Израиль Левин - Грозные годы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Грозные годы"
Описание и краткое содержание "Грозные годы" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Воспоминания бывшего директора Саратовского авиационного завода И. С. Левина знакомят читателя с героической работой коллектива саратовских авиастроителей в годы Великой Отечественной войны, рассказывают о выполнении ими важнейших заданий Родины — выпуске боевых истребителей Як-1 и Як-3.
Молодая револьверщица Любовь Еремина за первые пять дней октября записала на лицевой счет 609 сверхплановых деталей, портниха Живодерова — 250, столяр Афанасьева — 102 детали. Коллектив участка мастера Лихачева выработал 6000 сверхплановых часов.
В механическом цехе под угрозой срыва суточный график. Токарь М. Храмов, слесарь М. Маркелов, разметчик Г. Мартынов работали трое суток с очень короткими перерывами для сна здесь же, в красном уголке. Срочное задание было выполнено.
Более 350 человек овладели в эти дни вторыми профессиями. Строгальщик Гаврилов и фрезеровщик Дударев освоили токарный станок, строгальщики Рябов и Хвостов стали выполнять и слесарно-сборочные работы.
85 человек работали на нескольких станках. Среди них фрезеровщики Субботин, Ягодинская, Максимов, Иванов.
Многие инженерно-технические работники и служащие после своего рабочего дня становились к станкам и верстакам, вносили в свои лицевые счета выработанную продукцию.
Наши заводские рационализаторы, как и раньше, в эти дни упорно искали пути и средства экономии материалов, снижения затрат, повышения производительности труда. Разметчик Г. Мартынов, например, чтобы сократить время на разметку деталей, изготовил специальные шаблоны. Мастер деревозаготовительного цеха Заломнов заменил ручную застрожку некоторых деталей обработкой на станке. Это высвободило 7 столяров. Технолог С. Сироткин из автоматно-револьверного цеха, применив специальную державку на автомате, снизил нормированное время на 2 часа 10 минут на каждый самолет. [79]
Применение электро- и пневмошлифовок в крыльевом цехе заменило тяжелый ручной труд. Производительность труда увеличилась в 2–3 раза, резко улучшилось качество продукции. В фюзеляжно-сварочном цехе резку труб, хомутов, обработку концов труб перевели на фрезерные и токарные станки. Большое количество деталей и узлов, сверлившихся по разметке, были переведены на сверловку по кондукторам, спроектированным и изготовленным своими силами.
Мастер Чижиков, слесари-стахановцы А. Фенин и К. Понукалин изготовили штампы, с помощью которых делали по 400 кронштейнов в смену вместо 10. Рационализатор А. Г. Мясников спроектировал сверлильно-зенковочный автомат. Применение его высвободило в автоматно-револьверном цехе 10 рабочих.
В кузнечном цехе по предложению К. Пискарева, А. Лагуна и З. Сметанкина стали заранее подогревать штампы. Съем продукции с молота возрос на 35 нормо-часов, а получение деталей окончательного размера экономило еще 15 часов на самолет.
Работники центральной заводской лаборатории Кротова и Ларионова внедрили в производство переменный ток для анодирования деталей. Инженер П. У. Букин освоил и внедрил спектральный анализ цветных металлов, что резко сократило цикл анализов. Отпала потребность в дефицитных реактивах.
Технологи и конструкторы отдела главного технолога совместно с работниками заготовительно-штамповочного цеха перевели большое количество деталей из цветных и черных металлов на холодную штамповку. Это сэкономило большое количество материала, сотни часов очень тяжелой, требующей высокой квалификации работы.
Конструкторы отдела главного технолога Канаев, Гульбе, Калинин, Поздеев, Простаков, Мельников, Кудинов, Лисоченко, Корсунов, Немчков и другие спроектировали и внедрили много сложной, оригинальной и дешевой оснастки, которая позволила повысить производительность труда, а молодым, недавно пришедшим на завод рабочим быстрее освоить производство.
Новаторы цехов, которыми руководили В. И. Комаров, В. В. Попков, К. А. Грачев, М. Г. Сероглазов, внесли ряд предложений, резко сокративших цикл сборки.
Большой вклад в улучшение боевых качеств самолетов, [80] повышение производительности труда внесли конструкторы серийно-конструкторского отдела завода. Только за октябрь 1942 года Сейфи, Кондратьев, Меглицкий, Золотухин, Пацюк и Туманов записали в свои лицевые счета 270 тысяч рублей экономии от внедрения рационализаторских предложений.
