Израиль Левин - Грозные годы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Грозные годы"
Описание и краткое содержание "Грозные годы" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Воспоминания бывшего директора Саратовского авиационного завода И. С. Левина знакомят читателя с героической работой коллектива саратовских авиастроителей в годы Великой Отечественной войны, рассказывают о выполнении ими важнейших заданий Родины — выпуске боевых истребителей Як-1 и Як-3.
Внедрение поточно-стендовой сборки потребовало некоторого изменения конструкции, технологии, введения новых соединений, деталей, узлов. Нет предусмотренных документацией материалов — необходимо искать и внедрять различные заменители. А сколько каждый день возникает незапланированных, непредвиденных «горящих» вопросов. Дорогостоящий, трудоемкий, дефицитный узел выполнен с отступлением от чертежа; в цехе окончательной сборки при стыковке крыльев прослабили отверстие; на статических испытаниях деформировался стержень каркаса фюзеляжа. Или (вот непредвиденный факт!) осенью 1942 года со Сталинградского фронта раздался тревожный звонок. Там появилась огромная масса грызунов, которые пробираются в самолеты, перегрызают обшивку, поедают резину, изоляцию электрических проводов, выводят из строя самолеты. Грызунов привлекло большое количество дерева, казеиновый клей.
В своих воспоминаниях «Солдатский долг» Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский описывает этот факт:
«Как назло, именно в это время, когда так много требовалось от летчиков, среди них появились случаи заболевания [87] туляремией, распространяемой мышами. А развелось этих тварей множество, и пришлось принимать специальные меры для защиты не только людей от заболевания, но и самолетов от порчи: грызуны поедали резиновую изоляцию везде, куда только им удавалось проникнуть»{16}.
Работники центральной заводской лаборатории сутками не уходили домой, искали средство предохранения самолетных конструкций от неожиданных «налетчиков». И нужный препарат был найден. Им покрывались все деревянные детали. Средство оказалось очень действенным. Грызуны отступили.
По каждому непредвиденному случаю требовалось вести экспериментальные работы, испытания, расчеты, проверку. Находить решения быстро, грамотно, с полной мерой ответственности за качество, обеспечение прочности, летных данных, веса, эксплуатационной надежности самолета, за выполнение суточного графика.
Сколько различных противоречий: чтобы уменьшить трудоемкость изготовления самолета, необходимо сократить требующие высокой квалификации ручные работы, перевести изготовление деталей на прессы, станки, молоты, литье. Но для этого следует изготовить оснастку, инструмент, а цехи подготовки работают круглосуточно с огромной перегрузкой. Возникает проблема, как еще больше продукции получить от работающего с перегрузкой механического и прессового оборудования. Как внедрить предложения рационализаторов и изобретателей? Опять-таки необходимо внести изменения в конструкцию, технологию, изготовить оснастку, инструмент.
Чтобы легче представить объем работы, направленной на улучшение качества продукции, приведу несколько цифр: в 1941 году было внедрено 7023 изменения чертежей, в 1942–5098, и так каждый год. Высокое качество труда на каждом рабочем месте, каждой операции стало обязательным условием для всех работников завода.
Длинный путь проходит самолет от доски конструктора до испытания в воздухе. Разные специалисты участвуют в его создании. И для каждого одно требование — точное соблюдение чертежей, технологии, технических условий. Малейшее нарушение, небрежность в работе на любой операции неизбежно приведет к последствиям, зачастую непоправимым. Призыв: «Товарищ! Помни, [88] от твоей работы зависит жизнь человека!» стал главным содержанием всей нашей воспитательной и организационно-технической работы.
Для коллектива завода обеспечение высокого качества выпускаемых истребителей имело особое значение — ведь Саратовский авиационный к началу организации крупносерийного выпуска Як-1 имел небольшой авиационный стаж и опыт.
Партийная организация и руководство завода, цехов и отделов вели повседневную, кропотливую работу по созданию условий для высококачественного труда, воспитанию чувства ответственности у каждого за свое дело, за повышение квалификации и мастерства. Большое значение в решении этой важнейшей задачи имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной продукции».
16 августа 1940 года на заводе был издан приказ, на основании которого за изготовление продукции высокого качества лучшим рабочим-стахановцам М. Н. Маркелову, П. И. Родионову, В. А. Авруцкому, Н. М. Чумаевскому, В. Г. Кузнецову, В. С. Мангутову, А. И. Ахмыстову было доверено работать без предъявления продукции ОТК — вручены личные клейма.
Первыми на заводе за высокое качество работы на доску Почета были занесены имена стахановцев: модельщика С. И. Баранова, формовщика К. А. Устинова, слесарей А. В. Братчикова и С. Е. Поцелуева.
