» » » » Александр Карпов - Азовский флот и флотилии


Авторские права

Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сфинкс, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Карпов - Азовский флот и флотилии
Рейтинг:
Название:
Азовский флот и флотилии
Издательство:
Сфинкс
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-7280-0022-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азовский флот и флотилии"

Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.






Однако наличие большого количества мелкосидящих маневренных судов: ботов, каиков, шлюпок и лодок, действовавших в непосредственной близости от берегов, способствовало своевременной доставке Донской армии необходимых грузов. Доступ сюда крупных турецких кораблей был невозможен, а с мелкими вражескими судами русские моряки справлялись сами, да к тому же им на помощь нередко приходила войсковая артиллерия. Таким образом, если Доно-Азовская флотилия прикрывала армию со стороны моря, то и армия своими батареями постоянно охраняла флотилию, отгоняя своим артогнем вражеские корабли и суда.

Форсировав с помощью наплавных мостов из лодок и пустых бочек Генический пролив и Сиваш, русская армия совершила обход сильно укрепленных позиций противника на Перекопе и разгромила татарское войско на реке Салгир. При проведении этой операции русское командование умело сочетало действия авангарда и главных сил, хорошо организовало взаимодействие пехоты, конницы и военной флотилии. Немаловажное значение для разгрома врага имели дезориентация его, внезапность и превосходство в силах на главном направлений.

Помимо непосредственных военных действий против турок на море, перевозок вооруженных сил, снаряжения и продовольствия Доно-Азовская флотилия, руководимая вице-адмиралом П. П. Бредалем, провела большие работы по промерам, изысканию мест для гаваней и съемкам восточных, северных и частично западных берегов, в итоге чего появились карты Азовского моря, которые по своему качеству превзошли все предшествующие, в том числе и карты, составленные по материалам армий П. П. Ласси и Б. К. Миниха.

Боевые действия русской армии и флота на юге продолжались до сентября 1739 года, когда в Белграде был подписан мирный договор с Турцией, по которому Россия, возвращая ей Очаков и Кинбурн, получала небольшие территории на Правобережной Украине, а также право построить Черкасскую крепость на Дону. По условиям договора России возвращался также Азов, но без права возводить в нем укрепления. Оставался за Россией и Таганрог, но при условии уничтожения крепости. Начатые здесь восстановительные работы были не только прекращены, но все, что успели сделать за эти годы, подвергалось уничтожению в присутствии турецких комиссаров.

По Белградскому договору России запрещалось иметь на Азовском и Черном морях флот, строить на них гавани и верфи, вести на своих кораблях торговлю. В соответствии с договором Донская военная флотилия, которая к этому времени уничтожила большую часть судов, была расформирована.

В целом Белградский мирный договор был невыгоден для России. Он, по существу, ликвидировал военные завоевания России и лишал ее выхода к Черному морю.

Глава 4

От Азовской флотилии к Черноморскому флоту

Возвращаю память вашу к предначертаниям дней минувших… Не Пора ли России довершить начатое Петром Первым и Великим.

Екатерина Вторая

Дабы память не скоро исчезла

Через четверть века после заключения Белградского договора отношения между Россией и Турцией вновь становятся напряженными. По указанию Екатерины Второй[55], взошедшей на царский престол в 1762 году, посол А. М. Обресков в Турции делал все возможное, чтобы оттянуть войну. Однако, у России и Турции было слишком много причин, вызывающих взаимную вражду: отсутствие четкой разграниченности южных территорий, стремление владеть Черным и Азовским морями, набеги крымских татар на южные города и села Украины и России, турецкий гнет близких России славянских государств, боязнь русского влияния на Крым и ее стремление проникнуть на Северный Кавказ, обоюдная заинтересованность в польских делах и пр.

25 сентября 1768 г. Турция, поддерживаемая Францией и Австрией, объявила войну России, которая не являясь неожиданностью, застала Россию врасплох. Предстояла длительная и упорная борьба, так как Порта скопила немалые силы. Особенно уверенно чувствовала себя она на Черном и Азовском морях. С помощью сильного флота турецкое командование могло беспрепятственно передвигать свои войска в любую точку побережья, поддерживать их корабельным огнем, бесперебойно снабжать боеприпасами и продовольствием.

Однако, несмотря лишь на частичную готовность вооруженных сил и флота к войне, Екатерина II была полна оптимизма и уверенности в победе над неприятелем. «Туркам с французами, — писала она военному министру графу З. Г. Чернышеву[56], — заблагорассудилось разбудить кота, который спал. Я — сей кот, который им обещает себя дать знать, дабы память не скоро исчезла… Мы всем зададим звону».

