Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Описание и краткое содержание "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать бесплатно онлайн.
В монографии на основе значительного документального материала анализируется место и роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла в годы войны, приводится обширная нормативная база.
Книга предназначена сотрудникам правоохранительных органов, студентам, курсантам и слушателям юридических и исторических факультетов по изучению проблем государственного строительства и права в условиях чрезвычайного и военного периода, ветеранам войны и военной службы, а также всем читателям, интересующимся историей Великой Отечественной войны, и особенно деятельностью правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла действующей армии.
Очевидным стал отрицательный баланс между прибывшими на комплектование войск и органов офицеров и начсостава и убывшей этой категории по различным причинам. Реализовать кадровую политику в ближайшее время придется в крайне сложных условиях, организационно-штатные мероприятия будут проводиться с большими затруднениями и здесь важен опыт прошедшей войны, когда штатный недокомплект был связан не только с боевыми, санитарными потерями, возросшим объемом задач, но и со значительным и неоднократным изъятием личного состава из войск и органов и направлением его на формирование соединений и частей действующей армии.
Комплексное исследование деятельности войск и органов, других структур правоохранительной системы, участвующих в обеспечении безопасности фронта и тыла, важнейших оборонных объектов и коммуникаций, охраны общественного порядка в Северо-Западном регионе в годы Великой Отечественной войны позволяет сформулировать следующие выводы и предложения по совершенствованию своей деятельности на современном этапе.
1. Рассматриваемая проблема показала, что во время Великой Отечественной войны в числе основных задач, вставших перед всеми советскими правоохранительными органами, основной являлась обеспечение безопасности фронта и тыла. Жестко организованной военной структурой для осуществления этих функций были войска НКВД. Их деятельность (охрана тыла фронта, важных предприятий промышленности и железнодорожных объектов, гарнизонная служба на освобожденной от врага территории, борьба с дезертирством и бандитизмом и другие) имела общегосударственное значение и была направлена на поддержание режима военного положения. Эта задача и в настоящее время остается актуальной и непреложной.
2. Особенностью первых военных лет являлось то, что войска охраны тыла действующей армии, как и другие военные формирования НКВД, армейским командованием в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» использовались не по своему прямому назначению — обеспечению безопасности, а в боевых порядках Красной Армии, что отрицательно сказывалось на качественном состоянии служебно-боевой деятельности и выполнении служебно-боевых задач. Это характерно было и для антитеррористической операции, проводимой в Чеченской республике. Поэтому боевое и служебно-оперативное использование войск МВД в чрезвычайных условиях настоятельно требует наличия нормативной базы, обеспечивающей правомерные действия частей и подразделений. Целесообразно принять федеральные законы «О применении внутренних войск и спецподразделений МВД в вооруженных конфликтах», определить конкретный круг субъектов, правомочных принимать решения о боевом и служебном использовании войск в различных нештатных ситуациях.
3. В современной сложной международной военно-политической обстановке остро встает проблема обеспечения безопасности границ. Особенно это касается Северо-Западного региона. Он приобрел военно-стратегическое значение. Основная функция охраны Государственной границы принадлежит пограничным войскам. Однако в связи с принятием 1 апреля 1993 года Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» на внутренние войска МВД возложена ранее не предусмотренная в законодательстве задача (Ч. 3. Ст. 5.) «…обеспечить участие… в охране Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом»[794]. Данное положение нуждается в правовой конкретизации тех аспектов, которые касаются роли и места внутренних войск в охране государственной границы.
4. В последние годы войска и органы МВД во взаимодействии с другими силовыми структурами неоднократно привлекались к выполнению служебно-боевых задач в «горячих точках» страны. При этом выявляются разногласия как в организации руководства войсками, так и в вопросах взаимодействия частей внутренних войск, милиции и армии. Исходя из основных положений Военной доктрины Российской Федерации «отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД для локализации и блокирования районов конфликтов, пресечения вооруженных столкновений, разделения противоборствующих сторон и защиты стратегически важных объектов». Несмотря на это, до настоящего времени не определен порядок общего руководства всеми силами в районах вооруженных конфликтов. Опыт Великой Отечественной войны подчеркивает важность наличия координирующего центра. Ими являлись военные советы фронтов и армий и Управления войск по охране тыла действующей армии. Изучение этого опыта позволит выработать механизм согласования и координации всех силовых структур и создания временного штаба.
