Гай Эндор - Любовь и Ненависть

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Любовь и Ненависть"
Описание и краткое содержание "Любовь и Ненависть" читать бесплатно онлайн.
«Вольтер! Вольтер! Как славно звенело это имя весь XVIII век!» Его превозносили до небес, знакомством с ним гордились самые знатные и богатые особы, его мечтали привлечь ко двору Людовик XV, Екатерина Великая, Фридрих II…
Вольтер — гениальный философ и писатель, «вождь общественного мнения» и «ниспровергатель авторитетов». Его любили и ненавидели, им восторгались, ему завидовали. Он дважды был заточен в Бастилию, покидал родину, гонимый преследованиями.
О великом французе и его окружении, о времени, в котором жил и творил сей неистовый гений, и в первую очередь о его роли в жизни другой ярчайшей звезды того времени — Жан-Жака Руссо рассказывает писатель Гай Эндор в своем романе.
На русском языке издается впервые.
Примечание. В русском издании книги, с которого сделан FB2-документ, переводчик и комментатор сделали много ошибок. Так, например, перепутаны композиторы Пиччини и Пуччини, живший на сто лет позже событий книги, вместо Шуазель пишется Шуазей, роман Руссо «Эмиль» называется «Эмилией», имя автора книги «офранцужено» и пишется Ги Эндор вместо Гай Эндор и т. д. Эти глупости по возможности я исправил.
Кроме того сам автор, несмотря на его яркий талант, часто приводит, мягко говоря, сомнительные факты из биографий Вольтера и Руссо и тенденциозно их подает. Нельзя забывать, что книга написана евреем, притом американским евреем.
Amfortas
О каких званых ужинах могла тут идти речь? Но даже если ему в голову взбрела бы такая идея, разве смог бы он все так организовать, внести столько живости и веселья, остроумия и непринужденности, как Вольтер? Разве смог бы он увлечь своих гостей какой-нибудь сногсшибательной историей, как, например, Вольтер, рассказывая о сексуальной жизни Фридриха Великого?
В этой жизненно важной области король был весьма далек от постоянно демонстрируемого им своего величия. Каждое утро он включался в постоянную игру с офицерами. Она называлась «Урони платок». Король украдкой бросал на пол носовой платок, и тот, кто поднимал его первым, удостаивался особой привилегии (назовем это «тет-а-тет») уединиться в покоях с монархом. Но даже в такой ситуации его величество вел себя не так, как требовало его королевское положение, удовлетворяясь пассивной, так сказать, ролью. Нет, нет, Руссо никогда не сплетничал. Памятуя о своей легкой ранимости, о том, какую болезненную реакцию может вызвать у него напоминание о его собственных сексуальных извращениях, он иногда спрашивал окружающих: «Как эти люди осмеливаются так говорить? Как они вообще открывают рот? Разве может этот человек знать все о жизни другого? Ну а если хотите, чтобы я приходил на ваши званые ужины, то разрешите мне принести туда свой инструмент и тихо поиграть. И пусть остальные занимаются тем же. Эдак будет лучше, чем идти на риск и в результате оскорбить пусть даже одного человека своим необдуманным замечанием».
Неудивительно, что мадам д'Эпинэ называла Жан-Жака «медведем». Таким он и был. Молчаливым, резким. Постоянно ворчал. И все же она его крепко любила. Он, конечно, не желал иметь с ней ничего общего. Никаких интимных отношений. Он не только слышал, что она когда-то заразилась венерической болезнью, но у нее не было груди, что выглядело гораздо большим преступлением в его глазах.
«Грудь у нее была такой же ровной, как ладонь моей руки, — писал он позже в своей «Исповеди». — У нее было маленькое худое тело, на котором легко можно было пересчитать все ребра».
Женщина без груди! Ну что еще можно сказать? Такую можно стереть с лица земли, исключить из рода человеческого. Так он писал об этой женщине в своей «Исповеди». И хотя он никогда не сплетничал, это вовсе не означало, что он уйдет из жизни, не освободившись от груза чувств, накопившихся за долгие годы. И он сделал это в своем великом многотомном сочинении.
В то же время Вольтер, который постоянно передразнивал других и сплетничал, не оставил нам никаких мемуаров. Потому что Вольтер, несмотря на любовь пускать пыль в глаза, на самом деле вел открытую, весьма прозрачную жизнь. В то время как Руссо, при всей своей решимости добиться от общества истины, сам жил скрытно, словно в потемках.
Ах, Руссо, Руссо! Да, он уже был личностью. Но он не мог сравниться с этой общеевропейской величиной — Вольтером.
Все жаждали узнать подробности его ссоры с Фридрихом II, перешедшей в непримиримую вражду. Что же на самом деле произошло между королем и поэтом, что стало основной причиной их разлада? Литературная зависть? Нет, конечно. Хотя она могла стать важным фактором в ухудшении их взаимоотношений. Фридрих ничего на свете так не желал, как славы Вольтера! Кстати, этот пруссак был не лишен таланта. На самом деле — быть монархом и иметь литературные амбиции — уже само по себе необычно. Он серьезно изучал науки и философию. Он прекрасно играл на флейте. Но если Фридрих делал все, что вздумается, со своей стопятидесятитысячной армией, то, как бы ему ни хотелось, он не мог добавить лишний слог к французскому слову, чтобы сохранить рифму в своей поэме. Нет, все случилось не из-за поэтического соперничества и не из-за связей Вольтера с еврейскими банкирами (король был оскорблен, когда его любимого писателя и придворного уличили в спекуляциях саксонскими облигациями). Все началось с того, что Вольтер поссорился с одним богатым евреем и тот затаскал его по судам. Там, на виду у сотен любопытных, они громко обзывали друг друга мошенниками. Дрянное получилось дело. Великий Вольтер и его приятель, негодяй еврей, были пойманы с поличным и обвинены в финансовых махинациях. Фридрих был возмущен этим. Он сообщил Вольтеру, что до тех пор, пока длится тяжба, ему лучше воздержаться от посещения королевских литературных ужинов.
