Журнал «Если» - «Если», 2003 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 2003 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 2003 № 02" читать бесплатно онлайн.
Павел АМНУЭЛЬ. ПРОБУЖДЕНИЕ
С ним мечтали поквитаться многие, в его смерти не виновен никто… Даже опытному и успешному следователю невероятно сложно разобраться в этом преступлении.
Владимир МИХАЙЛОВ. ВИРУС РА
В одной точке Вселенной исчезают корабли вместе с экипажами, в другой (на совершенно безлюдной планете) — возникают мощные промышленные объекты. Однако было бы слишком просто объяснить это известным законом физики. За расследование загадочных событий берется суперагент.
Виктор МЯСНИКОВ. ДЕЛО О НЕВИДИМКЕ
Типичный детективный случай — пропажа ценностей из запертой комнаты. Вот только разгадка далека от криминальной обыденности.
Борис РУДЕНКО. БЕЗ ПРОБЛЕМ!
Сбылись мечты российских «сыскарей»: в их карманах теперь лицензии на убийство.
Далия ТРУСКИНОВСКАЯ. ПОБЕГ
Болтун — находка для шпиона. Но и рыб стоит опасаться, особенно таких экзотических.
Алексей КАЛУГИН. УБИРАЙТЕСЬ ИЗ МОИХ СНОВ!
Сон — отнюдь не личное дело гражданина, законопослушного члена общества.
ВИДЕОДРОМ
Как ни странно, принтеры удачного симбиоза двух самых популярных киножанров весьма немногочисленны…
Даниил ИЗМАЙЛОВСКИЙ. ТЕСТ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Жизнь и книги одного из старейшин научной фантастики России.
Дмитрий ВОЛОДИХИН, Игорь ЧЁРНЫЙ. НЕЗРИМЫЙ БОЙ
Дуэт критиков ведет следствие по делу о фантастическом детективе.
ЭКСПЕРТИЗА ТЕМЫ
Наши эксперты на редкость единодушны: фантастика и детектив — весьма дальние родственники, но тем интереснее их нечастые встречи.
РЕЦЕНЗИИ
Новые книги У.Гибсона, М.Галиной, А.Валентинова, Ф.Пола и других авторов.
КУРСОР
И в зимнюю стужу фантастическая жизнь ничуть не замерзает.
Александр ТЮРИН. СЮЖЕТ, НАНИЗАННЫЙ НА ШИЛО
Даже чтение рецензий на книгу может погубить вас, заявляет сам рецензент.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Редакция называет победителей конкурса. В этом номере — «твердая» НФ.
Евгений ХАРИТОНОВ. ВАМ С ГАРНИРОМ?
Предлагаем ознакомиться с ответами на анкету сайта «Русская фантастика» и журнала «Если».
ПЕРСОНАЛИИ
Этих авторов разделяют государственные границы, но фантастику все они пишут на русском.
Евгений Харитонов
Томас Диш
Концлагерь 334
Москва: ACT, 2002. — 555 с. Пер. с англ. А.Гузмана. (Серия «NewWave»). 5000 экз.
Перед нами вторая попытка (после предпринятой в середине 90-х годов XX века издательством «Северо-Запад») представить лучшие произведения «Новой волны» в виде серии. Тогда все рухнуло, едва вышли первые две (да еще и не самые показательные для сути литературного движения) книги — «Кочевники времени» М.Муркока и «Макроскоп» П.Энтони. Хочется надеяться, что сейчас ничего подобного не произойдет, ведь две книги из новой серии уже выпущены в свет — «Свободное радио Альбемута» Филипа Дика и сборник Томаса Диша.
Читая сборник, лишний раз убеждаешься, насколько в творчестве Т.Диша отразились плюсы и минусы «Новой волны» именно как литературного движения. Блистательно начиная свои романы, доводя их до потрясающей кульминации, американский фантаст завершает произведения либо полной банальностью, как в надуманном и неестественном финале «Концлагеря», либо вообще вычурной невнятицей, как в «334». Недостатки эти, правда, свидетельствуют не о творческих неудачах самого Диша, а о «порочности» главного устремления, которым подспудно руководствовались творцы «Новой волны» — желании переплюнуть мэйнстрим в литературности. Сделать этого не удалось. Однако даже самые безумные «нововолновые» эксперименты все же заметно повлияли на литературные приемы, используемые в современных научно-фантастических произведениях. Чтобы понять это, достаточно внимательно прочитать роман Диша «334» и осознать — до какой степени эта великолепная (несмотря на неудачное завершение) книга американского автора оказала влияние на киберпанк, хотя в ней нет ни слова о компьютерах.