5. Одной из задач повышения эффективности действий войск и органов НКВД в годы Великой Отечественной войны являлась хорошо продуманная и организованная система агентурно-разведывательных мероприятий. Она позволяла выявить укрепленные позиции врага, неприкрытые стыки на флангах с целью проникнуть и его тыл и совершить разведывательные операции, предупредить проникновение в тыл действующей армии диверсантов и агентов абвера и этим обезопасить фронт и тыл. Этот опыт должен быть изучен и проанализирован с тем, чтобы своевременно пресекать попытки террористических и уголовно-бандитствующих группировок, обеспечить безопасность и порядок в городах и населенных пунктах и тем более в зонах локальной напряженности.
6. Особенности боевого и служебно-оперативного использования войск и органов МВД РФ в чрезвычайных обстоятельствах настоятельно требуют формирования своей нормативно-правовой базы, рассматривающей все вопросы, касающиеся особого режима и правомерных действий частей, подразделений и войсковых нарядов. Опыт правового регулирования военными и местными властями правоохранительной деятельности войск и органов НКВД в годы войны, позволяет в настоящее время продумать систему обеспечения структур ГУВД субъектов РФ необходимым пакетом нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение ими своих задач.
7. Разрабатывая концепцию развития войск и органов внутренних дел на период до 2005 года следует внести в организационно-штатное расписание те войсковые и оперативно-следственные структуры, которые будут обеспечивать национальную и региональную безопасность в районах страны с неблагополучной криминогенной обстановкой, определить их нормативно-правовой статус. Введение гарнизонной службы и учреждение войсковых комендатур на территории Российской Федерации в связи с региональными конфликтами и чрезвычайными обстоятельствами требует централизованного управления ими и разработки соответствующих нормативно-правовых документов, позволяющих регламентировать их деятельность на законных основаниях.
8. Через систему законов о правоохранительных органах и внутренних войсках МВД РФ поднять их правовой статус, определить конкретный круг субъектов, правомочных принимать решения о боевом и оперативно-служебном использовании их в различных нештатных ситуациях; продолжить систематизацию военных нормативно-правовых актов, добиваясь усиления всех сторон военного законодательства.
9. Широкое привлечение внутренних войск к массовым мероприятиям по обеспечению общественного порядка и безопасности вызывает потребность повышения правовой культуры личного состава, глубокого и твердого знания соответствующих нормативно-правовых актов.
Список источников и использованной литературы
1.1. Российский центр хранения историко-политических документов (РЦХИПД).Ф. 17. Оп. 88. Д. 313; Ф. 17. ОП. 1.Д. 773.
1.2. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 32880. Оп.1.Дд. 5, 33, 35, 38, 48,49, 62, 161, 274,404, 441, 443; Оп. 2. Дд. 48, 51, 96, 98, 100, 206, 215, 294, 376, 384, 389, 400, 407, 432, 477; Ф. 38650. Оп. 1.Дд. 12, 605, 1133, 1136, 1138, 1143, 1146, 1606; Ф. 38262. Оп. 1. Дд 47, 50, 67, 241, 436, 458, 447, 461; Ф. 38299. Оп. 1. Дд. 1, 14, 89, 90, 92, 103, 104, 107, 301.
1.3. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 4. Д. 167; Ф. 47. Д. 52; Ф. 201. Д. 1228; Ф. 7179. Дд. 47, 900, 1906; Ф. 7384. Дд. 30, 227, 277, 379, 436, 438, 439, 652, 655, 693, 736, 910, 977, 1436, 1437, 1438, 1440, 1461, 1466, 1469, 1496.
1.4. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД). Ф. 25. Дд. 9, 65, 66, 111, 112, 4428, 4444, 4457, 4719, 4666, 4687, 4689, 4803, 4808, 4812, 4814; Ф. 408. Дд. 51, 74, 137, 151, 321, 612, 622, 707; Ф. 414. Д. 151; Ф. К-881. Дд. 645,652.
1.5. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО).
1.6. Архив государственного музея истории Санкт-Петербурга. Рукописно-документальный фонд. (Архив ГМИСПб РДФ). Дд. КП — 44392, 48100, 48104, 48106, 48107, 49136, 49157, 49170, 49176.
1.7. Архив отдела реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации Информационного центра Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ОРиАИ ИЦ ГУВД СПб. и ЛО). Ф. 1. Оп. 1. Дд. 75, 76, 78, 81, 83, 84, 86, 88, 89, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 103, 105, 106, 107, 108, 109; Ф. 2. Оп. Г. Дд. 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Книги похожие на "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Отзывы читателей о книге "Фронт без границ. 1941–1945 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.