ржаного хлеба, по неупотреблению армянами, вовсе в посеве у них не бывает, и потому осенью под зиму никогда не пашут, а пашут весною и сеют один яровой хлеб, большей частью пшеницу и ячмень, малою же частью — овес и просо. Хлеб для молотьбы не сушат, а зараз по снятии и вязке в снопах перевозят на гумне и, не высушивая, молотят лошадьми и возами, запряженными в каждый парою голов, с накладенными на них для тяжести каменьями».

Нахичевань о окружными селениями долгое время составлял особую административную единицу под названием «Армянский округ». Однако, права и привилегии, данные переселенцам, стали систематически и грубо нарушаться губернскими начальниками весьма скоро. На эти незаконные действия местных властей армяне неоднократно подавали жалобы в сенат, что было сопряжено с большими расходами и многолетней судебной волокитой.

Так всеармейские селения и живущих в городе поселян (которые впоследствии образовали особый поселок Екатериновска) Казенная палата отделила от городских жителей Нахичевана и, наименовав их волостными крестьянами, наравне с казенными поселянами, подчинила ростовскому Нижнему земскому суду (1788 г.) с тем, что «уже ни магистрат до них, ни они до магистрата не должны иметь никакого дела». Тогда же губернаторам было строжайше предписано, чтобы армянскими селами поставлено было «В крепость св. Дмитрия на полк камышу». Одновременно было предписано, чтобы и магистрат поставил «множество камышу». Губернским правлением предложено было взыскать «на полковые госпитали с городских жителей по 10 коп., а с сельских по 5 коп. с души», кроме этого, предписывалось «отобрать желание о построении казарм или о имении постоя в домах» и т. д.

Таким образом, не прошло и 20 лет, как царское правительство предало забвению свое обещание и отказалось обеспечить переселенцам те права и преимущества, которые дарованы были им «торжественно и потомственно на вечные времена».

Однако, армяне-переселенцы, по водворении их на новом месте, проявили кипучую деятельность.

В 1763 г. генерал-майор, инженер А. И. Ригельмян, строитель крепости Дмитрия Ростовского, в своем донесении в Петербург писал: «Купечество при крепости весьма небогатое, а притом их весьма и числом недостаточно… Для этого вдобавок к оному числу требуется к поселению при оной крепости для производства коммерции в Константинополь и в прочие тамошние места достаточных купцов до несколько сот семей». Далее тот же автор продолжает: «Съестными припасами, которые малороссияне из ближайших мест привозят, но небольшим, однако, количеством и так мало, что здешние обыватели оным единственно, без собственных посевов, а иные и без отъездов в другие места продовольствоваться не могут».

И вот здесь, спустя 18–20 лет, рядом с крепостью возник новый город Нахичеван, с пятью селениями, который стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Появились коженные заводы, в которых выделывался красный и черный сафьян, экспортируемый за границу; возникли свечные, черепичные, кирпичные, винокуренные, водочные и другие заводы. Весь берег Дона вскоре после основания города покрылся тутовыми рощами, так как армяне стали заниматься шелководством и, отчасти, садоводством.

Наряду с разнообразною ремесленно-промышленной деятельностью армяне-переселенцы начали с успехом заниматься торговлей, так как экономические условия края благоприятствовали этому. Колонисты завели тесные сношения не только с Москвой, но и с другими центральными городами России и даже с далекой Сибирью, не довольствуясь внутренними рынками, нахичеванские купцы завязали сношения с европейскими и азиатскими торговыми центрами, куда экспортировали русские продукты.

В окружных армянских селениях и хуторах широко развивалось хлебопашество, а также скотоводство и овцеводство.

На центральной площади города, вокруг армянского собора, были воздвигнуты так называемые гостинные дворы и торговые ряды, а также корпус «пассажа». Нахичеван снабжал товарами города Южной России и Северного Кавказа. Сюда стекались со всех сторон бесконечные вереницы подвод с товарами и за товарами.

Постепенно стали возникать в новом городе и культурно-просветительные учреждения. Архиепископ Аргутинский заботился о том, чтобы найти денежные средства для этой цели. Еще в 1786 г. он командировал в далекую Индию специального посланца для сбора пожертвований среди богатых армян-купцов. В результате на собранные средства были открыты школы, богадельня (на 60 чел) и детский приют, а также дополнительно оборудована купленная в Петербурге за 12 тыс. рублей типография Гр. Халдаряна.

Французский историк К. де-Барт, посетивший Нахичеван через 5 лет после его основания, отмечает, что здесь «есть большой базар, а также фабрика турецких шелковых и шерстяных материй».

Академик П. С. Паллас, посетивший Нахичеван, в 1793 году, высоко оценил способности армян, их предприимчивость. Он указывает, что промышленность армян технически хорошо оборудована и выпускает доброкачественную продукцию. В частности, он с большой похвалой отзывается о хлебе колонистов. Он отмечает также, что деревянные дома в Нахичеване смазаны глиной и покрыты черепицей, и потому строения эти в значительной мере предохранены от пожаров. По его словам, большая часть жителей города в 1793 году состояла из купцов и ремесленников (кожевеников, портных, кузнецов и т. д.). В окружности Начихевана Паллас видел несколько ветряных мельниц, построенных на «азиатский манер», они могут молоть при всяком направлении ветра, силу которого изменяют поворачиванием башни. Эти мельницы — армянского изобретения.

Другой французский путешественник, побывав в Нахичеване в 1809 г., писал: «Сей город знатнее, правильнее расположен и богаче Ростова. Армяне производят торговлю на Дону: мы там видели много магазинов с различными товарами, а особливо с шелками»[9]. В 1812 г. Нахичеван посетил И. А. Безбородко. В его путевых записях читаем: «Был в гостином дворе, город многолюдный, регулярно расположенные улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, но большей частью крыты черепицей. Есть и хорошие каменные дома. Церквей каменных несколько, довольно скромные. Положение города прекрасное, на горе, при реке Дон»[10]. Генерал Раевский П. Н. проездом на Кавказ вместе с А. С. Пушкиным заезжал в 1820 г. в Нахичеван. Oб этом своем посещении Раевский пишет: «На другой стороне крепости (св. Дмитрия) есть другой форштат или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения — все своеобразно».

Не лишены исторического интереса статистические данные о состоянии города Нахичевана и армянских селений в 1822 году. Городское население распределялось так: купцов 1, 2 и 3 гильдии — 296 чел.; мещан 6861, цеховых — 2940, поселян, живущих в городе — 275, духовного звания — 154, дворян и чиновников — 188, разночинцев — 21, всего 10 735 чел. Таким образом, в тот период основную массу населения Нахичевана составляли мещане и близкие к ним цеховые; сравнительно значителен был также % купечества и лиц духовного звания.

O большом весе торговли в экономике города говорит и то обстоятельство, что всего домов тогда насчитывалось только 1845 (в том числе каменных лишь 303, тогда как имелось 33 магазина и 576 лавок. Наблюдается быстрый рост промышленности. В 1822 году в маленьком Нахичевани имелось 36 заводов, в том числе водочных — 5, свечных — 6, кирпичных — 6, черепичных — 6, рыбных — 5, шелкомотальных — 4. Рабочих на всех этих заводах было, правда, не очень много — всего 198 чел., но капитал в обращении заводов достигал значительной по тем временам цифры — более 360 тыс. руб. Следует также отметить, что в том же 1822 году в городе имелось 15 ветряных мельниц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Книги похожие на "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Акоп Богданян

Акоп Богданян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Отзывы читателей о книге "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.