Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
Своеобразным дополнением к этому указу является письмо Екатерины II Сенявину, в котором она также ставит перед Азовской флотилией задачи на 1770 год. «Главный предмет будущего года на Азовском море, — пишет она, — кажется, быть должен для закрытии новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, дабы через то получить зунд (пролив) Черного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная»[68].
Воодушевленный доверием царицы А. Н. Сенявин, несмотря на постоянные приступы малярии, трудится по 18 часов в сутки. Самоотверженный труд командующего являлся примером для подчиненных. С утра до поздней ночи стучали топоры и молотки свыше 3000 плотников. Не уступали им кузнецы, конопатчики, мастера по оснастке и вооружению. «Успех в строении судов, — докладывал в марте 1770 года А. Н. Сенявин вице-президенту Адмиралтейской коллегии И. Г. Чернышеву[69], — но состоянию времени и людей идет так, что более кажется требовать мне от них не можно, в чем могут свидетельствовать спущенные на воду суда… Всего спущенных судов на воду — 5, сверх того на воде состроенных шлюпок — 10, палубных — 2, восьмивесельных — 8, ялботов — 12, прочие же суда в Павловске обшивкою внутри и снаружи одеты, выконопачены и к спуску приготовляются… а на будущей неделе, если… помешательства не сделается, уповаю спустить все»[70].
Для руководства восстановительными работами в Таганроге комендантом крепости был назначен инженер-подполковник Иван Збродов, служивший ранее в Астраханском порту. Перевод состоялся по ходатайству А. Н. Сенявина, который знал Збродова, как способного морского инженера и незаурядного организатора. С его прибытием восстановление крепости и возведение надводной надстройки оградительных сооружений гавани с использованием фундаментов петровского времени несколько оживилось. И это при условии, что не хватало рабочих рук. Дело в том, что на строительство Таганрога, как и при Петре I, работных людей приходилось набирать, причем зачастую в принудительном порядке, во многих губерниях. Тяжелые условия труда, низкие заработки, плохое питание — все это отрицательно сказывалось на темпах восстановительных работ. На самых тяжелых работах использовались заключенные, отбывавшие здесь каторгу. «Предписал я конторе Таганрогского порта чистку гавани иметь под ведомством ее, — писал Сенявин коменданту Збродову, — работу же на машине производить в две смены, людей же подлежащее число на машину и для свозу земли, ваше высокородие, благоволите давать из каторжных, сколько потребно»[71].
Неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие медицинского обслуживания, несоблюдение элементарных правил гигиены способствовали распространению многих болезней, зачастую кончающихся смертью многих десятков людей. Сотни таганрожцев унесли эпидемия малярии 1770 года и эпидемия чумы в 1771 году.
Однако, несмотря на все трудности, Азовская флотилии строилась. В известной мере этому способствовало то, что Турция в это время уделяла больше внимания военным действиям в Средиземном море, где терпела одно поражение за другим. Особенно чувствительный удар ее морским силам был нанесен 26 июня 1770 года в Чесменском сражении. Все корабли Турции, участвовавшие в этом бою, были уничтожены. Уцелевшие же остатки флота укрылись в Мраморном море под надежной защитой дарданелльских и босфорских крепостей.
Этот год передышки много значил для формирующейся Азовской флотилии. В начале 1771 года ее численность составила: 10 «новоизобретенных» кораблей с вооружением от 12 до 20 пушек и с осадкой не более 9 футов, 5 прамов, 1 бот, 1 дубель-шлюпка и 58 канонерских лодок.
На вновь построенные суда Азовской флотилии с Балтийского флота прибыло 1300 матросов и офицеров.
В конце апреля 1771 года А. Н. Сенявин с гордостью сообщал графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досадах, что флот еще не готов, ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие: видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого, то есть с 1699 года, здесь не видали»[72].
17 мая 1771 года А. Н. Сенявин поднял свой флагманский флаг на корабле «Хотин», символизировавший возрождение русского военно-морского флота на Азовском море. Этот корабль был заложен поздней осенью 1769 года в Новопавловске, а на воду спущен марта 1770 года. Дооснащался и вооружался в Таганроге. Длина корабля 38,4 метра, ширина 8,1 глубина интрюма 2,5 метра. В отличие от подобных кораблей имел 3 мачты, а на вооружении — 16 пушек 12-фунтового калибра. Будущий флагман получил свое имя в честь победы русских войск над могучей турецкой крепостью Хотин в 1769 году. Под командой Сенявина в эти дни находились пять 42-пушечных прамов, один 3-мачтовый корабль, девять 2-мачтовых, 2 бомбардировочных, 2 фрегата, одна дубель-шлюпка и 1 палубный бот. 21 корабль имел 450 орудий, мортир и гаубиц. Численность их экипажей составляла 3300 человек.
