» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Как мы уже отмечали, обстановка, сложившаяся для немецкого командования к 17 июля, требовала срочной эвакуации войск 4-й танковой армии из района севернее Белгорода. Согласно приказу Гитлера дивизии 2-го танкового корпуса было решено использовать в Италии. Однако на Апеннины в итоге отправилась лишь дивизия «Адольф Гитлер», оставившая свое вооружение на Восточном фронте, тогда как оставшиеся дивизии «Мертвая голова» и «Рейх» были использованы для ликвидации советских вклинений на Миус-фронте. Еще одним мощным соединением, которое Верховное командование «отобрало» у группы армий «Юг», стала моторизованная дивизия «Великая Германия», срочно переброшенная 18–20 июля на Орловскую дугу.

Обвальный характер приняла с 16–17 июля переброска основных сил 8-го авиакорпуса в полосу действий 1-й танковой и 6-й армий в районе Изюма и на Миус-фронте. Мы уже отмечали, что в период 14–15 июля в район Изюма и Орла перелетели группы истребителей из состава III/JG3 и III/JG52. 18 июля в полосу наступления Юго-Западного фронта были переброшены II/SchG1, II/JG3, а истребители из состава I/JG52 были задействованы в противодействии налетам 8-й воздушной армии Южного фронта. Практически не оставалось в рядах 8-го авиакорпуса и его основной ударной силы — соединений бомбардировщиков Ju-87. Две группы эскадры «Иммельман» — I и III/StG2 16–17 июля перебазировались на аэродромы 6-го воздушного флота. К этому времени здесь уже находились Hs-129 из состава противотанковых отрядов 4. и 8.(Pz)/SchG1, 4.(Pz)/SchG2 и Pz.Jg.St./JG51. Кроме того, все три группы StG77 перелетели на аэродромы Краматорская и Барвенково, содействуя отражению советского наступления на Сталино. Здесь же были сосредоточены и группы двухмоторных бомбардировщиков из состава эскадр KG3, KG27, KG55 и KG100.

В ночь на 17 июля воздушной, а вслед за ней и наземной разведкой был установлен отход частей противника в общем направлении на Томаровку и Белгород. Командование Воронежского фронта не сразу приняло решение о преследовании отступающих колонн противника. Понесшим в предыдущие дни тяжелые потери войскам требовалось время для приведения себя в порядок, а также ремонта материальной части. В период 17–19 июля преследование медленно отходящего противника велось лишь сильными передовыми отрядами.

Отметим, что в соответствии с директивой Ставки с 18 июля серьезно изменялся состав сил в полосе между левым крылом Воронежского фронта и соседним Юго-Западным фронтом. Теперь участок фронта от Лучки до Харькова занимали войска Степного фронта генерал-полковника И. С. Конева, к 53-й армии которого добавились левофланговые 7-я гвардейская и 69-я армии Воронежского фронта. Авиационная группировка Красной Армии севернее Белгорода также получила серьезное усиление — в действие вступила 5-я воздушная армия Степного фронта генерал-лейтенанта С. К. Горюнова. Ввод в сражение нового объединения был связан с весьма значительным переподчинением авиационных частей, подробно которое мы рассмотрим в главе, посвященной операции «Полководец Румянцев».

Последние дни оборонительной операции войск Воронежского фронта ознаменовались полным господством в небе советской авиации. Это хорошо видно по количеству вылетов 8-го авиакорпуса, стремительно уменьшавшихся день ото дня. Так, если 17 июля дневник боевых действий генерала Зайдемана отметил 138 самолето-вылетов, то уже 18 июля это число составило всего 79 вылетов, из которых 39 совершили экипажи разведчиков, а 40 — истребители. В последующие дни активность 8-го авиакорпуса несколько повысилась, но до 24 июля никогда не превышала отметки в 100 самолето-вылетов.

Советские документы отмечали в эти дни лишь агрессивные действия немецких истребителей, которые, используя тактику внезапных ударов, пытались атаковать группы штурмовиков, а также одиночные разведчики. Особенно тяжелый бой пришлось выдержать 17 июля экипажу разведчика Пе-2 из 82-го гв. бап младшего лейтенанта Б. В. Панина (Герой Советского Союза с 2.9.43), который подвергся атаке четырех немецких истребителей, идентифицированных как FW-190. Наведение на разведчик выполнили расчеты зенитной артиллерии. После 3–4 разрывов зенитных снарядов, выпущенных в сторону Пе-2, четверка истребителей заметила советский самолет и перешла в атаку. В ожесточейшем бою отважным экипажем огнем пулеметов и воздушными гранатами АГ-2 было отбито 12 атак. Посчитав один «фокке-вульф» сбитым, экипаж Б. В. Панина смог благополучно вернуться на свой аэродром.

