Альфред Мэхэн - Роль морских сил в мировой истории
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Роль морских сил в мировой истории"
Описание и краткое содержание "Роль морских сил в мировой истории" читать бесплатно онлайн.
Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.
Сражение 3 сентября, как и 6 июля, завершилось с переменой ветра на юго-восточный. Когда это произошло, английская линия сделала поворот через фордевинд и снова выстроилась на другом галсе. Французы тоже повернули через фордевинд, и корабли их авангарда, оказавшиеся теперь на ветре, спустились между своими поврежденными кораблями и линией неприятеля (В). К закату солнца Хьюджес повернул на север, потеряв надежду вернуть Тринкомали, но получив удовлетворение оттого, что жестоко отомстил своему удачливому противнику.
Твердость духа, бывшая не последним из качеств Сюффрена, подверглась жестокому испытанию после боя у Тринкомали. Возвращаясь в порт, 74-пушечный Orient вследствие плохого управления наскочил на мель и погиб. Единственным утешением стало использование спасенного рангоута для оснастки двух кораблей, потерявших мачты. Другие перебитые мачты заменили, как прежде, посредством демонтажа фрегатов, команды которых также потребовались для восполнения потерь в живой силе. Исправления повреждений производились с обычной энергией наряду с укреплением оборонительных сооружений порта. 30 сентября эскадра отбыла к Коромандельскому берегу, где ее присутствия властно требовали интересы французов.
Через четыре дня добрались до Куддалура, и здесь другой неумелый капитан, пытаясь определить якорную стоянку, разбил 64-пушечный Bizarre. Вследствие потери двух кораблей Сюффрен в следующем бою мог противопоставить только 15 линейных кораблей 16 кораблям неприятеля; настолько общие результаты боя зависят от способностей и стараний отдельных лиц. Хьюджес находился в Мадрасе, в 90 милях к северу, куда ушел сразу после последнего сражения. Он сообщает о значительных повреждениях кораблей. Но ущерб распределялся столь равномерно среди кораблей английской эскадры, что Хьюджеса трудно оправдать за его неспособность дальнейшего преследования французов.
В это время года муссон, приходящий с юго-запада на 4–5 месяцев, меняется на северо-восточный ветер, дующий в направлении восточного побережья полуострова, где нет удобных гаваней. Следующее за этим волнение моря часто делает побережье совершенно недоступным и поэтому исключает оказание поддержки армии с моря. Смена муссонов часто сопровождается мощными ураганами. Обоим флотоводцам поэтому пришлось покинуть регион, пребывание в котором становилось опасным и бесполезным. Если бы Тринкомали не был утрачен, Хьюджес, при наличном состоянии своей эскадры, мог бы дожидаться там скорого поступления подкреплений и поставок припасов из Англии. Ведь этот порт, хотя и не отличался здоровым климатом, все же был выгодно расположен и хорошо защищен. Бикертон уже добрался до Бомбея и шел к Мадрасу, имея в составе своей эскадры пять линейных кораблей. В сложившейся обстановке Хьюджес посчитал необходимым уйти на время неблагоприятного сезона в Бомбей, выйдя или, скорее, став выброшенным в море ураганом 17 октября. Через четыре дня Бикертон прибыл в Мадрас, не обнаружив там адмирала. С характерной для него энергией он решил 28 ноября немедленно возвращаться в Бомбей. Корабли Хьюджеса, рассеянные и поврежденные штормом, пришли туда один за другим через несколько дней.
Тринкомали оставался в распоряжении Сюффрена, и все же его положение не было легким. Безопасность порта сомнений не вызывала. Опасаться нападения английского флота не приходилось. Но с другой стороны, помимо опасения заболеваний в период наступления муссона возникали сомнения в возможности обеспечения экипажей всем необходимым продовольствием. Короче говоря, несмотря на свое стратегическое значение в силу своей мощи и расположения, порт нуждался в ресурсах. В противовес Тринкомали имелась альтернатива в виде Ачена (Аче), бухты на противоположном берегу Бенгальского залива, на северозападной оконечности острова Суматра. Этот порт отличался здоровым климатом, мог снабдить провиантом и, в силу своего расположения относительно северо-восточного муссона, давал возможность кораблям достигнуть Коромандельского побережья скорее, чем из Бомбея, когда ослабление муссонов сделает возможным пребывание там флота.
