Журнал «Если» - «Если», 2003 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 2003 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 2003 № 02" читать бесплатно онлайн.
Павел АМНУЭЛЬ. ПРОБУЖДЕНИЕ
С ним мечтали поквитаться многие, в его смерти не виновен никто… Даже опытному и успешному следователю невероятно сложно разобраться в этом преступлении.
Владимир МИХАЙЛОВ. ВИРУС РА
В одной точке Вселенной исчезают корабли вместе с экипажами, в другой (на совершенно безлюдной планете) — возникают мощные промышленные объекты. Однако было бы слишком просто объяснить это известным законом физики. За расследование загадочных событий берется суперагент.
Виктор МЯСНИКОВ. ДЕЛО О НЕВИДИМКЕ
Типичный детективный случай — пропажа ценностей из запертой комнаты. Вот только разгадка далека от криминальной обыденности.
Борис РУДЕНКО. БЕЗ ПРОБЛЕМ!
Сбылись мечты российских «сыскарей»: в их карманах теперь лицензии на убийство.
Далия ТРУСКИНОВСКАЯ. ПОБЕГ
Болтун — находка для шпиона. Но и рыб стоит опасаться, особенно таких экзотических.
Алексей КАЛУГИН. УБИРАЙТЕСЬ ИЗ МОИХ СНОВ!
Сон — отнюдь не личное дело гражданина, законопослушного члена общества.
ВИДЕОДРОМ
Как ни странно, принтеры удачного симбиоза двух самых популярных киножанров весьма немногочисленны…
Даниил ИЗМАЙЛОВСКИЙ. ТЕСТ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Жизнь и книги одного из старейшин научной фантастики России.
Дмитрий ВОЛОДИХИН, Игорь ЧЁРНЫЙ. НЕЗРИМЫЙ БОЙ
Дуэт критиков ведет следствие по делу о фантастическом детективе.
ЭКСПЕРТИЗА ТЕМЫ
Наши эксперты на редкость единодушны: фантастика и детектив — весьма дальние родственники, но тем интереснее их нечастые встречи.
РЕЦЕНЗИИ
Новые книги У.Гибсона, М.Галиной, А.Валентинова, Ф.Пола и других авторов.
КУРСОР
И в зимнюю стужу фантастическая жизнь ничуть не замерзает.
Александр ТЮРИН. СЮЖЕТ, НАНИЗАННЫЙ НА ШИЛО
Даже чтение рецензий на книгу может погубить вас, заявляет сам рецензент.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Редакция называет победителей конкурса. В этом номере — «твердая» НФ.
Евгений ХАРИТОНОВ. ВАМ С ГАРНИРОМ?
Предлагаем ознакомиться с ответами на анкету сайта «Русская фантастика» и журнала «Если».
ПЕРСОНАЛИИ
Этих авторов разделяют государственные границы, но фантастику все они пишут на русском.
…В дверь позвонили. Очевидно, это был тот самый этнограф из Германии, которого ждали в доме двумя неделями раньше. Владимир решил ни в коем случае не пускать в дом этого человека, но каково же было его удивление, когда этнограф возник в гостиной в сопровождении Консуэлы.
К тому же гость из Германии оказался русским по имени Александр, работавшим в Геттингенском университете. По счастью, гость не был лично знаком с прежним хозяином дома, пригласившим его потрудиться над местными легендами, многие из которых восходят к фольклору, некогда бытовавшему в Области Войска Донского.
Во время ужина зашел разговор и о материальных реликвиях, которые могли сохраниться у гаучо донского происхождения. А я тут кое-что нашел неподалеку от вашего дома, сказал Александр и выудил из своего портфеля… шило. То самое! Судя по форме инструмента и возрасту деревянной ручки, ему не менее восьмидесяти лет, гордо добавил визитер… Довольно долго автор описывает чувства Владимира, переход от полуобморока к отчаянию и обратно. Питерский библиотекарь теперь понимает, что главное действующее лицо в бесконечной цепи убийств — как раз шило, несущее в себе алгоритм смерти. Владимир прикладывает немало усилий, чтобы во время беседы потихоньку сунуть шило к себе в карман. Но бдительный Александр всякий раз пресекает эти попытки.
