» » » » Андрей Никитин - «Повесть временных лет» как исторический источник


Авторские права

Андрей Никитин - «Повесть временных лет» как исторический источник

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Никитин - «Повесть временных лет» как исторический источник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АГРАФ, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Никитин - «Повесть временных лет» как исторический источник
Рейтинг:
Название:
«Повесть временных лет» как исторический источник
Издательство:
АГРАФ
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0041-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Повесть временных лет» как исторический источник"

Описание и краткое содержание "«Повесть временных лет» как исторический источник" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются вопросы достоверности сведений древнейших русских летописей, используемых для реконструкции событий ранних веков русской истории.

Первая часть посвящена анализу структуры, хронологии, терминологии и стилистики «Повести временных лет», вопросам ее авторства, количеству редакций, их объемов, датировок и вероятного времени сложения окончательного текста.

Во второй части исследуются спорные вопросы текстологии и атрибуции памятников русской письменности и искусства XII–XV вв. (Ипатьевская летопись, «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Троица» Андрея Рублева), а также ряда событий истории XIV–XVI вв. (Куликовская битва, второй брак Василия III, опричнина Ивана IV).

Книга рассчитана на специалистов по истории России, историков литературы, преподавателей вузов, студентов, а также на широкий круг читателей, интересующихся этими вопросами.

Рекомендуется в качестве пособия для семинарских занятий.

* * *

Книга содержит таблицы и inline-картинки.






543

Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962, с. 36–43.

544

Шахматов А. А. Разыскания…, с. 340–378.

545

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947, с. 102–112.

546

Шахматов А. А. Разыскания…, с. 374.

547

«В Новеграде знатные фамилии любчан находились, как о матери Владимира 1-го сказано, что была дочь Малки любчанина» (Татищев В. Н. История…, т. I, с. 340).

548

Янин В. Л. Новгородские посадники…, с. 47–50.

549

Thienmari chronicon, VIII, 32 (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные…, с. 142.

550

Thietmari chronicon, VIII, 32 (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные…, с. 142.

551

Галл Аноним. Хроника…, с. 36.

552

Thietmari chronicon, VIII, 32 (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные…, с. 142.

553

Thietmari chronicon, VIII, 33; (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные…, с. 143.

554

Галл Аноним. Хроника…, с. 36.

555

Шахматов А. А. Разыскания…, с. 440–441.

556

Успенский сборник ХП-ХШ вв. М., 1971, с. 54–55

557

Там же, с. 55.

558

М. Х. Алешковский совершенно правильно датировал это событие 1017 г., когда, судя по всему, и «погорели церкви» в Киеве, указав на хронологическую путаницу событий, однако совершенно напрасно, как мне представляется, относил это к гипотетическому «своду Всеволода» (Алешковский М. Х. Первая редакция Повести временных лет. // АЕ за 1967 г. М., 1969, с. 29–30).

559

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 414–416.

560

Куза А. В. «Повесть о князе Ярославе и о мужах новгородских». // Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 235.

561

Успенский сборник ХII-ХIII вв. М., 1971, с. 43–48.

562

Ужанков А. Н. К вопросу о времени написания «Сказания» и «Чтения» о Борисе и Глебе. // ГДРЛ, сб. 5. М., 1992, с. 406.

563

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 92–94.

564

Абрамович Д. И. Житие св. Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916; Бугославский С. А. Святые князья Борис и Глеб в древнерусской литературе, ч. II. Тексты. // Университетские известия. Киев. 1915, №№ 11–12; 1916, №№ 4–10; 1917, №№ 1–2; Серегина Н. С. Из истории певческих циклов Борису и Глебу. // ТОДРЛ, XLIII, Л., 1990, с. 291–304).

565

Стремление большинства исследователей датировать канонизацию Бориса и Глеба временем до 1093 г. на основании соответствующей статьи ПВЛ, с которой упоминается «праздникъ Бориса и Глеба, иже есть праздник новой рускый» [Ип., 213], не представляется убедительным, поскольку рассказ о битве на Стугне был создан не тотчас же, а записан значительно позднее, уже в первой четверти XII в.

566

Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964, с. 108.

567

Успенский сборник…, с. 43.

568

Thietmari merseburgensis episcopi chronicon (далее — Thietmari… chronicon), VII, 72, 73; VIII, 33 (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993, с. 141 и 143).

569

Thietmari…, VIII, 32 (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные…, с. 142).

