Эрвин Полле - Четыре жизни. 3. Производственник
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Четыре жизни. 3. Производственник"
Описание и краткое содержание "Четыре жизни. 3. Производственник" читать бесплатно онлайн.
На словах взаимосвязь науки с производством всегда поддерживается. Кто же мешает? Ряд бесконечен: коммунисты и чекисты, экономисты и финансисты, пустозвоны и карьеристы, дилетанты и воры… Современной болтовнёй власти об инновациях и нанотехнологиях Россия всё дальше отодвигается от развитых стран, оставаясь их сырьевым придатком. 500 лет назад торговали пенькой, сейчас нефтью, газом, лесом и при этом всегда завидуем и ненавидим тех, кому продаём. Частично иллюстрированный вариант.
1990 год
С 01.10.1990 г. научно-исследовательский центр юридически самостоятелен. Первая пятница октября объявлена ежегодным праздником фирмы с торжественным собранием, нерабочим днём и вечерним банкетом. Масса навалившихся организационных вопросов: акт передачи имущества от ТНХК; расчётный счёт в банке; печать; программа НИОКР; договора на обслуживание ТНХК и отдельных производств; положение об оплате труда, интересующее коллектив больше всего; договора на обеспечение НИЦ энергоресурсами и многое другое. Важнейшая задача — формирование научного коллектива. Без привлечения серьёзных учёных к руководству научными отделами и лабораториями обойтись невозможно. В течение нескольких месяцев 4 человека вызвал из других городов, переманил часть сотрудников томского отделения «Пластполимера».
Уже 03.10.1990 г. НИЦ проводит первый научный семинар с участием представителей фирмы «Dutral», занимающейся модификацией полипропилена. Подобного рода семинары проходили сравнительно регулярно по разным проблемам ТНХК. Немало рассмотрено диссертаций, кандидатских и докторских, в т. ч., когда НИЦ выступал в роли головной организации.
19-22.11.1990 г. находился на АвтоВАЗе в Тольятти. Затёртый термин «автогигант» начинаешь ощущать, попав на заводскую территорию. АвтоВАЗ — город, с цехами-кварталами. Высокий уровень автоматизации, огромное число работающих. Много иностранцев (покраску автомобилей, одну из самых вредных для здоровья операций, проводили, преимущественно, вьетнамцы). Город Тольятти (раньше назывался Ставрополь на Волге) начал интенсивно развиваться в 60-е, когда с помощью итальянской фирмы «Фиат» страной решалась проблема создания современного массового автомобиля. Тольятти разбросан, несколько раздельных промышленных районов с заводами (помимо АвтоВАЗа) химического, электротехнического, машиностроительного профиля. Центральный проспект широкий, жилая застройка мало отличается от других городов.
Вместе с директором завода полипропилена Акчуриным подготовили тройное соглашение с АвтоВАЗом. АвтоВАЗ взялся финансировать реконструкцию узла наполненных композиций в пределах 2-х миллионов долларов и поставить по цене АвтоВАЗа для поощрения работников завода полипропилена и НИЦ в 1991-93 гг. 210 автомобилей. Напомню, в 1990-92 гг. существовал жестокий дефицит на легковые автомобили. Завод полипропилена взял на себя финансирование разработок модифицированных композиций по выданным АвтоВАЗом техническим требованиям и обязался через 2 года начать поставку в Тольятти новых композиций. Надо ли объяснять, каким окрылённым я вернулся в НИЦ. Соглашение с АвтоВАЗом оказалось чрезвычайно важным для НИЦ, позволило на 5–6 лет загрузить целый отдел оплачиваемой работой (в последних моделях АвтоВАЗа не менее десятка полимерных составляющих разработаны в НИЦ.), несколько десятков ведущих сотрудников НИЦ получили автомобили на льготных условиях.
Томск. 90-е годы. Один из рекламных буклетов.
При распределении автомобилей не всё прошло гладко. Собрал заявления желающих, затем на общем собрании НИЦ объявил коллективу поимённую очерёдность приобретения автомобилей, зафиксированных договором с АвтоВАЗом. Поскольку автомобили поступали не через профсоюз (5-10 штук в год на весь шеститысячный ТНХК), то определён принцип: вклад в развитие НИЦ. Первые в очереди — заместители директора и руководители научных отделов, затем заведующие лабораториями, дальше сотрудники НИЦ в соответствии с трудовым стажем на ТНХК. До сих пор не могу понять верный ли это ход. Из предназначенных для НИЦ в 1991-92 гг. 55 автомобилей получено 30. Из них 7 автомобилей продано правлением НИЦ сторонним организациям с целью получения средств на зарплату. Неприятно, когда в утверждённых правлением НИЦ списках Акчурин по собственному усмотрению кого-то вычёркивал, а кого-то (из сотрудников НИЦ) вставлял, а то и откладывал весь список на следующее поступление (поясню, каждый квартал, а позже и месяц цены резко подскакивали). В результате уволился один обиженный зав. лабораторией. Досадно также, хотя и понятно, что только первая группа сотрудников НИЦ, получивших машины, использовала их по прямому назначению, остальные немедленно сделали на них деньги. В конце 1992 г. цены полностью отпущены, автомобили начали продаваться свободно по рыночной цене и стали недоступны работникам НИЦ.
