» » » » Виктор Каган - Воспитателю о сексологии


Авторские права

Виктор Каган - Воспитателю о сексологии

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Каган - Воспитателю о сексологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Педагогика, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Каган - Воспитателю о сексологии
Рейтинг:
Название:
Воспитателю о сексологии
Издательство:
Педагогика
Год:
1991
ISBN:
5-7155-0424-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспитателю о сексологии"

Описание и краткое содержание "Воспитателю о сексологии" читать бесплатно онлайн.



Книга вводит читателя в круг основных проблем сексологии, раскрывает физиолого-психологические особенности развивающегося ребенка, возрастные взаимоотношения детей и подростков обоего пола, привлекает внимание к тем закономерностям и принципам, которые обязательно нужно учитывать в практике воспитателя. Рассматривается множество конкретных ситуаций полового воспитания и анализируется тактика помощи детям в психосексуальном формировании со стороны учителей, воспитателей и родителей.

Для учителей и воспитателей.






В приведенных данных сексуальное поведение соотносится с паспортным возрастом. Если учесть, что к 11 годам 15—19% девочек вступают в период полового созревания, то гораздо больший интерес представляло бы соотнесение с этапом полового созревания. Однако такие сопоставления требуют преодоления огромных трудностей: опрашиваемые взрослые не могут сопоставить свои воспоминания с этапом созревания, а детей нельзя расспрашивать об их сексуальном поведении по этическим соображениям.

Начало женственности

По мнению В. Бланка, крайние границы, за которыми начало менструального цикла считают болезненно ускоренным или задержанным, — это 8 и 15,5 лет. При начале менструации между 8 и 10 годами говорят о раннем нормальном половом созревании. С начала нашего века возраст наступления первых менструаций снизился на 3 года, а с 1929 по 1959 г. (данные В. С. Соловьева по Москве, Ростову и Тбилиси) — на срок от 6 месяцев до 1,5 лет. Это ускорение непостоянно, и Ю. А. Ямпольская констатирует стабилизацию и даже затухание его темпов: так, у девушек Москвы в 60-е гг. снижение возраста начала менструаций шло со скоростью 1,2 месяца в год, в 70-е гг. — со скоростью 0,7 месяца в год, а в 80-е гг. отмечено даже некоторое повышение этого возраста по сравнению с предшествующим десятилетием.

Поскольку к концу младшего школьного возраста у части девочек менструальный цикл уже начинается, оптимальное время подготовки к нему должно приходиться на возраст 9—10 лет. Отсутствие такой подготовки чревато душевной травматизаций, стрессовыми реакциями: «Надо было — это чувствовалось до отупенья настоятельно, чувствовалось в икрах и в висках, — надо было неведомо отчего и зачем скрыть это, как угодно и во что бы то ни стало. Суставы, ноя, плыли слитным гипнотическим внушением. Томящее и измождающее внушение это было делом организма, который таил смысл всего от девочки и, ведя себя преступником, заставлял ее полагать в этом кровотечении какое-то тошнотворное, гнусное зло… Приходилось только отрицать, упорно запершись в том, что было гаже всего и находилось где-то в середине между срамом безграмотности и позором уличного происшествия. Приходилось вздрагивать, стиснув зубы и давясь слезами, жаться к стене. В Каму нельзя было броситься, потому что было еще холодно… Женя снова глянула и на звезды, и на Каму. Она решилась… И — бросилась. Она, путаясь в словах, непохоже и страшно рассказала матери про это. Мать… поразило, сколько души вложил ребенок в это сообщение»[14]. Жене в это время шел тринадцатый год. На примерах многих девочек, которые своевременно и полно узнали все нужное от прошедших у нас специальную подготовку матерей, мы могли убедиться, что и при этом первые менструации, хотя и не вызывают страха, воспринимаются все же как очень значительное и не свободное от тревожащего налета событие.

Принято считать, что девочки, в отличие от мальчиков, получают достаточную подготовку к началу полового созревания. Мы опросили более 50 матерей о том, как они готовили дочерей к предстоящим менструациям. Оказалось, что 9 матерей считали такие разъяснения преждевременными или затруднялись в них. Остальные рассказали в основном о том, что надлежит при этом делать, крайне недостаточно и сбивчиво объясняя физиологический смысл менструаций. Одна из матерей, пересказав содержание беседы с дочерью, задумалась, а потом заметила: «Знаете, до меня только сейчас дошло… Если перевести то, что я тогда сказала, на нормальный человеческий язык, то получится: с тобой будет твориться что-то страшное, но ты не бойся — все становятся девушками». От этого психологического просчета не свободна, как нам кажется, и основная часть литературы, адресованной девочкам. Все это отнюдь не облегчает того кризиса развития, которым, по мнению Дж. Кестенберга, является начало менструаций. Он описывает время, предшествующее началу менструации, как время смятения и потери равновесия, неуверенности. Потом, когда менструации уже начались, самой девочке предшествующие полгода-год могут казаться непонятными и странными (одна из девочек, которую мне пришлось знать, сказала матери: «Я вообще не понимаю — как вы меня терпели целый год?!»). В таком периоде смятения может резко ухудшиться успеваемость. Опрошенные Р. Бернсом девочки с уже начавшимися менструациями говорили, что почувствовали себя более женственными, стали задумываться над будущим супружеством и материнством.