Однако же сама беседа вертится вокруг интересной темы «магических предметов»: фетишей, амулетов, талисманов. Александр сыплет цитатами из современных научных трудов по теме. Особенно интересна теория одного геттингенского физика. Клаус Ли-Бо доказал: чтобы какой-то объект мог оказать воздействие на судьбу человека в нашей Вселенной, он сам должен быть миром. «Мир-в-предмете» есть компактифицированный клон нашего большого мира. Четвертое измерение (то есть время) в этой маленькой вселенной свернуто и проявляется только в виде казуального излучения. Что, кстати, вполне обнаружимо с помощью чувствительной аппаратуры. И хотя с теорией у Александра было все в порядке, он не мог понять намеков Владимира на то, что шило и есть проклятый заколдованный объект. И это непонимание все более раздражало хозяина дома. Наконец Владимир догадался: надо каким-то образом выманить Александра из гостиной и поговорить с ним наедине. Однако — безуспешно. Да и болтливая Консуэла каждый раз мешала увести гостя. Неожиданно Владимир заметил, что чулки на ногах у женщины явно не в порядке. Эротические стрелки не спускаются прямой линией вдоль ноги, как час назад, а петляют! Значит, она уже успела! И тогда Владимир решает разыграть сцену ревности, но лишь с одной целью — дабы все-таки вывести Александра из гостиной.
Сцена ревности удалась на славу. Владимир схватил шило и потащил побледневшего Александра из комнаты. Я вам все объясню, шептал русский геттингенец. Неожиданно Владимир споткнулся на ступеньке, которая совсем некстати делила коридор на две половинки. Он покачнулся, в этот момент Александр, встрепенувшись, отобрал шило. И неловко, почти не глядя, ткнул им…
…Из глазницы, в которую на две трети ушло шило, текла кровь. Владимир был стопроцентным трупом… Александр хотел бы немедленно бежать прочь, но омерзительное зрелище доизнасиловало его сознание, и он упал на пол в глубоком шоке. Конечно же, очнулся Александр уже в кровати кудесницы Консуэлы… Судя по всему, содержательная часть романа на этом была исчерпана. Анонимный юзер еще пытается оценить философскую составляющую романа, которая якобы превращает его из «мыльной оперы» в продолжение Борхеса.
Мол, шило было шилом лишь по форме, но по сути своей оно являлось копией нашего мира, где некоторые базовые вектора — ярость и ревность — были доведены до экстремума. И вокруг них вертелась вся жизнь гасиенды год за годом. Существуют и другие предметы (такие же копии Вселенной, запасенные неким предусмотрительным Администратором), где выпячены другие базовые вектора. В святом Граале — это милость. В знамени Орифламме — мужество. Свой отзыв анонимный юзер завершает мрачной шуткой, дескать, не рекомендует автору романа, господину Андрею Дворкину, последовать по стопам своих героев и заплутать в парагвайских прериях. Почему, кстати, парагвайских? В романе ни слова о том, что действие разворачивается именно в Парагвае! Минуту назад я хотел преспокойно использовать сей отзыв в своей большой литературоведческой статье, которую мне заказал журнал «Нуево обсерваторе», но теперь меня пробирает страх. Я едва успокаиваю себя — в моем доме, как бы ни был он велик, нет никакого шила.
Кажется, на первом этаже кто-то ударил молоточком в наружную дверь, и прислуга, грузная Луханера, поторопилась открыть. Вон как заскрипели половицы. Прекрасно, это немецкий физик, которого я вызвал аж из Гейдельберга, и с ним грузовик с аппаратурой. Я слышу, как на первом этаже моя жена радостно щебечет) общаясь с гостем. Я спускаюсь по лестнице и вижу ее и гостя в прихожей.
