» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






60. Храм Юноны Спасительницы (Соспиты) находился в Ланувии (город на южном склоне Альбанской горы примерно в 30 км от Рима). Культ этой богини был среди других древнейших латинских усвоен римлянами (см.: VII, 14, 2; римские консулы совершали здесь ежегодные жертвоприношения).


61. Консулы 207 г. до н.э. См.: XXVII, 36, 10.


62. К Сивиллиным книгам пророчеств обращались по решению сената, чтобы через жрецов-децемвиров узнавать, чем и как умилостивить богов.


63. Культ Юноны Царицы был перенесен в Рим в 392 г. до н.э. из Вей; храм ей в Риме был сооружен на Авентине. См.: V, 21—23; 31, 3. Об обрядах, справлявшихся по поводу подобных же знамений, см.: XXVII, 37, 5—15. Там же рассказывается о первом шествии девушек к храму Юноны Царицы с пением гимна в ее честь (в 207 г. до н.э.).


64. Ливий Андроник, грек родом, отпущенник римского сенатора, положил начало римской поэзии (подробней см. примеч. 178 к кн. XXVII). Публия Лициния Тегулу иногда предположительно отождествляют с поэтом-комедиографом Лицинием Имбриком (о нем см.: Авл Геллий, XIII, 23 (22); XV, 24).


65. Эти деньги были собраны в виде добровольного бессрочного займа для ведения войны с Ганнибалом (XXVI, 36, 8). В 204 г. до н.э. было решено выплатить этот государственный долг в три приема. Третья выплата и приходилась на текущий, 200 год (XXIX, 16, 1). Окончательно расплатились с этим долгом в 196 г. до н.э. (XXXIII, 42, 2).


66. Эта плата за пользование землей была почти номинальной (асс – медная монета; 1 югер – 0,25 га), ее целью было сохранить право собственности за государством. Подробней об общественных землях см. ниже, примеч. 2 к кн. XLII.


67. Ликторы – прислужники, сопровождавшие высших должностных лиц. Несли перед ними знаки их власти, совмещали функции телохранителей, полицейских, палачей и т.п.


68. Брундизий – портовый город на западном побережье Южной Италии. Морской путь в Македонию был отсюда кратчайшим.


69. Нападение Филиппа на Абидос (город, на азиатском берегу Дарданелл в самом узком их месте) было связано с его агрессивной кампанией против греческих городов на островах и в Малой Азии (частью свободных, частью принадлежавших Птолемеям). Политика Филиппа угрожала Пергаму и Родосу, которые и вступили в войну.


70. Птолемей IV Филопатор умер за пять лет до описываемых событий (в 205 г. до н.э., но объявлено о его смерти было только в 204 г. до н.э.). Малолетством его преемника (см. выше, примеч. 9) и хотели воспользоваться Филипп и Антиох III, чья держава простиралась от Сирии далеко на восток (недавно он прошел походом по следам Александра Македонского до Инда) и включала в себя южную часть Малой Азии. Он был прозван «Великим», и притязания его росли, но реальные силы и возможности, как скоро выяснилось, им не соответствовали.


71. Акарнания – приморская область вдоль западных рубежей Этолии. Входила в Этолийский союз (в 205—197 гг. до н.э.).


72. Церерой Ливий на римский лад называет Деметру (греч. Земля-мать), чей храм в Элевсине был знаменит своими «мистериями» (таинствами) – служениями богине с жертвоприношениями, шествиями и драматическими представлениями. К участию в них допускались лишь посвященные и после соответствующих очистительных обрядов.


73. Эгина – остров в Сароническом заливе (между Аттикой и Арголидой).


74. Пирей – морской порт Афин.


75. Это описание встречи Аттала и последовавшего за нею народного собрания близко к Полибиеву (XVI, 25, 5—26).


76. Ср.: Полибий, XVI, 26, 9.


77. Подобная почесть чужеземному властителю воздавалась афинянами не впервые. Из эпиграфических данных известно, что к десяти Клисфеновым «трибам», т.е. филам, учрежденным в 509—507 гг. до н.э., были в 307—306 гг. до н.э. добавлены еще две, Антигонова и Деметриева, затем около 226—223 гг. до н.э. еще одна, Птолемеева. Однако около 201 г. до н.э. Антигонова и Деметриева филы были упразднены. Теперь с учреждением Атталовой филы их стало двенадцать.


78. Кия, или Кеос, – небольшой остров Кикладского архипелага.


79. Андрос, Парос, Китн – острова того же архипелага.