Весьма активизировались во второй половине июля и действия ночной легкобомбардировочной авиации, которая была представлена в составе 2-й воздушной армии 208-й нбад. Боевая работа этого соединения на протяжении всей оборонительной операции была сильно ограничена недостатком материальной части. Так, к 5 июля в составе трех бомбардировочных полков дивизии насчитывалось всего 29 У-2 и 9 Р-5. Кроме того, еще 5 «ветеранов» СБ числилось в составе 331-й ночной авиаэскадрильи. Объектов для ударов ночников, как показывали данные разведки, было предостаточно. Так, только в ночь на 20 июля по дороге от Стрелецкого на Томаровку, Борисовку и Грайворон было отмечено в движении около 150 крытых машин. В то же время в направлении от Микояновки на Харьков было обнаружено еще три автоколонны по 50 машин в каждой.

Надо сказать, что на протяжении всей операции боевая работа 208-й нбад протекала вначале в условиях слабого противодействия ПВО противника. Несмотря на применение большого числа прожекторов, по донесениям экипажей огонь мелкокалиберной зенитной артиллерии велся не прицельно, в основном по звуку мотора. В сложившихся условиях куда большую угрозу представляли собой свои бомбардировщики из состава АДД. Так, по итогам боевой работы 16 июля штаб 208-й нбад резюмировал: «Несогласованность маршрутов и высот с авиацией ДД затрудняла деятельность экипажей дивизии и создавала угрозу столкновения в воздухе»[175].

Впрочем, уже на следующий день боевые донесения дивизии отметили усиление деятельности вражеской ПВО. По результатам боевой работы в ночь на 18 июля «вследствие сильного обстрела ЗА и ЗП приходилось менять маршруты, что увеличивало расстояние до цели». Экипажи дивизии особо подчеркивали, что эффективности огня зенитной артиллерии во многом способствовала «хорошая проекция силуэта самолета на фоне тонкой облачности»[176].

Растянувшиеся на многие километры немецкие автоколонны были весьма заманчивой целью для советского командования, которое сосредоточило на их уничтожении значительные силы штурмовой авиации. Особенно эффективными стали удары 19 июля групп по 4–6 Ил-2 291-й шад, которые под прикрытием истребителей 737-го иап в течение дня уничтожали сплошную колонну крытых автомобилей, двигавшуюся по дороге Дуброва — Бутово — Томаровка и обнаруженную разведчиками 737-го иап.

В момент обнаружения голова колонны находилась в Ямное, а хвост — в районе высоты 241. Первый удар экипажи штурмовиков нанесли по голове и хвосту колонны, работая далее по всей ее длине. При этом особое внимание уделялось скоплениям горящей и поврежденной вражеской техники, которые создавали пробки, мешающие движению остального транспорта. Авиаторы 291-й шад наблюдали, как некоторые машины пытались уходить по обочинам и проселочным дорогам. В итоге налетов штурмовиков, продолжавшихся до наступления темноты, движение по дороге осуществлялось на ряде участков в 5 рядов автомобилей. В результате 45 самолето-вылетов, совершенных авиаторами 291-й шад, было уничтожено около 100 автомобилей. Противодействие зенитной артиллерии было слабое. Были подбиты и совершили вынужденные посадки на своей территории 2 Ил-2 и 1 Як-1.

По мере выхода на рубеж, разделявший советские и немецкие войска 5 июля, сопротивление частей 4-й танковой армии и группы Кемпфа значительно возросло. Продвижение войск Воронежского и Степного фронтов все больше тормозилось в боях местного значения, стоивших в первую очередь стрелковым частям тяжелых потерь. Так, согласно данным российского историка Л. Лопуховского, только в период с 20 по 30 июля Степной и Воронежский фронты потеряли свыше 50 тысяч человек[177].

Нам осталось подвести итоги оборонительного сражения для авиации обеих противоборствующих сторон. Относительные потери 2-й воздушной армии оказались несколько меньше, чем потери 16-й воздушной армии Центрального фронта. Согласно отчету штаба армии, за период с 5 по 18 июля был безвозвратно потерян 371 самолет. В то же время за весь июль боевые потери объединения генерала С. А. Красовского с учетом влившихся в состав армии 18 июля 10-го и 5-го шак составили 437, и еще 43 самолета числятся в списках объединения как не боевые потери[178].

Согласно докладу старшего офицера Генштаба при Воронежском фронте полковника М. Н. Костина, потери 2-й воздушной армии составили практически такое же количество, которое приводит штаб объединения, — 372 самолета. При этом, согласно прилагаемой к докладу таблице, общие потери составили 587 самолетов, однако 215 из этого количества были найдены на своей территории и отправлены в ремонт[179].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.