» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в районе Орловской дуги к началу советского наступления 12 июля. Напомним, что конфигурация линии фронта здесь представляла собой два взаимообразных, переходящих друг в друга выступа, практически симметричные друг другу «дуги», последовательно огибавшие Орел и Курск с севера на юг. Эта симметрия, столь характерная для Курской битвы, подталкивала обе противоборствующие стороны к принятию в чем-то похожих друг на друга решений. Ярко выраженный выступ в конфигурации линии фронта вызывал практически рефлекторное желание противоположной стороны срезать его под самое основание, окружив и уничтожив находящиеся здесь войска противника. Мимо такого «искушения» не прошло ни немецкое, ни советское командование. Для первого это вылилось в проведение наступления по плану «Цитадель», тогда как для второго послужило основанием для планирования операции «Кутузов».

Состав и расположение группировки немецких войск в районе Орловской дуги как нельзя лучше характеризовали те усилия, которые были приложены командованием группы армий «Центр» для подготовки к операции «Цитадель». В то время как 9-я армия генерала Моделя сконцентрировала мощную группировку в составе 6 танковых, 1 моторизованной и 8 пехотных дивизий для наступления на 40-километровом участке фронта, 2-я танковая армия генерала Рудольфа Шмидта (Schmidt Rudolf) вынуждена была оборонять северный и восточный участки выступа в районе Орла силами всего 13 пехотных дивизий, растянувшихся почти на 260 километров. Положение еще больше осложнялось тем, что практически все маршевое пополнение, танки и артиллерия, прибывающие в группу армий «Центр» в мае — июне, направлялись в распоряжение генерала Моделя. В итоге к началу июля 2-я танковая армия едва ли могла оправдать свое грозное название, имея в резерве лишь одну-единственную танковую дивизию (5-ю тд) и всего несколько пехотных соединений.

Советский план по разгрому орловской группировки был выработан в Генеральном штабе еще в мае месяце. Отметим, что к лету 1943 года в Красной Армии была отработана схема подготовки крупных операций. Как правило, после обсуждения в Ставке координирующая и направляющая роль переходила к Генеральному штабу. Получив от него предварительный замысел операции и общие указания по организации наступления, командование фронтов разрабатывало собственные планы. В работе участвовали не только работники фронтовых штабов, но и командующие теми армиями, которым предстояло участвовать в операции.

К проведению наступления в районе Орловской дуги привлекались войска Брянского, Центрального фронтов, а также две армии левого крыла Западного фронта. Для «демонтажа» Орловского выступа советское командование предполагало нанесение нескольких мощных «дробящих» ударов по 2-й танковой армии в районе Волхова, Мценска, Новосиля, которые должны были привести к образованию «котлов» севернее и восточнее Орла.

Основную роль в предстоящем наступлении играл Брянский фронт генерал-полковника М. М. Попова. Его 3-я и 63-я армии (командующие генерал-лейтенанты А. В. Горбатов и В. Я. Колпакчи), расположенные с севера на юг восточнее Орла, при содействии 1-го гвардейского танкового корпуса должны были перейти в наступление из района Новосиль, достигнув за четыре дня реки Ока. После этого части 3-й и 63-й армий, наступая навстречу друг другу вдоль Оки, завершали окружение значительной части войск противника восточнее Орла. Однако на этом их задачи не исчерпывались. В дальнейшем 63-я армия должна была, огибая Орел с юга, своим левым крылом выйти в район шоссе, идущего на Брянск, в то время как 3-я армия продолжала частью сил развивать свой удар на север, навстречу 61-й армии генерал-лейтенанта П. А. Белова.

61-я армия, усиленная 20-м танковым корпусом, имела задачу совместно с 11-й гвардейской армией Западного фронта (командующий генерал-лейтенант И. Х. Баграмян) окружить и уничтожить болховскую группировку противника. Наступая из района северо-восточнее Болхова, объединение генерала П. А. Белова должно было соединиться юго-западнее города с частями 11-й гвардейской армии, задачи которой в предстоящей операции были наиболее масштабными. Насчитывая в своем составе 12 стрелковых дивизий, 2 танковых корпуса, 4 танковые бригады и 2 танковых полка прорыва, 11-й гвардейская армия должна была развивать свое наступление из района юго-западнее Козельска. При этом ее части и соединения нацеливались не только на обход и окружение болховской группировки противника, но и на выход частью сил к шоссе Орел — Брянск в районе Хотынца, создавая тем самым угрозу окружения частей 2-й танковой армии западнее Орла.