80. У Пергамского царства был с Первой Македонской войны союз с этолийцами – ср.: XXVII, 29, 10.


81. Энос и Маронея – греческие города в Эгейской Фракии. Энос близ устья Гебра (совр. р. Марица), Маронея на побережье к востоку от Абдеры. «Освобожденные» Римом, они оставались предметом притязаний Филиппа, Антиоха и Птолемеев. Несколько раз переходили из рук в руки.


82. См. выше, гл. 14, 4.


83. Тенедос – остров у берегов Троады – северо-западного «угла» Малой Азии. Квадрирема – судно с четырьмя рядами весел. В следующем далее рассказе о падении Абидоса Ливий идет за Полибием (XVI, 30—34).


84. Т.е. Артемиды.


85. Гимнасий – помещение с открытым двором для физических упражнений.


86. Кизик – греческий город на северном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море).


87. См. выше, гл. 2, 3.


88. По сообщению Юстина (XXX, 3, 3—4), послы должны были предостеречь Антиоха и Филиппа от действий против Египта, а Марк Эмилий был послан вести как опекун дела юного Птолемея V Эпифана. О дружественных отношениях Рима с Египтом Ливий упоминал в кн. XXVII, 4, 10.


89. Коркира (Керкира, совр. Корфу) – остров с одноименным городом на Ионическом море напротив Эпира и близ Иллирии. В описываемое время «свободный» греческий город под покровительством римлян. Аполлония – греческий город в Южной Иллирии (совр. в Албании) между реками Апс (совр. Семини) и Аой (совр. Вьоса), основанный коркирянами в 588 г. до н.э. После гибели Пирра, чьему царству она принадлежала, Аполлония заключает договор с Римом и остается зависимой от него. Консул, упоминаемый здесь, это Публий Сульпиций Гальба, прибывший в Брундизий к самой зимовке войск. Таким образом, Ливий возвращается здесь к изложению, прерванному в гл. 14, 2. Этот хронологический сбой Сэйдж объясняет переходами Ливия от источника к источнику и большим расхождением между гражданским и астрономическим годом.


90. Модий («мерка») – мера сыпучих тел – 8,754 л.


91. С 206 г. до н.э. См.: XXVIII, 38, 1 и примеч. 115 к кн. XXVIII.


92. В III в. до н.э. в случае необходимости военной властью (империем) могли наделяться и частные лица, которые действовали на правах консулов или преторов, но, строго говоря, не были проконсулами или пропреторами. Не будучи правильно избранными, такие лица не могли награждаться триумфом (см. выше, примеч. 31), хотя бы их деятельность того заслуживала. В таком положении оказался в свое время и сам Публий Корнелий Сципион, одержавший победу над карфагенянами в Испании (см.: XXVIII, 38, 4).


93. Овация («малый триумф») представлялась сенатом победоносному полководцу при отсутствии какого-либо из условий, необходимых для присуждения триумфа. При овации победитель вступал в город верхом (а не на колеснице) или даже пешком и шествие было менее торжественным (подробней см. примеч. 101 к кн. XXVI).


94. Арреций (совр. Ареццо) – город на северо-востоке Этрурии.


95. Союзнический контингент в консульском войске делился на «отборных» (пеших и конных) и две алы (букв.: «крыло»), которые именовались правой и левой. Их место в бою могло быть любым (см.: Полибий, VI, 26, 7—9). Упоминаемые ниже легаты – это не послы, а помощники командующего на поле битвы.


96. О посвящении этого храма см. ниже: XXXIV, 53, 7.


97. Другие версии относительно судьбы этого Гамилькара см.: XXXII, 30, 12; XXXIII, 23, 5.


98. Ливий здесь продолжает повествование, прерванное выше, гл. 19. Другой консул – это Публий Сульпиций, о чьем прибытии в Македонию здесь, таким образом, сообщается уже в третий раз. См. выше, гл. 14, 2; 18, 9 и примеч. 89.


99. Трирема – судно с тремя рядами весел.


100. Халкида – важнейший город острова Евбеи, расположенный на берегу Еврипа – узкого и опасного пролива между Евбеей и беотийским берегом. См.: XXVIII, 6, 8—11.


101. Мыс Суний – юго-восточная оконечность Аттики.


102. Деметриада – город на северном берегу Пагассейского залива в Фессалии, построен в 293 г. до н.э. македонским царем Деметрием Полиоркетом на месте древних Пагас (захваченных македонянами 40 годами раньше) и стал одной из резиденций македонских царей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.