Оценивая факт поднятия на корабле «Хотим» флагманского Флага, Екатерина И писала вице-президенту Адмиралтейской Коллегии Чернышеву: «Граф Иван Григорьевич. С большим удовольствием усмотрела я, что 17 мая российский флаг веял на Азовском море после 70-летней перемешки; дай боже вице-адмиралу Сенявину счастливый путь и добрый успех».
Подняв на «Хотине» свой флаг, командующий Азовской флотилией отдал приказ о начале кампании против турецкого флота, чтобы «закрыть Азовское море совершенно».
К этому времени обстановка на сухопутном фронте складывалась следующим образом. Развернув военные действия, 1-я армия во второй половине 1770 года овладела турецкими крепостями Измаил, Килия, Бендеры, Аккерман, Браилов, в феврале 1771 года с помощью Дунайской флотилии заняла Журжу (Джурджу), а в марте блокировала крепости Тулча и Исакса. Активизировала свою боевую деятельность и 2-я армия генерала В. И. Долгорукова[73]. 14–15 июня 1771 года при содействии Азовской флотилии она штурмом овладела Перекопом и до конца месяца заняла Крым. Наиболее действенную помощь флотилия оказала войскам генерала Щербатова при их продвижении по Арабатской Стрелке к Керченскому проливу. Когда армия и большая часть флотилии подходили к Еникале, на выручку своей крепости устремился турецкий флот. Обнаружив противника, Сенявин немедленно атаковал его, несмотря на значительное превосходство последнего. От полного разгрома турок спас лишь внезапно налетевший шквал. В своем донесении об этом сражении вице-адмирал удовлетворенно сообщал: «Я думаю, что турки таких судов в Азовском море видеть не уповали; …удивятся они больше, как увидят на Черном море фрегаты и почувствуют их силу»[74]. Действительно Сенявиным были заложены на Хоперской верфи два фрегата под названием «Первый» и «Второй». Спущенные на воду в конце лета 1771 года они были доставлены в Азов и Таганрог, где получили полную оснастку и вооружение. Новые фрегаты отвечали всем требованиям военной техники того времени. Это были трехмачтовые корабли 130 футов длиной и 36 футов шириной, с острым килем, способствующим маневренности, быстроходные, имевшие на своем борту по 32 пушки.
21 июня 1771 года при активном участии флотилии войсками Щербатова были взяты крепости Еникале и Керчь. С этого времени путь в Черное море русским кораблям был свободен.
Отмечая заслуги А. Н. Сенявина в первой победе над турецким флотом, Екатерина II наградила его орденом Святого Александра Невского, вторым по значимости орденом в России.
После занятия русской армией Крыма Азовская флотилия из Таганрога перебазировалась в Керчь и получила задачу — охранять южное побережье полуострова с целью недопущения высадки турецких десантов. Для этого было выделено три отряда кораблей, каждый из которых имел свой район крейсирования. Возглавили их контр-адмирал А. Ф. Баранов[75], Капитаны Я. Г. Кинсберген[76] и Я. Ф. Сухотин[77]. Сам же командующий находился в Керчи с резервным отрядом. Будучи в Керчи, А. Н. Сенявин приступил к восстановлению Керченской и Еникальской крепостей, к усилению обороны всего Керченского пролива. По его приказу, с нескольких судов было снято 11 тяжелых орудий. 7 орудий передал ему фельдмаршал Долгоруков. Часть этой артиллерии была расположена на крепостных стенах, а 5 пушек установлены на площадке в самом узком месте пролива. В случае прорыва турецкого флота эта батарея могла оказать существенную помощь двум кораблям специально поставленным для прикрытия пролива.
Вскоре после занятия Крыма последовал царский указ: «Для усиления находящейся в Крымском полуострове под командою вице-адмирала Сенявина флотилии и утверждения пашей власти на Черном море заблагорассудили мы повелеть, чтоб там два линейных корабля построены были»[78]. Как и первые фрегаты они также были заложены на Дону, но от «Первого» и «Второго» фрегатов отличались меньшей осадкой и большей вооруженностью — по 58 пушек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.