Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
К этому времени, в соответствии с решением Адмиралтейств-коллегий, мастерами-судостроителями были разработаны чертежи кораблей, получивших наименование «новоизобретенных». Они имели осадку до 2,5 метров и по своим тактико-техническим данным напоминали небольшие фрегаты и канонерские лодки. На них помещалось 12–16 орудий калибром до 12 фунтов и несколько 2- или 3-пудовых мортир, предназначенных для стрельбы по береговым объектам.
Рассматривая присланные из Адмиралтейств-коллегий чертежи нового корабля, А. Н. Сенявин говорил своему ближайшему помощнику кригс-комиссару Селиванову: «Великое б мое было счастье, если б я не только таковой величины корабли, как в этом чертеже означены, хотя б до 32 с большим калибром пушек судов, десять иметь мог, коими… не только доказал бы мою службу, но и не помрачил бы славы русского оружия»[59].
В мае А. Сенявин побывал на Павловской и Икорецкой верфях, где решил построить по 6 «новоизобретенных» кораблей; Вскоре здесь приступили к строительству мастерских, кузниц, магазинов и других помещений. Началась ускоренная заготовке и обработка древесины. Приводились в порядок эллинги.
Екатерина II внимательно следила за ходом строительства Азовской флотилии, постоянно поддерживала связь с се командующим. «Алексей Наумович, — писала она в мае 1769 г. посылаю нам гостинцы, которые до тамошних мест принадлежат: 1. Разные виды берегов Черного моря, даже до Цареграда: 2. Азовское море… Я чаще с вами, в мыслях, нежели к вам пишу. Пожалуй дайте мне знать, как ново-выдуманные суда, но нашему мнению могут быть на воде, и сколько надобно, например, времени, чтоб на море выходить могли»[60].
Отмечая заслуги А. Н. Сенявина в деле строительства Азовской флотилии, императрица решила вопрос о присвоении ему знания вице-адмирала.
Летом 1769 года первые 5 прамов были готовы к спуску по Дону в Таганрогский залив. На прам № 5, построенный в Таирове, капитаном назначили только что получившего звание лейтенанта Федора Ушакова[61]. Каждое судно имело по 22 пушки большого калибра в нижней деке и столько же меньших на открытой верхней палубе. Прибыв в Азов, прамы приняли участие в охране устья Дона и взморья, в доставке в Таганрог различных грузов.
Ушаков был аккуратным и исполнительным офицером, требовательным и строгим командиром. Командующий флотилией приметил молодого капитана и давал ему разные ответственные поручения. Длительное время Федор Ушаков командовал отрядом судов из четырех единиц, доставлявших по Дону в Таганрог корабельный лес. Здесь на Дону он совершил первый скромный подвиг: снял припасы и материалы с затопленных транспортов, которые считались уже пропавшими, и доставил на место сами суда.
Наряду со строительством кораблей и судов А. Н. Сенявин начал проводить на Дону и Азовском море гидрографические работы, приступил к восстановлению военно-морской базы — Таганрогского порта. Вскоре после занятия Таганрога отрядом Дежедероса контр-адмирал делает представление Адмиралтейств-коллегии, в котором писал: «По достройке новоизобретенного рода судов пристанища им я иного не нахожу, как в Таганрогской гавани, где глубина только 4 фута, чему я самовидец… надо повелеть к углублению той гавани сделать машину, прислав каков ей быть чертеж, по которому и зачать ныне из заготовленного для лодок леса строить и туда ее хотя к сентябрю месяцу доставить»[62].
Адмиралтейская коллегия немедленно отреагировала на просьбу А. Н. Сенявина. По ее заданию машинный мастер Вильгельм Клевес за короткое время подготовил чертежи и модель землеройной машины, способной углубить Таганрогскую гавань до глубины 7 футов. Под его наблюдением она была изготовлена и к концу лета доставлена в Таганрог.
Строя корабли на донских верфях, А. Н. Сенявин все более утверждался в мысли, что достраивать и вооружить их необходимо в одном из портов Азовского моря. По его мнению, «новоизобретенные» корабли могли бы участвовать в операциях по очищению от противника только во взаимодействии с галерами. «А без того в одних тех случаях, — писал вице-адмирал в Петербург, — пользы никакой не вижу; хотя и будет восемь судов одно в 16, а семь по 14–12-фунтового калибра пушек, но могут ли против шестидесятых и пятидесятых кораблей и большего калибра имеющих пушек стоять, не будучи подкреплены от галер, когда же будет и при этом роде галеры, то не только без всякой опасности и помешательства от неприятеля могут в своем месте быть вооружены и не одна восточная часть, но и весь Крым долженствует содрогнувшись передать себя в монаршее покровительство, где известные три места: Еникаль, Керчь и Кефа будут служить к строению больших кораблей[63]».