Неприятные моменты появились, примерно, через год после оформления договора в Тольятти. НИЦ выполнял свои обязательства по разработкам для АвтоВАЗа, а вот завод полипропилена повёл себя некорректно. Его руководители быстро сообразили как хорошо и спокойно можно жить в долг (АвтоВАЗ свои обязательства по финансированию и поставке автомобилей выполнял полностью), практически прекратили оплачивать подписанные акты выполненных работ, да и легковушки, предназначенные для НИЦ, начали уходить на сторону. В результате ряд обещаний конкретным специалистам НИЦ остались невыполненными. Руководители «кооперативного» завода полипропилена почувствовали себя полными хозяевами предприятия. Отсюда и поведение, когда с каждым актом мне приходилось лично идти на поклон, в почту передавать бесполезно, остепенённых заведующих отделами и лабораториями НИЦ хозяева «в упор не видели».
Не оставил мысли об использовании опытно-экспериментальной базы. В декабре 1990 г. решили в Ленинграде создать малое предприятие, которому поручить организацию окончания строительства базы и дальнейшую эксплуатацию. Учредители: ТНХК с НИЦ, Пластполимер, МНТК «Катализатор» из Новосибирска. На финансирование планировалось направить 4 млн. рублей равными долями учредителей. Определили толкового руководителя из бывших ответственных работников ТНХК. Из Ленинграда поехал в Новосибирск. Однако встреча с академиком Замараевым имела «в сухом остатке» пожелание сотрудничать без финансового соучастия. Вопрос опять завис. Появилась некая фирма «Восток», желавшая вложить в опытно-экспериментальную базу деньги. В июне 1991 г. подписан договор между ТНХК, Пластполимером и Востоком о создании и деятельности ООО «Опытный завод химических технологий» (ОЗХТ). Специальным приказом по ТНХК я был определён ответственным представителем ТНХК на ОЗХТ. Появились деньги, идеи о выпуске дефицитной малотоннажной продукции для продажи на экспорт. Регулярно собирались учредители. Строительно-монтажные работы велись энергично. Директор интенсивно набирал штат, достиг полторы сотни человек, казалось, вот-вот ОЗХТ заработает. Примерно через год появились проблемы: Пластполимер уклонялся от внесения денежной доли, «Восток» занялся поиском финансовой подпитки за пределами области, начали высказывать претензии экологи. Собрания учредителей проходили нервно, хотя первая установка по выпуску фталоцианиновых красителей практически готова, осталось приобрести устройство для измельчения и отбора фракций красителя определённых размеров. Устройство сравнительно недорогое, но нужно перевести в Москву «живые» деньги. Необходимо приобрести сырьё. В октябре 1993 г. закулисными манёврами (я категорически возражал, но повлиять не смог) крайним в срыве срока пуска 1-й установки оставили директора ОЗХТ, назначили нового, бывшего работника НИЦ. Этот сделал всё, чтобы я не мог участвовать в решении вопросов ОЗХТ, сам проявил себя бездельником, и через год на ОЗХТ оставалось несколько человек и огромные разворованные корпуса. Последнее собрание учредителей ОЗХТ, на котором я присутствовал, состоялось 27.12.1993 г. Звучали маниловские мечты о получении денег из воздуха (валютный кредит, конвертирование в рубли, вклад в банк под 180 % и на проценты форсировать окончание намеченных на ОЗХТ работ — обратите внимание — в России время «великих» пирамид). Где-то к 1997 г. внимание к ОЗХТ привлечено вновь, с трудом в 1999 г. запустили установку синтеза сверхвысокомолекулярного полиэтилена, сложная вышеупомянутая установка красителей, располагавшаяся на 4-х этажах, разграблена полностью, восстановлению не подлежит. Опытно-экспериментальная база, ОЗХТ — столько усилий затрачено мной за годы работы на ТНХК, столько споров по составу и строительству опытных установок, по организации финансирования…
---------—
Уважаемый читатель! Вспоминаю опытно-экспериментальную базу с ностальгией, не удалось решить задачу, поставленную генеральным директором Гетманцевым ещё в 1977 г., создание научно-производственного объединения. Томск исторически имел мощную научную и учебную инфраструктуру, ежегодно выпускал сотни дипломированных химиков — инженеров и научных работников, но в Томске не было прикладной химии, ориентированной на крупнотоннажные химические производства. Научное сопровождение при создании ТНХК обеспечивали Ленинград, Грозный, Новополоцк (полимерное направление), Северодонецк (метанол), Новосибирск (формалин), Москва (производства карбамидных смол и ЭП-300, разные институты). Необходимость создания мощного отраслевого института прикладного характера, нацеленного решать проблемы ТНХК на месте, стала очевидной для руководства ТНХК. Вспоминаю контакты с Гетманцевым и Набоких в июле 1977 г., когда предварительно оговаривались условия моей работы. Начинало «дышать» Томское отделение ОНПО «Пластполимер», десант академиков во главе с Президентом Александровым и руководителей минхимпрома во главе с Костандовым принял принципиальное решение о создании на площадях ТНХК крупной опытно-экспериментальной базы с уникальным набором полупромышленных установок.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Четыре жизни. 3. Производственник"
Книги похожие на "Четыре жизни. 3. Производственник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрвин Полле - Четыре жизни. 3. Производственник"
Отзывы читателей о книге "Четыре жизни. 3. Производственник", комментарии и мнения людей о произведении.