Подготовка девочек к началу менструаций — дело не одного дня и не одной разъяснительной беседы, как бы совершенна она ни была. Это сложный психологический процесс, требующий времени для перестройки личностных смыслов не только у девочек, но и у воспитателей. К тому же мы не считаем возможным и целесообразным строить тактику подготовки к началу менструаций, заранее мирясь с тем, что начинающие процесс созревания в младшем школьном возрасте выпадут из сферы помощи воспитателей.

Не задерживаясь на общегигиенических аспектах менструаций (они хорошо и подробно освещены в литературе и для воспитателей, и для девочек), коснемся лишь некоторых психогигиенических вопросов. Надо всячески стремиться к тому, чтобы соблюдение правил гигиены менструального периода, необходимых ограничений некоторых видов активности и т. д. не формировало отношение к менструации как к болезни. Девочка должна регулировать свою активность не только гигиенически грамотно, но и гибко сообразуясь со своим реальным самочувствием. В этом плане требует значительного совершенствования работа школьных медицинских пунктов, в которые девочка должна иметь не только возможность обратиться в любое время учебного дня, но и встретить должное понимание со стороны педагога и медицинского работника. В противном случае она рискует не найти адекватного выхода из ситуации и тогда либо игнорирует гигиенические требования, либо манкирует школьными обязанностями. В блоке с медицинским пунктом должна быть комната для девочек со всеми необходимыми вещами: от биде до запаса стерильных полотенец и гигиенических пакетов. И оформлять эту комнату следует не только «наглядной агитацией» (качество ее оставляет пока желать много лучшего), но и эстетически: в отношении к телесному полу необходима атмосфера приподнятой чистоты.

И родителям, причем не только мамам, и педагогам надо быть в курсе психических эффектов, предшествующих менструациям. Одни девочки переносят их легко и почти незаметно; другие могут быть раздражительны или подавлены, испытывать физическую боль; третьим трудно собраться с мыслями. Тактичность педагога в этом отношении неоценима в такой же мере, как тактичность членов семьи, но имеет и более широкое значение. Своим тактичным поведением, а не менторскими назиданиями о тактичности педагог учит весь класс чувствовать состояние другого человека и без лишних вопросов помогать ему. Как заметил А. П. Чехов, воспитанный человек не тот, кто при появлении в комнате женщины с заплаканными глазами бросается к ней с расспросами и утешениями, а тот, кто поставит для нее стул так, чтобы свет не падал на ее заплаканное лицо.

Связанные с полом особенности младшего школьного возраста изучены далеко не полностью, и вопросов в этой области, пожалуй, больше, чем ответов. Несомненно, что это качественно особая фаза психосексуальной дифференциации, в которой постепенно слабеющее звучание уходящего детства переплетается с исподволь зарождающейся мелодией взрослости. Наконец, несомненно и то, что этот период развития требует от детей немалых душевных усилий, а от взрослых — помощи.

Сравнивая различные проявления развития, читатель мог прийти к выводу, что младший школьный возраст — это и мобилизация для пубертатного рывка, и десенсибилизация к ряду его критических влияний. Основные стороны психосексуальной дифференциации в этом возрасте представлены половыми различиями и ролями в динамике их формирования и развития, переходом детей на качественно новый социальный уровень, оформлением типа характера; все это во многом определяет реальное поведение. Существенно и то, что в недрах этого интенсивного полоролевого развития вызревает, все больше проявляя себя, развитие сексуальное и сексуально-ролевое. Их проявление воспитатели не должны воспринимать как оскорбление нравственности. Чтобы избежать конфронтации с детьми, воспитателю придется вспомнить собственное детство, а также то, что наличие сексуальности никак не мешает человеку быть хорошим человеком и гражданином.

ГЛАВА 7. Подростковый возраст

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Всё в ней — переход, всё течет.

Л. С. Выготский

В определении этого возраста существует изрядная терминологическая разноголосица. Психологопедагогическая литература разделяет его на подростковый (12—15 лет) и юношеский (15—18 лет). В медицине принято разделение на младших и старших подростков. Правда, при этом организация медицинской помощи руководствуется скорее психолого-педагогическими, чем медицинскими, критериями (младшие подростки посещают детскую поликлинику и лечатся в детской больнице, а старшие наблюдаются и лечатся в подростковых отделениях учреждений для взрослых), а педагогика может опираться на критерии медицинские (так, литература о половом воспитании подростков имеет в виду возраст 12—18 лет). В американской литературе утвердился термин «тинэйджер» (от англ. teen — окончание числительных от 13 до 19 — и age — возраст), которым и обозначают всю эту возрастную группу. Предлагаются и разные определения границ этого возраста. Медико-биологические критерии отталкиваются от показателей созревания биологических функций. Но и здесь не обходится без разногласий: первые менструации у девочек и эйякуляция у мальчиков рассматриваются то как начало, то как пик, то как конец полового созревания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспитателю о сексологии"

Книги похожие на "Воспитателю о сексологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Каган

Виктор Каган - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Каган - Воспитателю о сексологии"

Отзывы читателей о книге "Воспитателю о сексологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.