Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Описание и краткое содержание "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать бесплатно онлайн.
В монографии на основе значительного документального материала анализируется место и роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла в годы войны, приводится обширная нормативная база.
Книга предназначена сотрудникам правоохранительных органов, студентам, курсантам и слушателям юридических и исторических факультетов по изучению проблем государственного строительства и права в условиях чрезвычайного и военного периода, ветеранам войны и военной службы, а также всем читателям, интересующимся историей Великой Отечественной войны, и особенно деятельностью правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла действующей армии.
Начальный период войны был характерен быстрыми изменениями обстановки на фронтах, потерей во многих случаях централизованного управления ходом боевых действий. Именно в этих условиях правовое регламентирование деятельности войск НКВД в различных сферах их боевого и оперативно-служебного применения было крайне сложным и противоречивым. В одном случае командование Красной Армии, в лице командующих фронтами и армиями, отдавало приказы на закрытие частями войск НКВД боевого участка фронта, а другими своими распоряжениями обязывало прикрыть тыл действующей армии от проникновения вражеской агентуры. Такое раздвоение в правовой регламентации протекало почти весь первый год войны, пока они не были строго и четко нормативно оговорены в специальных положениях и других документах. В этих условиях войска НКВД выполняли свои задачи, руководствуясь различными нормативными документами, в части, их касающейся. Основу их составляли постановления Государственного Комитета Обороны, например, постановление ГКО от 4 января 1942 г. «О возложении задач гарнизонной службы в освобождаемых районах на войска НКВД СССР». Этим документом задачи охраны тыла и поддержания общественного порядка возлагались на подразделения войск НКВД, дислоцировавшихся в этих регионах.
Правительство СССР в лице Совнаркома определяло правовое использование войск НКВД в решении многочисленных внезапно возникших задач. 24 июня 1941 г. своим постановлением «О мерах по борьбе с парашютными десантами противника в прифронтовой полосе» Совнарком СССР обязал НКВД выделить значительное количество командиров пограничных и внутренних войск в создаваемые истребительные батальоны, оказать всяческое содействие в из формировании.
Немаловажную роль в организации деятельности войск имели постановления военных советов направлений и фронтов, в распоряжении которых находились или в интересах которых действовали соединения и части войск НКВД. Этими постановлениями регулировалось использование боевых формирований военной структуры НКВД как в непосредственной обороне или наступлении, так и в тыловом обеспечении порядка и безопасности. Особенно это было характерно для Северо-Западного региона.
С 25 июня 1941 г. по решению Совнаркома Союза ССР войска НКВД выполняли задачу по охране тыла действующей армии, осуществляли борьбу с дезертирством, задерживали неорганизованно отступавших военнослужащих и гражданских лиц в прифронтовой полосе. На войска возлагалась задача охраны железнодорожных коммуникаций. Только постановлений ГКО и приказов НКО за период 1941–1944 гг. было издано более двадцати. В том числе и приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 3 марта 1942 г. «Об улучшении охраны и мерах наказания за хищения и разбазаривание военного имущества», определявший дополнительные задачи войскам. Постоянной оставалась также и задача охраны важных государственных и военных объектов. В ходе войны войска приняли под охрану еще 250 объектов. Особенно это касалось Ленинграда, где чрезмерно серьезная обстановка фронтового города, огромные трудности обеспечения его продовольствием, а также снабжение фронта горючим и боеприпасами требовали дополнительных усилий войск и проведения конкретных режимных мероприятий.
Другим исключительно специфическим обстоятельством в правовом регулировании деятельности войск НКВД в военных условиях являлись решения местных органов власти. Так Исполком Ленинградского Совета депутатов трудящихся своими постановлениями, например: «Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности» и «О дальнейшем укреплении революционного порядка в Ленинграде и пригородах» (27 июля и 25 августа 1941 г.) нацеливал войска НКВД на решение внезапно возникающих задач непосредственно в районах их действия.
Вышеназванное подтверждает, что войскам НКВД в военные годы и особенно в начальный период войны пришлось руководствоваться значительным обилием законных и подзаконных актов, в то же время не имея достаточно строгой правовой базы для действия в различных чрезвычайных обстоятельствах. Регулированием их служебно-боевой деятельности занимался излишне широкий круг руководящих органов, нередко внося дезорганизующие элементы в их функциональные обязанности, порой мешая выполнению основной задачи — обеспечения безопасности фронта и тыла.
Органы внутренних дел в годы войны были менее подвергнуты перестройке и правовое регулирование их оперативно-служебной деятельностью осуществлялось в основном через НКВД СССР и местную советскую власть в лице исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Система управлений была подвергнута некоторой реорганизации: образовывались ряд новых отделов и служб, формировались внештатные подразделения, как, например, истребительные батальоны. Значительно усложнился характер задач. Изучение ведомственных актов НКВД СССР и УНКВД по Ленинграду и другим городам северо-запада, регламентировавших перестройку органов внутренних дел показывает, что они сумели изменить свою деятельность в кратчайший срок, максимально подчинив ее решению задач, возникших в связи с войной, обеспечению общественной безопасности.