В то время как на Дону и Азове шла подготовка Азовской флотилии, интересно складывалась обстановка на театре военных действий. Ранней весной 1769 года первая российская армии генерала А. М. Голицина[64] в которой насчитывалось до 90 тысяч человек, выдвинула свои войска от Киева на Хотин. Действуя против 200-тысячной турецкой армии, Голицин 14 апреля разбил войска Караман-паши, дважды штурмовал турецкую крепость Хотин, по оба раза неудачно. По ряду причин принял решение отступить к Южному Бугу. В конце августа здесь состоялось крупное сражение, в котором сераскеру Молдаванджи-паше было нанесено полное поражение. 9 сентябри войска Голицина штурмом взяли Хотим, а 26 сентября заняли Яссы.
В этот период 2-я армия генерала П. Н. Румянцева[65], действовавшая между Днепром и Доном, вела ожесточенные бои с войсками крымского хана Каплан-Гирея, которые в начале января 1769 года вторглись на территорию Украины и проникли в Северо-Восточное Приазовье. Под ударами русских войск татары вынуждены были отступить в Крым. После того, как один из отрядов 2-й армии, возглавляемый генерал-поручиком Вернесом, при участии донских казаков 6 марта 1769 года занял крепость Азов, а второй ее отряд 2 апреля вошел в Таганрог, войска Румянцева полностью вышли к Азовскому морю и блокировали Крым.
Летом турки предприняли попытку отбить Азов и Таганрог. Для этого из Константинополя была направлена эскадра в составе 4 кораблей, 2 транспортных галер и большого количества мелких судов. В Еникале большие корабли стали на якорь, а галеры и мелкие суда взяли курс на Таганрог. У Долгой косы обе галеры сели на мель. Одну из них разбило штормом, а вторую турки отвели назад в Еникале, отказавшись от попытки взять Таганрог. Случай этот лишний раз показал, что надо торопиться с постройкой флота, способного противостоять туркам.
В июле 1769 года корабли Балтийского флота под руководством вице-адмирала Г. А. Спиридова были направлены в Эгейское море, чтобы блокировать Константинополь, поднять на восстание порабощенное турками население Архипелага и Пелопоннеса и тем самым оттянуть на себя часть неприятельского флота с Черного и Азовского морей. Через некоторое время к берегам Греческого архипелага ушла 2-я Средиземноморская эскадра.
Посылка русских эскадр из Балтики в Средиземное море решала только половину задачи. Архипелаг в планах войны значился второстепенным театром действий, отвлекающим часть сил Турции. Однако в письме к вице-адмиралу Спиридову императрица писала: «Ничто на свете нашему флоту столько добра не сделает, как сей поход. Все закоснелое и гнилое наружу выходит, и он будет со временем круглехонько обточен»[66].
Время показало насколько пророческими были слова Екатерины. Русские эскадры нанесли турецкому флоту огромным урон, освободили от турок два десятка греческих островов, блокировали Дарданеллы и прервали сообщение Турции с ее средиземноморскими владениями.
Победы русского флота в сражениях при Наполи-ди-Романьи, в Хиосском проливе, при Патрасе и особенно в Чесменской бухте, в которой было уничтожено большое количество турецких кораблей и судов, привели императрицу в такое восхищение, что в письме к генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву она писала: «Ничего знаменитее с той стороны, кажется быть не может».
Внимательно следя за событиями, происходящими в Средиземном море, Екатерина II ни на один день не забывает об Азовском флоте. В ноябре 1769 года она издает указ, в котором предлагались различные мероприятия, направленные на возрождение судостроения на Азовском море. Главным исполнителем этого указа был назначен А. Н. Сенявин. Одни из пунктов этого указа гласил: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина, с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить как убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче — галер и других судов, по тому месту способных, и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во онной уже зимовать могла; на все то и повелели мы ему выдать на первый случаи 200 тысяч рублей, а для заведения тамо Адмиралтейского департамента и служителей по мере тамошней морской силы, сочинив ему, вице-адмиралу, план, представить к рассмотрению»[67].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.