» » » » Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон


Авторские права

Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон

Здесь можно скачать бесплатно "Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ростовское книжное издательство, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон
Рейтинг:
Название:
Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон
Издательство:
Ростовское книжное издательство
Жанр:
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Описание и краткое содержание "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" читать бесплатно онлайн.



Об Акопе Мкртичевиче Богданяне, авторе этой брошюры, сегодня мы знаем немного. Известно, в частности, что он на протяжении многих лет преподавал в нахичеванских школах, а в дореволюционные годы работал секретарем в Армянской духовной семинарии и сотрудничал в ряде армянских газет.

В своем кратком историческом очерке А. М. Богданян отвечает на вопросы: как, когда и почему армяне появились на берегах Дона, славной казачьей реки, как обосновались, прижились здесь и как Дон сделался их постоянным местом жительства.

Надо сказать, что и по сей день на русском языке нет книги, касающейся этого вопроса. Первый выпуск брошюры А. М. Богданяна относится к 1947 году (Ростовское книжное издательство), а ведь прошло сорок с лишним лет. Небольшая книжка А. М. Богданяна остается пока единственной в своем роде.






Грозным бедствием для тогдашнего деревянного, по преимуществу, Нахичевана были пожары. Для тушения же их при магистрате имелась команда в составе 4-х человек с 4-мя лошадьми, 6-ю бочками на дрогах и 3-мя заливными трубами.

Для «охраны порядка» имелся штат в 30 будочных сторожей. Впрочем, преступления в то время в Нахичеване были явлением крайне редким. Так, в том же статистическом отчете, представленном таганрогскому градоначальнику 23 июня 1823 г. читаем: «В течение последних 10 лет в округе Нахичевана никем из жителей ни одного убийства не учинено».

Число жителей в 5 селениях, окружающих Нахичеван, в 1822 г. составляло 3079 чел.

Анатолий Демидов в своей книге «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию» так отзывался о Нахичевани: «…город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности… Хотя Нахичеван находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Из глубины этой пустыни, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии… Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичеван обратился в богатое складочное место, способное наводнить товарами все окрестные ярмарки… Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами… Здесь нам не понравилась только чрезвычайная дикость женщин, простирающаяся даже до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья».

Конечно, торговой деятельностью занимались не все армяне, а лишь некоторая часть их. Значительное же большинство занималось ремеслами, которые не всегда обеспечивали безбедное существование. Сравнительно лучшим было положение ремесленников в течение первого полувека существования Нахичевана, когда они были объединены в цехи. Однако впоследствии быстрый рост промышленного капитала нанес цеховым организациям смертельный удар: под гнетом все ухудшавшихся условий работы, будучи не в силах выдержать конкуренцию с промышленными предприятиями, цеховые организации армян быстро пришли в упадок и большинство их было вынуждено прекратить свою деятельность.

То же господство капитала давало себя чувствовать и в отношении роли поселян в городском самоуправлении Нахичевана. В первые десятилетия после переселения армян из Крыма в общественных собраниях Нахичевана вместе с городским населением участвовали также поселяне в лице своих выборных «одаманов». Но с течением времени взаимоотношения горожан и поселян постепенно изменяются: зажиточная часть городского населения присваивает себе право решать все вопросы, касающиеся как самого города, так и окружных селений. Таким образом, вся административная власть переходит в руки купцов и торговцев. Армян-поселян теперь уже эксплуатируют не только сельские кулаки, но и городские заправилы; дело доходит даже до «телесных кар» обездоленных поселян.

Зажиточные горожане относились к поселянам с нескрываемой неприязнью. В свою очередь, поселяне тоже стали все более и более недоверчиво относиться к мероприятиям и распоряжениям магистрата, старались не выполнять их. В подобных случаях магистрату приходилось командовать одного из заседателей, который силою приводил в исполнение приказы и распоряжения магистрата. Помимо всего этого, голод и нищета бросали массы поселян в кабалу к крупным землевладельцам и кулакам.

В первые годы основания Нахичевана и окружных сел магистрат очень зорко следил за нравственностью населения и подвергал за прелюбодеяние тяжелым телесным наказаниям как мужчин, так и женщин. Эта позорная кара приводилась в исполнение либо перед зданием магистрата, либо на площади базара. Однако уже приблизительно с 1800 г. подобные истязания в протоколах магистрата не упоминаются.