В работе органов НКВД определились два основных направления: во-первых, участие подразделений милиции в боевых операциях в составе регулярных частей действующей армии, в партизанских отрядах и истребительных батальонах; во-вторых, осуществление мероприятий по поддержанию общественного порядка, борьба с вражескими лазутчиками и уголовно-преступным элементом.
Война потребовала вычленения из органов НКВД специальных структур, которые бы ведали разведывательной и контрразведывательной деятельностью. Создание особых отделов «Смерш» значительно способствовало выявлению тех, кто пытался проникнуть во фронтовой и глубокий тыл и нанести диверсии на транспортных коммуникациях, линиях связи, военных и оборонных заводах.
Органы разведки НКВД выполняли функции государственной безопасности, действовали на вражеской территории и совместно с партизанскими и диверсионными отрядами делали все, чтобы выявить замыслы врага, раскрыть его планы и предупредить их осуществление. Анализ фактических материалов о деятельности органов внутренних дел в годы войны приводит к выводу, что они сделали исключительно многое для решения задач по обеспечению безопасности фронта и тыла в экстремальных условиях военного времени.
Совместное взаимодействие с войсками НКВД, активом районных партийных организаций позволило оперативно и комплексно решать органам НКВД многие задачи, касающиеся обеспечения порядка и безопасности в городах северо-запада. Однако анализ документов позволяет указать на то, что отсутствие единого нормативно-правового документа усложняло регламентацию деятельности органов внутренних дел, не позволяло им сконцентрировать свои усилия на наиболее главных задачах чрезвычайного периода.
Немаловажная роль в особый период военного времени принадлежала и органам военной юстиции и прокуратуры. Руководствуясь законами, в том числе и чрезвычайными, принятыми непосредственно в годы войны, порой и чрезмерно жестокими, они вели большую работу, как по наказанию виновных, так и профилактическую. В особых условиях всегда проявляются элементы недопонимания отдельными военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов требований, определяющих установленный режим, правила поведения. Это касается, прежде всего, стремления отдельных военнослужащих уклоняться от боевых заданий, вседозволенности при проведении обысков, осмотров, допросов и т. д. Одновременно они стояли на защите законности и порядка при обеспечении безопасности фронта и тыла.
Исследованный опыт позволяет в комплексе проследить деятельность всех структур органов правопорядка в особых условиях военного времени, их взаимодействие по обеспечению безопасности и защите страны. Этот опыт представляет исключительную ценность для современной России. В последнее десятилетие прошли серьезные изменения в системе безопасности и, прежде всего, на северо-западе нашей страны. Распад СССР, приближение НАТО к границе России значительно ослабили позиции стабильности в этом регионе, а сокращение сил сдерживания привело к явной военной угрозе России. В странах НАТО — 60–80 % вооружений — это современные образцы. Российские Вооруженные Силы сегодня имеют только 30 % современных вооружений от их общего количества и если не будет изменена нынешняя тенденция, то к 2005 году современное вооружение составит всего 5–7 %[790].
Исходя из этого, укрепление безопасности в настоящее время является первостепенной задачей всех органов государственной власти Российской Федерации.
К внешним факторам угрозы безопасности России добавляется перманентная внутренняя опасность. В период с 1991 по настоящее время Российскую Федерацию лихорадят «постоянные военные конфликты». Чеченские события 1994–1996 гг. показали исключительно низкую военно-организационную и боевую подготовленность частей и подразделений армии и войск МВД и их несогласованность. В первом Чеченском вооруженном конфликте (1994–1996 гг.) участвовало 18 тысяч военнослужащих внутренних войск. Их потери составили 1070 человек[791]. Боевые действия в Чеченской республике 1999–2000 гг. еще раз подтвердили слабую готовность этих сил к боям в горно-лесистой местности, в городских кварталах, низкую тактику в проведении оперативно-войсковых мероприятий. Все это привело к значительным боевым и санитарным потерям. В целях обеспечения порядка и безопасности на территории Чеченской республики помимо частей и подразделений Российской Армии, войск и органов МВД действуют около 900 подразделений милиции, которые разбросаны по всей линии фронта. Они призваны проводить всю работу по возрождению всех прежних органов российской власти[792]. Одновременно внутренние войска в освобожденных населенных пунктах располагаются гарнизонами и организуют военно-комендантскую службу с определенным чрезвычайным режимом. В своей деятельности они опираются на опыт организации гарнизонной службы войсками НКВД в годы Великой Отечественной войны и значительно расширяют свои функции. Комендант города или участка отвечает за нормализацию обстановки, поддержание правопорядка, разоружение незаконных вооруженных формирований, изъятие оружия у населения и другие вопросы. Он же способствует снабжению его всем необходимым, размещает беженцев в уцелевших зданиях, в подвалах домов и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Книги похожие на "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Отзывы читателей о книге "Фронт без границ. 1941–1945 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.