Вскоре одна европейская газета напечатала материал под броским заголовком: «Вольтер в немилости!»
А один из завсегдатаев королевских ужинов, Альгаротти, задумчиво заявил: «Ужин без Вольтера — все равно что кольцо без бриллианта».
Ну а Вольтер? Он просто пожимал плечами в ответ на все это. Значит, у него останется больше времени для работы. Какое ему дело до того, что там говорят его враги. Ему нечего стыдиться. Пруссия завоевала Саксонию, и саксонские облигации продавались лишь на часть первоначальной стоимости. Король своим указом постановил, что пруссаки не должны потерять ни пфеннига на победе. Посему все граждане Пруссии, владельцы саксонских бон, могли продавать их по номинальной цене. Но ведь Вольтер теперь был пруссаком, не так ли? Правда, у него не было саксонских облигаций. Вероятно, такое положение можно было исправить? Приятель поэта еврей Хирш помог ему найти саксонцев — владельцев облигаций, которые продали их Вольтеру за бесценок. А Вольтер продал их по номиналу. Вот и все. Ну коли зашел разговор о спекуляции, то что сказать о самом Фридрихе, который собирался на новую войну? На завоевание Силезии, например? Как это все назвать, если не широкомасштабной спекуляцией? И чей же бизнес больше с дрянцой: Вольтера с его несколькими сотнями облигаций или же Фридриха, который хотел нажиться за счет жизней тысяч молодых людей? Вот какое преступление заслуживает смертной казни!
В течение долгих месяцев каждый приближенный к королю изучает его привычки. И вдруг выяснилось, что у королей, пусть даже королей-философов, есть свой собственный словарь. Когда они говорят «мой друг», то подразумевают «мой раб». А когда говорят «мой самый дорогой друг», то это на самом деле означает: «Для меня ваша жизнь не стоит и ломаного гроша». А когда говорят: «Приходите сегодня ко мне, вместе посидим», они имеют в виду: «Приходите и позвольте мне над вами поиздеваться, поделать из вас дурака».
Возникает вопрос: можно преподать королю урок хороших манер? Если король поучает Вольтера, как вести себя истинному философу, то почему исключается обратное?
Вот когда началась их вражда.
Однажды вечером Вольтер пришел на королевский званый ужин (его простили и позволили вновь посещать их), Фридрих, сидя за столом, делал язвительные замечания каждому из присутствовавших. Он понимал, что его высокий ранг не позволит остальным ответить королю. Вольтер, неожиданно встав из-за стола, резко воскликнул: «Господа! Король!» — словно на самом деле монарх входил в трапезную. Как будто до этого момента все были лишь острословами и учеными и только теперь стали группой придворных во главе с королем.
Фридрих побледнел. Глаза у него заблестели. Он напрягся, стараясь увидеть, кто еще из гостей осмелится встать. Никто так и не поднялся со стула. Но разве не понимал Фридрих, на чьей стороне симпатии всех этих людей?
А Вольтер, этот худощавый человек с вечно блуждающей слабой улыбкой, продолжал стоять. Как всегда, сгорбившись. Одно плечо у него было выше другого. Он ждал, когда король позволит ему сесть. Он все стоял, выражая всей своей неловкой фигурой почтительное уважение к прусскому монарху. Но насмешливая улыбка не сходила с его лица.
У короля был выбор: либо уйти самому, чтобы гости почувствовали себя в своей тарелке, либо пригласить Вольтера сесть. Почему бы и нет? Ведь все они добрые друзья и демонстрировали это не раз. Они высказывали все, что думают, так свободно, что однажды Ламетри, выйдя из-за стола, произнес: «Сир, моя физиологическая машина хочет пи-пи». В другой раз кто-то даже назвал короля «иностранцем», так как он был единственным немцем в этой веселой компании остроумных французов и итальянцев. Было бы куда смешнее узнать, что в библиотеке прусского короля не было ни одной немецкой книги!
Да, сейчас Фридриху Великому следовало уступить. Он получил приличную взбучку. Вольтер, проявив сверхъестественную смекалку, сумел одернуть Фридриха, показать, что он не имеет права приглашать друзей на вечеринку как философ, а потом напирать на них, нагло подчеркивая, что он — король.
Да, королю пришлось пойти на попятный. Но, вполне естественно, горький привкус от поражения остался у этого военного человека. Где-то в глубине его сознания зрела мысль, желание выжать все, что можно, в литературной области из французского гения, а потом избавиться от него.
Однажды он сказал об этом открыто. В присутствии Ламетри. Он прямиком направился к Вольтеру, со слезами на глазах сказав ему: «Еще только один год. Больше мне не потребуется это проклятое литературное водительство!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Любовь и Ненависть"
Книги похожие на "Любовь и Ненависть" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гай Эндор - Любовь и Ненависть"
Отзывы читателей о книге "Любовь и Ненависть", комментарии и мнения людей о произведении.