Это вовсе не немецкий ученый! И никакого грузовика с аппаратурой. Только потертый рюкзачок..
— Он тоже из Европы, — сообщает мне моя парагвайская жена.
— Андрей Дворкин, — представляется незваный гость. — Писатель. Знаете ли, я решил проверить, действительно ли некоторые гаучо являются потомками донских казаков.
— Замечательно, что вы попали именно к нам, — говорит женщина. — У моего супруга есть даже реликвии столетней давности, ясно говорящие о том, что все именно так и есть.
— Шило? — спрашивает писатель. — Я так и знал.
— Нет у меня никакого шила, не надо превращать меня в очередной персонаж своей книги, — отзываюсь, пытаясь справиться с внезапной засухой в горле.
— А вот и есть! Ты его просто не замечал, потому что у него уже нет ручки.
Появляется падчерица, у нее в руках потемневший от времени металлический стержень.
— Я нашла его утром в нижнем ящике твоего стола… Мама велела сделать генеральную уборку, — добавила она, увидев свирепую гримасу на моем лице.
Она роется в ящиках моего стола по наущению своей мамаши! И вдруг я понимаю: это моя жена привезла Дворкина сюда. И если полчаса назад на ней был бюстгальтер, то сейчас его точно нет! Я подхожу к черноглазой красотке и с большим удовольствием отвешиваю ей пощечину:
— Как вы смеете бить женщину? — встревает русский писатель.
— Зря вмешиваешься, — я оборачиваюсь к нему, у меня в руке исторический кастет, которым пользовался еще Альфредо Стресснер. И тут меня пронзает боль, она входит в точку между лопаток, и…
Рецензии
Ирина Скидневская
Алмазы Селона
Москва: Астрель — ACT, 2002. — 351 с. (Серия «Звездный бульвар»). 5000 экз.
Ознакомившись с аннотацией, читатель заподозрит, что перед ним очередной фантастический боевик или квест. И только тот, кто читал дебютную дилогию томской писательницы «Звездные мальчики» и «Игры по-королевски» (2002), знает: Скидневская не так проста, чтобы скатываться в банальную «дум-фантастику». Слишком изощренно она играется с элементами самых нестыкуемых фантастических поджанров. Новая книга также появилась на «перекрестке»: это фантастический детектив на базе космооперы и в обертке классического приключенческого романа (что-то в духе Сабатини и Буссенара). Конечно, экшн присутствует в «Алмазах…» — на всех хватит. Но извилистое, замысловатое, со множеством крутых порогов течение динамичного сюжета подчинено законам именно детектива, а не боевика. Здесь все построено на логических играх и хитроумных головоломках. И вот это очень важный момент — наличие четкой логики в космоопере! Вы догадались, на что я намекаю? Скидневская «обманывает» читателя с самого начала, подсовывая ему наиклассический детектив в духе «Десяти негритят», разве что действие происходит на другой планете. А так все на месте: и замок, и таинственные смерти гостей-игроков, и частный сыщик… Постоянно ожидаешь: вот сейчас автор «проколется», введя фантастическое допущение, которое и разрушит детективную прелесть интриги. А ничего подобного — выкрутилась! И вот загадка распутана, а это только конец первой главы. Дальше, казалось, и писать не о чем. Не тут-то было: финал первого детектива — лишь прелюдия к многоходовой головоломке. Сюжетный клубок причудлив, и распутать его с ходу непросто. Скидневская загоняет героев (и читателей) в самые непредсказуемые ситуации. При том наличествуют: проработанный фантастический мир, в меру жесткий язык и сочные характеры. «Алмазы Селона» — весьма редкий пример действительно удачного взаимодействия фантастики и детектива.
Ах да, вы ждали, что я хотя бы бегло обрисую сюжетную линию? Что ж, сначала прочитайте «Алмазы…», а потом сами попытайтесь в нескольких словах описать сюжет.
Евгений Харитонов
Томас Диш
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 2003 № 02"
Книги похожие на "«Если», 2003 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал «Если» - «Если», 2003 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 2003 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.