570

Шахматов А. А. Разыскания…, с. 440.

571

Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072–1150 годов. // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972, с. 120.

572

Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. // ТОДРЛ, М.-Л., 1940, с. 57–58.

573

«В лето от рождества Христова 894. <…> В том же году Святополк, как в просторечии его называют, король Моравии, исчез среди своего войска и больше нигде не показывался. Однако он поистине пришел в себя, когда понял, что поступил несправедливо, подняв оружие против своего господина и кума — императора Арнульфа, как бы забыв об оказанном ему тем благодеянии, ибо [Арнульф] покорил для него не только Чехию, но и другие области до реки Одры, и оттуда в сторону Венгрии, вплоть до реки Грон. В раскаянии [Святополк] вскочил на коня и под покровом ночи, никем не узнанный, проехав через свой лагерь, бежал туда, где некогда три еремита с его помощью построили церковь на склоне горы Зобер, среди большого и неприступного для людей леса. Прибыв сюда, [Святополк] в укрытом месте, в лесу, убил коня, а свой меч закопал в землю; с наступлением рассвета он явился к отшельникам, и те не узнали его, потому что он был пострижен и одет подобно еремитам. И в течение всего времени, пока Святополк жил здесь, он оставался неузнанным. Лишь почувствовав приближение смерти, [он] открыл монахам свое имя и вскоре умер» (Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962, с. 57).

574

Я намеренно исключаю из рассмотрения сведения, содержащиеся в «Чтении…» Нестера/Нестора, о пребывании Бориса и Глеба «при отце», о бегстве последнего «на кораблеце» от Святополка, и пр., поскольку они противоречат другим источникам и представляются специфически агиографными.

575

Шахматов А. А. Разыскания…, с. 74–75.

576

Успенский сборник…, с. 66.

577

Там же, с. 66–68.

578

Котляр М. Ф. Чи Святополк убив Бориса i Глiба? // УIЖ, 1989, № 12, с 110–122.

579

Нет никаких фактических оснований принять предположение А. А. Шахматова о первом перенесении мощей Бориса и Глеба в церковь в 1020 или 1026 году (Шахматов А. А. Разыскания…, с. 58), на основе которого М. Д. Приселков выстроил гипотезу о канонизации братьев тогда же архиепископом Иоанном Охридским, выступавшим в качестве главы не только болгарской, но также и русской Церкви (Приселков М. Д. Очерки по Церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХП вв. СПб., 1913, с 41–43).

580

Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы…; он же. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971, с. 83–93.

581

Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 году. Под ред. Хр. М. Лопарева. // ППС, т. XVII, вып. 3 (51). СПб., 1899, с. 16 и 33).

582

Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы…, с. 105.

583

Там же, с. 106.

584

«Праболгарское по происхождению имя Борис — одно из немногочисленных болгарских собственных имен в современном болгарском языке. Это имя было освящено болгарской Церковью и вошло в болгарский канон святцев в честь крестителя Болгарии — князя Бориса I» (Павлова Р. Болгарско-русские и русско-болгарские языковые связи. София, 1979, с 37).

585

«2-е мая», как день перенесения в 1072 г., указано только в Лавренть-евском списке ПВЛ [Л., 182], тогда как в Ипатьевском, в согласии с «Чтением…» Нестера/Нестора, значится 20 мая [Ип., 172]. Однако тот факт, что торжественное перенесение тел мучеников в 1115 г. происходило именно 2-го мая, можно посчитать уже установившейся традицией, идущей от перенесения 1072 г., и в этом случае указание ПВЛ и «Чтений…» Нестера/Нестора может восходить к одному источнику ошибки, который в данном случае оспаривает А. Н. Ужанков (Ужанков А. Н. К вопросу о времени…, с. 381).

586

Шахматов А. А. Один из источников летописного сказания о крещении Владимира. // Сб. статей по славяноведению, посвященных проф. Марину Степановичу Дринову. (Сборник Историко-филологического общества, состоящего при Императорском Харьковском университете, т. XV.) Харьков, 1908, с. 69.

587

Татищев В. Н. История Российская, т. II. М.-Л., 1963, с. 218.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Повесть временных лет» как исторический источник"

Книги похожие на "«Повесть временных лет» как исторический источник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Никитин

Андрей Никитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Никитин - «Повесть временных лет» как исторический источник"

Отзывы читателей о книге "«Повесть временных лет» как исторический источник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.