Все годы войны вопросы организации работы по обеспечению высокого качества продукции были в центре внимания руководства и общественных организаций. Созданная на заводе система проверки и предупреждения возможных отклонений, воспитательная работа, соревнование бригад, цехов, борьба за получение личных клейм, материальные поощрения приносили свои результаты.
Особо хочется отметить систему строгой проверки агрегатов и самолетов на прочность. В опытном цехе, которым руководил М. В. Агранович, была создана лаборатория статических и динамических испытаний, в которой регулярно по утвержденному графику испытаниям подвергались фюзеляжи, крылья, оперение, шасси, баки и другие агрегаты и узлы; на заводском аэродроме — летно-экспериментальная группа (ей было передано два [89] самолета, на которых шли интенсивные полеты). В центральной заводской лаборатории, экспресс-лабораториях, на окладах и в цехах проверялось качество поступающих материалов.
Много сделали для предупреждения брака и дефектов работники отдела технического контроля Ю. П. Молчанов, И. В. Елиферов, И. З. Шнайдер, Н. А. Горбунов, А. Ф. Козлов, И. Ф. Щербаков, М. А. Литинский, М. И. Харитошин и другие. Важная роль в борьбе за качество истребителей принадлежала и представителям заказчика — требовательным, высококвалифицированным инженерам и техникам А. Н. Родину, А. Н. Павлову, Н. А. Болтоносову, А. В. Быкову, Н. П. Соловьеву, К. Б. Языкову, И. С. Абоянцеву, В. И. Чернышеву и другим.
* * *
В канун 25-й годовщины Великого Октября на Сталинградский фронт вылетела делегация рабочих завода. Ее возглавил заместитель председателя завкома профсоюза К. М. Конюхов. На деньги, собранные коллективом завода, были закуплены 5 бочек соленых огурцов, 3 бочки помидоров, 50 килограммов копченой рыбы, колбаса, шоколад, конфеты, папиросы, вино. Работницы завода Беокоровайная, Кулькова, Кунаева, Гаранина, Комарова, Плоткина и многие другие сшили и вышили кисеты, платки.
Делегация везла рапорт коллектива завода о выполнении обязательств, взятых в дни вахты помощи защитникам Сталинграда.
Наши делегаты посетили 220-ю истребительную авиационную дивизию, где мы побывали в сентябре. Они встретились с Героем Советского Союза майором В. И. Шишкиным. На боевом счету летчика было 412 боевых вылетов, 10 индивидуально и 15 в групповом бою сбитых вражеских самолетов. Были интересные беседы с Героем Советского Союза капитаном Н. Моторным, имевшим 369 боевых вылетов, 10 сбитых лично и 5 — в группе вражеских самолетов, самым молодым летчиком части И. Гумбаревым, который свой боевой счет открыл тараном «фокке-вульфа», воентехником первого ранга Целиковым, имевшим на своем личном счету 1112 обслуженных и отремонтированных самолетов, и многими другими отважными бойцами-сталинградцами. [90]
На аэродроме перед боевым строем был торжественно вручен рапорт коллектива завода. Капитан Н. Моторный и его соратники дали слово в боевом соревновании завоевать право хранить этот рапорт в своем полку.
Фронтовики просили передать авиастроителям благодарность за их самоотверженный труд, выразили уверенность, что коллектив будет еще больше наращивать темпы, обеспечивая фронт боевой техникой.
25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была отмечена на заводе высокой производительностью труда. Все цехи на 6, 7 и 8 ноября получили повышенные задания. Это были дни массовых трудовых рекордов.
Фронтовая молодежная бригада мастера комсомольца Петра Евплова 6 ноября выполнила повышенное задание на 136 процентов, 7 — на 141 и 8 — на 121 процент. «Это наш подарок бойцам Сталинградского фронта», — заявили ребята.
Закройщица Анна Иванова раскроила 7 ноября 210 деталей четырех марок, выполнив задание на 350 процентов. Клепальщица Мария Ульянова за 8 часов выполнила работу, рассчитанную на 27 часов 30 минут. Наши тысячники в эти дни работали за 10–15 человек каждый, а слесарь Николай Романец выполнил норму на 2180 процентов.
Коллективу завода шестой раз подряд было присуждено Переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
* * *
Как одну из важнейших и сложнейших задач поставила война перед руководством завода, партийной и профсоюзной организациями вопросы быта. Нужно было создать условия для работы многотысячного коллектива, работы напряженной, с большой отдачей сил. Нелегко было решить вопрос с размещением людей, эвакуированных к нам из занятых врагом районов страны, направленных на завод подростков, досрочно окончивших ремесленные училища, школы ФЗУ, воспитанников детских домов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Грозные годы"
Книги похожие на "Грозные годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Левин - Грозные годы"
Отзывы читателей о книге "Грозные годы", комментарии и мнения людей о произведении.