В эти дни родились стахановские бригады. Инициаторами их создания выступили коллективы участков, которыми руководили мастера Ершов, Спирин, Молчанов из цеха окончательной сборки, и аэродромного (мастера Маклярский, Наумов, Смоленко). Приказом по заводу этим коллективам были присвоены звания стахановских бригад, вручены именные вымпелы, а рабочим, мастерам, контролерам — книжки стахановцев. Этот почин был подхвачен. На рабочих местах все больше стало появляться красиво оформленных именных вымпелов — показателей того, что здесь работают гвардейцы тыла.
Лучшие цехи и отделы, имена сотен стахановцев — рабочих, конструкторов, технологов, летчиков, механиков были занесены на доску Почета.
* * *
Требование Государственного Комитета Обороны было выполнено. План сентября составил ИЗ, октября — 106 процентов. В сентябре и октябре была достигнута самая большая суточная и месячная сдача самолетов за годы войны. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 года завод изготовил и отправил на фронт на пять полков истребителей Як-1 больше, чем за все второе полугодие первого военного года.
Права хранения Переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны в июле — октябре добились коллективы цехов, которыми руководили В. И. Комаров, П. А. Халанский, А. Я. Слуцкий, Н. В. Востоков.
Соревнование за оказание помощи Сталинградскому фронту, открытие лицевых счетов сверхплановой продукции стало новым этапом в борьбе за дальнейший рост производительности труда.
Хочется привести отрывок из воспоминаний заместителя начальника управления ВВС генерал-лейтенанта Я. Л. Бибикова. Он пишет:
«Особенно остро стоял вопрос об обеспечении самолетами Сталинградского фронта во время немецкого наступления [81] и еще больше во время подготовки наших войск к контрнаступлению, а затем к окружению всей группировки немцев и а этом фронте. К этому времени перед Саратовским авиационным заводом, который находился на пределе своих производственных возможностей, была поставлена задача в течение одного месяца увеличить выпуск самолетов на две единицы в сутки. Эту задачу можно было решать либо за счет ввода новых площадей, нового оборудования, либо за счет энтузиазма коллектива завода.
Первое нельзя было осуществить из-за отсутствия в то время в стране соответствующих материальных возможностей, оставался второй путь — поднять моральное состояние коллектива на совершение, казалось бы, невероятного подвига.
В этом случае выступает организующая сила партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и руководства завода.
В установленный ГКО срок с цехов завода на аэродром ритмично стали поступать и отправляться в части ВВС сверхплановые два самолета в сутки.
Это было большим вкладом в нашу победу на фронтах войны и особенно повлияло на поражение немцев под Сталинградом, что, как известно, явилось поворотным этапом всей войны.
Нельзя не вспомнить, что в это время заводской рабочий коллектив состоял не только из опытных рабочих, но и из подростков, начиная с 14-летнего возраста. Это создавало дополнительные трудности, и поэтому теперь, вспоминая то отдаленное время, поражаешься тому, какими большими резервами, энергией обладает наш советский рабочий класс, когда стоит вопрос о судьбе социалистической Родины»{15}.
* * *
В один из сентябрьских дней 1942 года на завод позвонил командующий ВВС генерал А. А. Новиков и сообщил, что на Сталинградском фронте обнаружились случаи, когда на самолетах Як-1 в воздухе отказывает оружие. Он потребовал немедленного вылета на фронт ответственных работников для устранения ненормальностей и выявления виновных.
Сигнал очень тревожный. Истребитель с бездействующим оружием — мишень для врага. Когда такие истребители [82] сопровождают штурмовиков, бомбардировщиков, те остаются без защиты.
Отдельные случаи отказа оружия бывали и раньше. Но разработчики и поставщики внесли ряд изменений, повысили надежность оружия. Мы у себя на заводе также устраняли обнаруженные дефекты. В чем же дело? Нужно немедленно выяснить причину, устранить неисправности. Решаем, что необходимо вылететь на фронт директору завода, старшему представителю заказчика с бригадой квалифицированных слесарей-вооруженцев.
Позвонили наркому, доложили о принятом решении и попросили срочно командировать на Сталинградский фронт разработчиков и поставщиков пушек и пулеметов.
Ранним сентябрьским утром на самолете Ли-2 представители заказчика А. Н. Родин и Воротников, инженер-конструктор Г. А. Булава, старший мастер по вооружению, опытный, прекрасно знающий дело В. А. Шацилло, его брат слесарь П. А. Шацилло, слесари П. А. Харчуткин, А. Г. Козарев и я вылетели на Сталинградский фронт. Самолет шел на бреющем полете, прижимаясь к земле, чуть не задевая верхушки деревьев. Но в этот день долететь до места не удалось. Нас посадили на аэродроме в Камышине, так как в воздухе было много вражеских «мессеров».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Грозные годы"
Книги похожие на "Грозные годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Левин - Грозные годы"
Отзывы читателей о книге "Грозные годы", комментарии и мнения людей о произведении.