А еще к очевидным плюсам сборника Т.Диша относится то, насколько стильно он составлен А.Гузманом. Умные примечания, информативное послесловие, в качестве предисловия — полная тонких наблюдений статья старого биографа и исследователя творчества Диша — С.Дилэни. Настолько хорошо подготовленную книгу просто приятно читать.
Глеб Елисеев
Уильям Гибсон
Bсе вечеринки завтрашнего дня
Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 384 с. Пер. с англ. Д.Борисова. (Серия «Киберtime»). 10000 экз.
Новая киберпанковская трилогия У.Гибсона, начатая в 1993 году романом «Виртуальный свет», наконец-то завершилась. Читая последнюю часть трилогии, невозможно не заметить некую ауру усталости, витающую над страницами романа и так контрастирующую с мощью и напором, характерными для текстов первой трилогии Гибсона, той, что была начата «Нейромантом» в 1984 году и завершилась «Моной Лизой Овердрайв» в 1988-м. Писатель устал. Эта усталость была видна еще в «Виртуальном свете». Она проявилась даже в выборе центрального образа, вокруг которого выстраивалась конструкция всей трилогии — заброшенного и населенного бродягами моста в Сан-Франциско (образ-то явно навеян книгой Й.Бэнкса «Мост», вышедшей еще в 1986 году).
Да и мир романный мало чем отличается от мира современного. Куда ему до Вселенной «Нейроманта»! Даже итоговое событие новой трилогии — появление промышленных систем «наносборки» и «нанопередачи» — потрясает куда меньше, нежели обретение искусственным интеллектом самосознания и свободы в «Нейроманте».
Конечно, произошло это из-за того, что и «Все вечеринки завтрашнего дня», и ее предшественники — книги писателя повзрослевшего, посерьезневшего и от этого — слишком мрачного. Откровенно заявлена его позиция — дальше ничего хорошего не будет, серое существование вечно, как вечен серый дождь, осыпающий прогоревшие остатки сооружений на великом мосту в Сан-Франциско. Яростное устремление к будущему, которым горели «киберпанки» 80-х годов, явно погасло. Читателям же остается наблюдать за картинами вяло агонизирующего мира, застрявшего в вечном «сегодня» и без всяких надежд на какое-либо «завтра». Мира, где даже движение в киберпространстве оказалось не новым уровнем свободы, а только ложной иллюзией. Где над всем одинаково царствует безысходная тоска. И разбить ее можно только при помощи самых яростных и самых искренних чувств — и то лишь на короткое мгновение.
Глеб Елисеев
Мария Галина
Волчья звезда
Москва: Махаон, 2003. — 416 с. (Серия «Зеленая лупа»). 10 000 экз.
В фантастике существуют вечные, классические темы, и каждая новая книга, написанная ради их дальнейшего анализа, кажется продолжением давнего спора или, может быть, прямой репликой на чью-то аргументацию. При знакомстве с новым романом Марии Галиной нельзя не вспомнить «Возвращение со звезд» Станислава Лема и «Волны гасят ветер» братьев Стругацких. В обоих случаях затрагивается вопрос о перспективах развития человечества по пути, на котором глобально изменяется людская сущность. Совершенно так же в романе Галиной над человечеством производится эксперимент: избранная элита — сливки западного общества — обретает физическое бессмертие. Одновременно четыре экспедиции отправляются к звездам, чтобы начать галактическую колонизацию. Нет нужды пересказывать сюжет, поучителен оригинальный вывод, к которому автор подводит читателей: и тот, и другой варианты грозят катастрофой. Вырождением. Относительно нормальными людьми остаются только те, кто избежал глобальных экспериментов на человеческой природе. Похоже, автор считает состояние современной технологической цивилизации тупиковым, а тотальную перемену в судьбе человечества — неизбежной. После этой метаморфозы, вероятно, появится подобие выбора: или возвращение в варварство, или обращение в нелюдь. И лучше бы первое. Комфортнее как-то, да и ощущения необратимости не появляется… Здесь трудно не согласиться с автором. Написано динамично, в духе «четвертой волны». Кроме того, при чтении чувствуется высокая «конвертируемость» текста в лучшем смысле этого слова. Если бы книга вышла в серии зарубежной фантастики, на обложке красовалась английская фамилия, а на обороте титула стояла скромная надпись: «Перевод М.Галиной», то думается, никто не усомнился бы в западном происхождении «отечественного продукта», Иными словами, очевидно прекрасное знание автором западной интеллектуальной фантастики и осознанное стремление встроить свой текст в эту богатую традицию.