Однако действительно сложная проблема, стоявшая перед Сюффреном, состояла не только из этих простых соображений. Незначительные результаты этой кампании, видимо, не заслоняли от него того, что можно было добиться большего и что это зависело от его решения. Французская политика отправки подкреплений малыми подразделениями влекла за собой не только большие потери. Среди разбросанных в регионе гарнизонов и экипажей кораблей превалировало ощущение неопределенности своего положения. Эта неопределенность, потери и задержки с поставками необходимых подкреплений и припасов из Франции оказывали серьезное влияние на политическую обстановку в Индии. Когда Сюффрен впервые достиг побережья полуострова, англичане прибрали к рукам не только Хайдара Али, но и маратхов. С ними 17 мая 1782 года был подписан мир. Но вероятно, из-за того, что среди маратхов имелись противники соглашения о мире, обмен ратификационными грамотами до декабря не состоялся. Как среди маратхов, так и при дворе султана Хайдара Али имелись партии, преследовавшие разные интересы. Каждая из сторон убеждала французов, что все зависело от соотношения сил между ними и англичанами. Французы же, несмотря на все старания, не могли добиться определенной информации о договоре. Все, что Франция могла предъявить, заключалось в результатах присутствия и действий Сюффрена – в престиже его таланта, захвате Тринкомали и других военных успехах. Французские войска, запертые в Куддалуре, зависели от султана в деньгах, продовольствии, подкреплениях. Даже эскадра наведывалась к нему ради денег, леса для мачт, боеприпасов и зерна. С другой стороны, англичане прочно владели положением. Хотя в целом инициатива была не на их стороне, они кораблей не потеряли. Как известно, в Бомбей уже прибыла сильная эскадра под командованием Бикертона. Наконец, пока французы выпрашивали деньги, англичане владели ими в изобилии.
Французы не могли одолеть своего противника без местных союзников. Важно было отговорить Хайдара Али от заключения мира. И здесь дали себя почувствовать недостаточная поддержка и ошибочная позиция властей Франции. Командование в Индии (как сухопутными, так и морскими силами) было передано генералу де Бюсси, одно время блестящему соратнику Дюпле, теперь же шестидесятичетырехлетнему, разбитому подагрой инвалиду. В обстановке секретности Бюсси отбыл в ноябре 1781 года на борту одного из двух линейных кораблей из Кадиса в Тенерифе, где к нему присоединилась часть конвоя, покинувшего Брест в декабре. Конвой был захвачен англичанами, только двум судам из него удалось избежать плена и добраться до Бюсси. Генерал продолжил свой путь и, узнав на мысе Доброй Надежды, что сильный отряд Бикертона вышел в море, счел необходимым высадить в Капской колонии значительную часть своих войск. 31 мая он достиг Иль-де-Франса. Следующий караван из 18 транспортов, отбывший в апреле в Индию, также был перехвачен. В плен попали два из четырех линейных кораблей, а также 10 транспортов. Остальные корабли и суда вернулись в Брест. Третий отряд кораблей оказался более удачливым и в мае добрался до мыса Доброй Надежды. Но он задержался там из-за аварийного состояния кораблей и болезней команды. Эти неудачи побудили Бюсси оставаться на острове, пока не подойдут ожидавшиеся с мыса корабли. Сюффрен же в этот критический момент не знал о положении дел. Генерал лишь написал ему, что, поскольку не смог достичь побережья до неблагоприятного сезона, коммодору следует встретиться с ним в Ачене. Эта неопределенность оказала тяжелое впечатление на Хайдара Али, которого ориентировали на прибытие Бюсси в сентябре. Вместо этого султан получил известие о прибытии Бикертона и дезертирстве своих старых союзников – маратхов. Сюффрен был вынужден демонстрировать уверенность, которую вовсе не ощущал, но которая под влиянием его собственного характера и достижений убедила султана продолжать войну. Урегулировав этот вопрос, Сюффрен отбыл с эскадрой 15 октября в Ачен, встав там на якорь 2 ноября.
Через три недели прибыло посыльное судно от Бюсси с извещением, что отбытие того задерживается на неопределенное время из-за эпидемии среди войск. Поэтому Сюффрен решил ускорить свое собственное возвращение к побережью, куда отбыл 20 декабря. 8 января 1783 года он бросил якорь близ Ганджама (в юго-западной части дельты реки Маханади. – Ред.), в 500 милях (около 550. – Ред.) к северо-востоку от Куддалура, откуда он мог выйти при благоприятном ветре, когда пожелает. Сюффрен поставил себе целью нападать не только на каботажные суда, но также на английские прибрежные фактории, так как прибой в это время часто был умеренным. Узнав же 12 января от экипажа захваченного в плен судна важную и удручающую весть о смерти Хайдара Али, он бросил все малозначащие операции и немедленно отправился в Куддалур, надеясь обеспечить своим присутствием сохранение альянса с султанатом и безопасность гарнизона. Сюффрен прибыл в пункт назначения 6 февраля.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Роль морских сил в мировой истории"
Книги похожие на "Роль морских сил в мировой истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альфред Мэхэн - Роль морских сил в мировой истории"
Отзывы читателей о книге "Роль морских сил в мировой истории", комментарии и мнения людей о произведении.




