Характерно журнальное постановление магистрата за 1805 г. на имя исполняющего обязанности полицмейстера:

«В твою обязанность входит тушить повсеместно всевозможные пожары; говорим: «всевозможные» пожары, ибо не только от огня происходит пожар… бывает, что на базаре двое поругаются, начинают перебранку, сквернословят, затем ссора переходит в драку, разбивают друг другу голову; все это называется огнем, пожаром, который ты обязан тушить; ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим мы бы могли сиять в русской земле, как зеркало; старики пусть служат примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии. Магистрату известно, что молодежь наша становится беспутной; они посещают кабаки, водятся с женщинами, устраивают попойки, — конечно, с целью прелюбодеяния; что другого может быть?.. Ежели ты не преминешь усмирять таких бесстыдных, наглых молодых людей тюремным заключением или поркою, дабы не повадно было впредь заниматься таким озорством, то это будет твоим благодеянием нашему обществу».

Далее в постановлении говорится об уличении в прелюбодеянии пономаря Акопа, в отношении которого магистрат постановил: «бороду его на правой стороне сбрить и в таком дозорном виде водить его по базару, чтобы все знали, что всякому прелюбодею предстоит такая участь». Заканчивается постановление в довольно пессимистическом тоне: «Но общество наше непослушное, законопреступное и не боится бога, не внемлет назиданиям; магистрат наш отечески предписывает и наставляет: «не делайте, соблюдайте законы», но не слушаются».

Конечно, приостановить упадок нравственности полицейскими мерами было невозможно. Большое значение в этом могло бы иметь развитие культурно-просветительной работы, однако, рост ее был крайне замедленным, отнюдь не соответствовавшим экономическому преуспеянию города и благосостояния отдельных горожан.

Архиеписком Аргутинский открыл в городе небольшое училище для обучения армянскому и русскому языкам, а также основным правилам арифметики, а в монастыре, рядом с типографией, — школу для подготовки церковнослужителей.

В 1795 году магистрат открыл школу имени Саака, которая содержалась на общественные средства. Почти одновременно была открыта и другая школа имени Меспрома — на средства, пожертвованные проживавшим в Индии армянином Огажданом Геракян; обе эти школы впоследствии слились в одну переименованную в уездное училище.

В 1868 г. впервые открываются в городе и в соседних армянских селах церковно-приходские школы для мальчиков и девочек.

В 1881 г., в память столетия основания города, по инициативе известного поэта Рафаэла Патканяна, было открыто ремесленное училище и в том же году — Гогоевское училище, (преобразованное затем в женскую гимназию имени Н. Гогоева), женское 5-классное училище имени Римсиме и др.

Царское правительство препятствовало созданию армянских светских школ, что усиливало влияние армянского духовенства, сохранявшего как бы монополию на народное «просвещение».

* * *

В 60-х гг. прошлого столетия полицейская власть отошла от магистрата. Приблизительно в то же время было введено хозяйственное управление городом, вследствие чего и эта функция отошла от армянского магистрата. С введением судебных уставов магистрат был лишен и судебных функций. Затем Городовое положение 1870 г., введенное в Нахичеване в 1871 г., придало городу общий муниципальный тип российских городов и армянский магистрат прекратил свое существование. В дальнейшем ряд «реформ», последовавших в царствование Александра II, коснулся и Нахичевана: армянское население города и селений в 1874 г. на общем основании было призвано к отбыванию воинской повинности.

Таким образом, все предоставленные когда-то армянам — выходцам из Крыма привилегии отошли в область истории.

Примечания

1

П. Никольский — «Крым от ханства до наших дней».

2

Дубровин Н. — «Присоединение Крыма к России». Т. II.

3

Дубровин Н. Там же, Т. II.

4

Н. Дубровин. Там же, т. II

5

Н. Дубровин. — Там же, т. II

6

Н. Дубровин. Там же, т. III

7

Солдатская и Доломановская слободки находились к западу и юго-западу от крепости Д. Р., основанной в 1761 г. Самого же Ростова, как города, тогда не было.

8

Mхитар Гош — ученый монах, умер в 1213 г. Судебник Гоша действовал в армянских колониях Польши. Рукопись сборника армянского судебника, действовавшего в Нахичеване, находится в Ереванском государственном музее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Книги похожие на "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Акоп Богданян

Акоп Богданян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Акоп Богданян - Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон"

Отзывы читателей о книге "Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.