В связи с началом войны был создан Государственный совет, в который вошли видные государственные и военные деятели страны, принявшие решение вести наступательную войну, исходные позиции для которой определили у Днестра. Чтобы блокировать от турок Крым, требовался флот, для строительства которого решили возродить верфи на Дону и в Воронеже. Через неделю Адмиралтейская коллегия приняла специальное постановление о строительстве на бывших петровских верфях Донской флотилии.

Поскольку главная борьба ожидалась на побережье Азовского и Черного морей, по указу императрицы, 9 ноября 1768 г. была назначена комиссия, которой надлежало выяснить возможность «иметь на Азовском море военные суда, каковые б могли во всякое время быть годными в военном действии против тамошних флотов». Указ требовал изучить возможность «К, построению их и о изыскании места, где б их строить и содержать, чтоб могли во всякое время выйти в морс».

Во главе комиссии был поставлен одни из ближайших помощников Екатерины, талантливый боевой командир вице-адмирал Г. А. Свиридов[57] и крупный военно-морской специалист, только что назначенный руководителем Донской экспедиции, контр-адмирал А. Н. Сенявин[58].

Использовав извлеченные из архива данные экспедиции Бредаля и Дибриния 1736 года, комиссия в течение короткого времени подготовила и представила свои предложения Адмиралтейств-коллегии. В начале января 1769 года обобщенные коллегией материалы были переданы на имя императрицы.

Отвечая на ту часть указа, в котором Адмиралтейств-коллегии предлагалось высказать суждение о роде вооруженных судов для Азовского моря, рапорт гласил: «…Коллегия, невзирая на все приложенные старание и домышление, не могла иных судов изобрести, как только четырех родов: 1) о 16 пушках 12-фунтового калибра с осадкой без груза в 6, а с грузом до 9 футов; 2) о 14 пушках 12 фунтового калибра; 3) бомбардирские 8-пушечные и 4) 12-пушечные 6-фунтового калибра».

Исходя из существующих глубин Азовского моря, Адмиралтейств-коллегия предлагала строить суда с небольшой осадкой. А суда большего и лучшего образца, по ее мнению, можно будет строить при углублении дна гавани и расчистке фарватера.

В представленном рапорте приводятся довольно интересные рассуждения относительно выгод, которые могут дать мелководье Таганрогского залива и мелкосидящие суда. Во-первых, против турецких линейных кораблей, неповоротливых и больших, но обладающих крупнокалиберной артиллерией, удобно использовать быстрые маневренные галеры, вооруженные более легкими, но зато более многочисленными пушками, позволяющими вести массированный огонь. Во-вторых, при необходимости, мелкосидящие суда могут быстро уйти на такие глубины, куда доступ большим кораблям неприятеля невозможен.

И все же авторы рапорта высказывают уверенность, что на Азовском море можно будет строить крупные линейные корабли, для вывода которых из доков и гавани придется использовать камели (понтоны), а вооружение и оснащение проводить на рейде, а так как Азов и Таганрог в это время были заняты противником, контр-адмирал получил указание немедленно приступить к восстановлению полуразрушенных петровских верфей в Таврове, Павловске, Хоперске и других местах и заложить на них боевые суда.

В январе 1769 г. контр-адмирал Сенявин выехал из столицы на Дон. Уже в начале февраля он прибыл в Воронеж, а через несколько дней в — Тавров. Обещанные Адмиралтейской коллегией 700 плотников на донские верфи не прибыли. Это осложняло работы, однако А. Сенявин приступил к восстановлению на верфях мастерских, складов, других построек, а также к завершению строительства заложенных несколько лет тому назад прамов.

Наладив работы, А. Сенявин в сопровождении небольшого конвоя отправляется в Таганрог, чтобы осмотреть гавань и определить ее пригодность для будущей стоянки боевых кораблей. В середине февраля он прибыл в Таганрог и с помощью сопровождавших его офицеров и штурманов приступил к промеру гавани. Данные промеров показали, что при некотором углублении гавань сможет служить местом стоянки для мелко сидящих судов. В Таврове контр-адмирал делает все, чтобы и самое короткое время завершить постройку строящихся кораблей. В апреле он доносил Адмиралтейств-коллегий о готовности 5 прамов. Это были первые суда для возрождающейся Азовской флотилии. По мере освобождения рабочих он направляет их для постройки казачьих лодок и дубель-шлюпки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"

Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Карпов

Александр Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"

Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.