» » » » Илья Мощанский - Испытание огнем


Авторские права

Илья Мощанский - Испытание огнем

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Испытание огнем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Испытание огнем
Рейтинг:
Название:
Испытание огнем
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4802-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Испытание огнем"

Описание и краткое содержание "Испытание огнем" читать бесплатно онлайн.



Предложенная читателям книга посвящена совершенно различным операциям Второй мировой войны: оккупации Дании и Норвегии в апреле — июне 1940 года, сражениям в Южной Европе в 1940–1941 годах, а также боевым действиям на Северном Кавказе весной 1943 года. На трех удаленных друг от друга театрах военных действий противоборство между собой вели армии разных государств. Но все-таки имеется одно единое начало, объединяющее в себе столь не похожие между собой «битвы разных народов» — это воздушные и морские десанты, которые противоборствующие стороны осуществляли в представленных операциях.






а) транспортировку немецких десантов по морю и по воздуху для захвата важнейших пунктов на побережье, прорыв довольно сильной береговой обороны норвежцев и создание плацдармов для высадки главных сил;

б) расширение плацдармов и соединение отдельных десантных групп в южной и средней части Норвегии друг с другом с одновременной ликвидацией образовавшихся в глубине страны очагов сопротивления противника;

в) наступление из района Тронхейма на север с целью уничтожения войск западных союзников, высадившихся в северной части Норвегии, и деблокирования немецких горных егерей в Нарвике.

Боевые действия в Норвегии

Выбор момента для проведения операции зависел не только от того, когда закончатся все подготовительные мероприятия и когда войска смогут сосредоточиться в исходных районах. Если бы это было так, то операция могла бы начаться еще в середине марта. Упоминавшийся инцидент с пароходом «Альтмарк», имевший место 16 февраля 1940 года (в этот день в Ессингском фиорде английский эсминец «Коссэк» захватил в плен немецкое судно — транспорт «Альтмарк», сопровождаемый норвежским эсминцем, на котором находились 299 британцев, снятых с английских судов, потопленных немецким рейдером «Адмирал граф Шпее»; это дало повод немцам объявить, что Норвегия не в состоянии обеспечить свой нейтралитет. — Примеч. авт.), немало способствовал тому, что с середины февраля планирование операции стало вестись очень ускоренными темпами. Однако задержка все же произошла: сильные морозы, стоявшие той зимой, покрыли всю Кильскую бухту и даже пролив Скагеррак толстым льдом. Поэтому, несмотря на все нежелание немецкого руководства, сроки кампании пришлось перенести.

Приказ о начале операции был отдан германским командованием лишь 1 апреля: она должна была начаться 9 апреля в 5.15 утра. Большой разрыв по времени между отдачей приказа и высадкой десантов обусловливался тем, что для переброски войск по морю в самый отдаленный пункт высадки (Нарвик) требовалось 7 суток. Штормы и сильные снегопады заставили немецких десантников, транспортируемых по морю, пережить немало тяжелых минут, однако это имело и свои преимущества, так как разведка противника из-за плохой погоды была лишена возможности заранее или по крайней мере своевременно определить масштабы надвигавшихся событий.

В ночь на 9 апреля немецкая эскадра в составе тяжелого крейсера «Блюхер», броненосца «Лютцов», легкого крейсера «Эмден», трех эсминцев, флотилии тральщиков и транспортных судов с 2000 человек морского десанта вышла в Осло-фиорд. Все норвежские береговые батареи открыли огонь и потопили тяжелый крейсер «Блюхер», когда он шел по Осло-фиорду, имеющему длину 110 км. Огонь норвежских батарей был сосредоточен по первому эшелону немецкой оперативной группы — боевым кораблям. Это позволило второму эшелону — транспортам подойти к берегу и высадить десантные войска с боевой техникой. В течении дня 10 апреля все форты капитулировали.

Англо-французская разведка не сумела вовремя раскрыть конкретное содержание оперативного плана германского командования. О том, что немецкие суда направляются к берегам Норвегии, французский премьер-министр Поль Рейно узнал из вечернего сообщения информ-агентства Рейтер. Главнокомандующий ВС Франции генерал Гамелен узнал эту новость от Рейно, а когда об этом сообщили командующему флотом адмиралу Дарлану, последний не смог скрыть своего удивления.

Между тем германская агрессия продолжалась. На важнейших норвежских аэродромах приземлилось около 300 германских транспортных самолетов Ju-52. Они высадили около двух тысяч солдат с полным вооружением. Столица Норвегии город Осло была захвачена десантом, внезапно высаженным на аэродроме Форнебу. Германские транспортные самолеты совершали посадку на посадочных площадках без предварительной подготовки.

Утром 9 апреля 10 германских эсминцев прибыли в порт Нарвик и высадили штаб 3-й горно-пехотной дивизии, 193-й горнопехотной полк в составе трех батальонов, подразделения связи, саперного батальона и зенитной артиллерии, всего 2400 солдат и офицеров. При высадке морского десанта немецкому командованию удалось добиться полной внезапности нападения. Она была обеспечена коварными приемами. В порту Нарвик находились два норвежских броненосца береговой обороны: «Эйдевольд» и «Норге». Когда немецкая эскадра приближалась к порту, норвежцы сделали предупредительный выстрел. В ответ на это на флагманском корабле немецкой эскадры появился сигнал о высылке парламентера. Норвежское военно-морское командование проявило нерешительность. Этим воспользовались два германских эсминца. Они в упор выпустили торпеды, и оба норвежских броненосца взорвались и затонули. В результате внезапности высадка была произведена без боя. Большая часть застигнутого врасплох норвежского гарнизона приняла предложение о капитуляции. Лишь до роты пехоты сумело уйти из Нарвика вдоль железной дороги.