Довершить разгром немецкой группировки, по замыслам советского командования, должен был Центральный фронт. Его три общевойсковые и одна танковая армии переходили в наступление с трехдневной задержкой, вызванной необходимостью приведения войск в порядок после оборонительного сражения. Войска генерала К. К. Рокоссовского нацеливались на выход в район Кромы юго-западнее Орла, а также на перехват шоссе Орел — Карачев, образуя тем самым с войсками 11-й гвардейской армии внешнее кольцо окружения орловской группировки противника.

Как видно, даже в общих чертах план наступления был весьма сложен и требовал четкого взаимодействия всех фронтов и армий. Задержка в продвижении на одном из участков грозила тут же отразиться на ходе всей операции.

Отметим, что за почти два года оккупации немецкими войсками в районе Орловской дуги были возведены несколько хорошо оборудованных линий обороны, в полной мере использовавших преимущества рельефа местности. Узлы сопротивления и опорные пункты в большинстве своем располагались на высотах и были хорошо прикрыты артиллерийским и пулеметным огнем, а также инженерными сооружениями и минными полями. Значительное число оборонительных рубежей располагалось по берегам рек. Успешной обороне способствовало также наличие неплохих грунтовых дорог и относительно разветвленная железнодорожная сеть, позволявшая в пределах небольшого плацдарма оперативно производить перегруппировку сил. Еще одним «козырем» немецкого командования являлся орловский аэроузел, центральное расположение которого способствовало быстрому маневру силами и их сосредоточению на наиболее важных направлениях и участках фронта.

Последнее обстоятельство играло важную роль для командования 1-й авиадивизии и 6-го воздушного флота в свете значительного усиления советской авиационной группировки, пополнившейся с началом наступления 1-й и 15-й воздушными армиями Западного и Брянского фронтов. Эти авиационные объединения насчитывали в своем боевом составе на 11 июля 1322 и 995 боевых самолетов соответственно. Общее же количество самолетов, которое могло быть задействовано на орловском направлении советской стороной, включая 300 бомбардировщиков АДД, доходило до 3300 боевых машин. В то же время части 1-й авиадивизии из состава 6-го воздушного флота насчитывали после недели боев порядка 630–650 самолетов, уступая, таким образом, в численности советским ВВС почти в 5 раз.

Составы вступавших в сражение 1-й и 15-й воздушных армий были далеко не равноценными, во многом соответствуя статусу фронтов (боевой состав 1-й и 15-й воздушных армий приведен в приложениях № 4–5). Наиболее внушительно выглядела 1-я воздушная армия генерал-лейтенанта М. М. Громова, включавшая в себя 2-й и 8-й иак, 2-й шак, 303-ю и 309-ю иад, 233-ю и 224-ю шад, 204-ю бад и 213-ю нбад. Отметим, что 2-й и 8-й иак, 2-й шак и 213-я нбад были переданы в состав объединения генерала М. М. Громова из резерва Ставки Верховного Главнокомандования буквально накануне боев.

Первым из 3-й воздушной армии Калининского фронта 3 июля прибыл 2-й шак. Проверка этого штурмового соединения командующим 1-й воздушной армией показала, что в предстоящем наступлении разумно использовать лишь одну 231-ю шад. Ее экипажи продемонстрировали лучшую подготовку, чем летчики соседней 232-й шад, не окончившие 2-й раздел программы КБП ША-43. Приказом командующего этот недостаток должен был быть ликвидирован уже в ходе подготовки к предстоящим боям на смоленском направлении в течение десяти суток.

Похожая ситуация сложилась и в 224-й шад, имевшей в своем составе четыре штурмовых и один истребительный полк. Говоря о подготовительном периоде, предшествующем наступлению, документы дивизии свидетельствуют: «Одновременно проводилась большая работа по вводу в строй молодого летного состава, чем удалось сохранить к концу операции почти не снижаемый боевой состав, пополняя потери молодым летным составом, вводимым в строй. Учебно-боевая подготовка велась в основном в 571 и 513 ап, которые в операции приняли ограниченное участие из-за отсутствия материальной части (513) и неподготовленного летного состава (571)»[183]. В наступлении не принимал участие 8-й иак. Его экипажи были заняты прикрытием группировки Западного фронта, готовившейся к планируемому в первой половине августа наступлению на Смоленск.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.