Дмитрий Володихин
Леонид Каганов
Харизма
Москва: ACT, 2002. — 398 с. (Серия «Звездный лабиринт»). 10 000 экз.
Студент Лекса — клинический раздолбай и компьютерный маньяк, сокурсники его за человека не считают; красивая девочка Алена вежливо терпит; преподаватели устало ненавидят. Так бы все и тянулось, но тут во время студенческой пьянки на чьей-то даче с Лехой Лексой случается нечто… Он попадает в зону действия некоего артефакта, который радикально изменяет сначала его личность, а потом и саму природу (постепенно Лекса узнает, что он не просто оборотень, а СУПЕР-оборотень!). Теперь он может все — завоевать понравившуюся девушку, отбрехаться от хулиганов, смотреть в глаза ректору, отращивать оторвавшиеся пальцы и, наконец, превращаться во что угодно. На такие потрясающие способности слетаются всяческие зловещие структуры — от мафии до ФСБ. В конце концов Лекса налаживает контакт с ФСБ, раскрывает тайну артефакта — его оставили инопланетяне, чтобы… ну, это уж мы не станем раскрывать.
В эпилоге, чтобы отойти от стандартов «земной космической оперы», автор переводит историю в полупародийную плоскость — оказывается, ничего подобного и не было, студент Алексей Матвеев госпитализирован в психиатрическую лечебницу с диагнозом «шизофрения», все вышеописанное — просто болезненный бред… Впрочем, и здесь не все так просто. Фирменный стиль Каганова — суховатая ирония в совокупности с зоркой наблюдательностью и снисходительно-приязненным отношением ко всему роду человеческому. Отдельные сцены (например, изгнание бесов священником-самозванцем на квартире у гуру-самозванца) просто великолепны. Сам роман отягощен тем, что я бы назвала «избыточными степенями свободы» — одни только описания метаморфоз Лексы и его врага Клима занимают несколько страниц и, в конце концов, начинают слегка утомлять. Повесть из «Харизмы» получилась бы блестящая, роман несколько затянут. Похоже, Каганов — мастер короткой новеллы — пока не очень уверенно чувствует себя в большом литературном объеме.
Мария Галина
Фредерик Пол
Осада вечности
Москва: ACT, 2002. — 382 с. Пер. с англ. Т. Бушуевой. (Серия «Координаты чудес»). 5100 экз.
Вторая книга сериала об Эсхатоне (надвигающемся финальном уничтожении нашей Вселенной) хорошо продемонстрировала, насколько связаны между собой произведения этого цикла. И что читать их по отдельности — просто бессмысленно. Все предпосылки для развития действия в «Осаде вечности» были заложены в середине первого романа об экспедиции землян на космическую станцию «Старлаб» — «Другая сторона времени». Тогда выяснилось, что инопланетяне, обосновавшиеся на этой станции, обладают технологией почти мгновенного «копирования» живых существ. С захваченных в плен земных космонавтов наделали «дублей», затем вставили пленникам в головы некие шпионские устройства и отправили на Землю, предварительно стерев память. О приключениях этой группы вернувшихся и повествует второй роман. Если первая книга серии напоминала ранние произведения американского писателя, то вторая заставляет вспомнить о более позднем периоде творчества Ф.Пола. Даже повторяя прием, использованный им в романе «Врата» (1977), Пол перемежает повествование выдержками из якобы подлинных документов описываемого будущего. Однако суховатый стиль «Осады вечности» контрастирует с исповедальным и ироничным стилем «Врат». Там подобные вставки помогали лучше воспринять основной текст, здесь они скорее раздражают, не делая воображаемый мир более «зримым». И вообще, создается впечатление, что второй роман Пол написал не столько для развития сюжета, сколько для того, чтобы притормозить стремительное приближение к развязке. Ведь к финалу так и не стало ясно — обманывают или нет землян инопланетные гости, благодетельны или зловредны возглавляющие их «Возлюбленные Руководители», нужно ли готовиться к войне с ящероподобными хоршами — разумной расой, сражающейся с союзом «Руководителей»? Поэтому желающим получить ответы на эти вопросы рекомендую сразу же купить и только что вышедший из печати перевод третьего романа Ф.Пола об Эсхатоне — «Дальние берега времени».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 2003 № 02"
Книги похожие на "«Если», 2003 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Журнал «Если» - «Если», 2003 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 2003 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.