На другой день пять английских эсминцев вошли незамеченными в Уфут-фиорд, направляясь к Нарвику.

Немецкое военно-морское командование не организовало четкого наблюдения за подходами к фиорду ни с кораблей, ни с берега. Внезапным нападением английские корабли торпедами потопили два немецких эсминца и один повредили. Немцы ответили огнем береговых орудий. Английский эсминец «Харди» был расстрелян в упор. Эсминец «Хантер» получил повреждения. Некоторое время спустя на него налетел при повороте другой английский эсминец, таранил и тем самым завершил потопление.

12 апреля в Уфут-фиорд вошла английская эскадра в составе линкора «Уорспайт», вооруженного 380-мм пушками, и девяти эсминцев. Эскадра без труда расправилась с оставшимися немецкими эсминцами. Все фиорды вокруг Нарвика оказались в английских руках. Но на высадку десанта английское командование, не зная, что в Нарвике находится всего лишь один пехотный полк, в то время не решилось.

Так же коварно, как при захвате Нарвика, немцы действовали и при захвате некоторых других важных портов Норвегии. Например, в фиорд Тронхейма морская германская эскадра в составе линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст», тяжелого крейсера «Хиппер» и четырех эсминцев вошла, ведя мирные переговоры по азбуке Морзе. Норвежское командование, не имея точных инструкций, растерялось, и норвежские артиллеристы долго недоумевали, следует ли открыть огонь. Воспользовавшись их замешательством, немцы высадили десант и развернулись для боя. Под наведенными жерлами тяжелых орудий немецких линкоров гарнизон Тронхейма сдался без боя.

В военно-морской гавани Марвикен немцам удалось без боя захватить эсминец, пять миноносцев и несколько мелких военных кораблей. В свою очередь и англичане наносили немцам чувствительные удары. В районе порта Кристиансанн английская подводная лодка прямым попаданием торпеды потопила немецкий легкий крейсер «Карлсруэ». 10 апреля английские самолеты потопили в порту Берген немецкий крейсер «Кенигсберг». Как правило, немцы, захватив какой-либо порт, тотчас же выводили из фиордов в открытое море свои линкоры и крейсеры. Крейсер «Кенигсберг» задержался в порту. Это и привело к его гибели.

В течение двух дней все важнейшие порты Норвегии, имеющей протяженность береговой линии в 2500 км, перешли в руки немцев. В Осло, Нарвике, Тронхейме, Бергене, Ставангере было высажено в общей сложности 10 тысяч человек первого эшелона. Для перевозки морского десанта германское командование использовало 270 транспортов и около 100 рыболовных судов с паровыми двигателями общим водоизмещением 1,2 млн брутто-регистровых тонн. Вся высадка прикрывалась военно-воздушными силами (60 бомбардировщиков и 40 истребителей) и военно-морскими силами в составе 7 крейсеров и 14 эсминцев. Захватив Осло, немецкие войска повели наступление на Тронхейм, Ондальснес, Берген и заняли эти порты раньше, чем к ним приблизились английские корабли.

Норвежское правительство отдало приказ о мобилизации и призвало народ к сопротивлению. Из немецких источников видно, что «норвежские части часто ставили немецкое командование и войска в весьма затруднительное положение». В первые два дня операции потери немецкого военно-морского флота в общей сложности составили один тяжелый и два легких крейсера («Блюхер», «Карлсруэ» и «Кенигсберг»), два транспорта и одно судно ПВО.

Таким образом, переброска германских десантов в Осло-фиорд, в Кристиансанн, Арендаль, Ставангер, Берген, Тронхейм и Нарвик была проведена в основном удачно, в полном соответствии с планом операции. Этот факт тем более удивителен, что, как выяснилось позже, германскому командованию не удалось сохранить свои планы в полной тайне и что Дания и Норвегия были своевременно предупреждены о предстоящей операции. Неизвестными остались только масштабы, точные цели, а также время начала операции. Воспрепятствовать или сколько-нибудь серьезно помешать проведению немцами этой беспримерной по смелости операции не смогли ни английский флот, имевший численное превосходство и располагавшийся в выгодных для действий базах, ни усиленная авиационная разведка, постоянно осуществлявшаяся англичанами над Скандинавией и прилегающими к ней районами. Не помогла западным союзникам и открытая проанглийская позиция, занятая норвежским правительством. Оперативная внезапность, достигнутая в результате одновременного удара всех видов германских вооруженных сил, решительность немецкого командования и смелые действия войск обеспечили немцам исключительный успех. Немало способствовали успеху, особенно в начальный период, также и соединения в ту пору еще немногочисленного немецкого флота, которыми руководил адмирал Карльс.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Испытание огнем"

Книги похожие на "Испытание огнем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Испытание огнем"

Отзывы читателей о книге "Испытание огнем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.