» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Более интенсивно, чем подчиненные генерала Н. Ф. Науменко, должны были действовать в первый день наступления авиаторы 1-й воздушной армии. Для сокрушения обороны 53-го армейского корпуса и поддержки наступления 11-й гвардейской армии планировалось совершить силами 70 бомбардировщиков и 150 штурмовиков 120 и 420 вылетов соответственно. При этом особое внимание уделялось обеспечению ввода в действие танковых корпусов. Для этого планировалось совершить около 100 вылетов штурмовой и 160 вылетов истребительной авиации. Отметим, что для выполнения аналогичной задачи на Брянском фронте для ввода в прорыв 20-го и 1-го гвардейского танковых корпусов предполагалось затратить всего 58 вылетов штурмовой и 54 вылета истребительной авиации.

За каждым из танковых корпусов в 1-й воздушной армии закреплялась своя штурмовая дивизия, офицеры штаба которой, следуя в боевых порядках наземных войск, должны были наводить самолеты своего соединения на поле боя. 231-я шад и 224-я шад взаимодействовали соответственно с частями 1-го и 5-го танковых корпусов. Отметим, что в преддверии наступления танкисты и авиаторы указанных соединений провели совместные учения, позволившие отработать взаимодействие и наведение штурмовиков на цель.

Задачи истребительной авиации 1-й и 15-й воздушных армий «традиционно» заключались в прочном завоевании господства в воздухе с первых же часов сражения, недопущении нанесения бомбардировочных ударов по наземным войскам, а также сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков. Особенно большая нагрузка планировалась на истребительные соединения 15-й воздушной армии, командование которой должно было обеспечить одновременное нахождение над полем боя не менее 15–20 истребителей. Наряд на прикрытие боевых порядков наземных частей составлял 110 истребителей, которые из расчета 4 вылетов на машину должны были совершить к концу первого дня операции около 440 вылетов на патрулирование.

Для действий на болховском направлении командованием 15-й воздушной армии была выделена 313-я нбад. Прикрытие частей 61-й армии и 20-го танкового корпуса возлагалось на экипажи 65-го гв. иап из состава 1-го гв. иак, который 10 июля перебазировался на аэродром Болото. Поддержку с воздуха войскам генерал-лейтенанта П. А. Белова планировалось оказать вылетами групп 3-го шак.

Рассматривая материально-техническое обеспечение операции, необходимо отметить, что переброска значительных сил 1-й воздушной армии на левое крыло Западного фронта создала известные трудности в их обслуживании находящимися здесь 14-м и 20-м районами авиационного базирования. Даже усиление вышеуказанных РАБ несколькими дополнительными батальонами аэродромного обслуживания не решило проблему полностью, так как на каждый БАО в итоге приходилось в среднем 2–3 авиаполка, являясь существенной нагрузкой на его личный состав.

Непростая ситуация с материально-техническим обеспечением сложилась и в 15-й воздушной армии. Объединение генерала Н. Ф. Науменко имело большой некомплект автотранспорта и специальной аэродромной техники, составлявший, по данным штаба, свыше 50 %. Остро ощущался также дефицит в ремонтных материалах. Тем не менее благодаря самоотверженному труду работников тыла к началу операции удалось создать необходимые запасы боеприпасов и ГСМ. Для 1-й и 15-й воздушных армий эти показатели составляли соответственно 7 и 14 заправок ГСМ, а также 15–20 боекомплектов.

Итоги третьего дня оборонительного сражения на Центральном фронте наглядно продемонстрировали советскому командованию, что вражеское наступление постепенно начало выдыхаться. Уже на следующий день, 8 июля, для окончательной проверки подготовки к наступлению по плану операции «Кутузов» на Брянский и Западный фронты отбыл представитель Ставки маршал Г. К. Жуков. На совещаниях, проведенных им в штабах обоих объединений, было принято решение о проведении 11 июля разведки боем, а также о нанесении за двое суток до начала наступления бомбардировочных ударов силами АДД и ночной фронтовой авиации по выявленным опорным пунктам и узлам сопротивления противника. Для организации взаимодействия с наземными войсками и обеспечения светонаведения ночных бомбардировщиков на Брянский фронт прибыла группа офицеров во главе с заместителем командующего АДД генерал-лейтенантом Н. С. Скрипко.

В ночь на 11 и 12 июля экипажи АДД соответственно 575 и 549 раз поднимались в воздух. В последнюю ночь перед наступлением около 360 вылетов пришлось на полосу Брянского фронта, тогда как остальные были выполнены на фронте прорыва 11-й гвардейской армии. Большую активность в ближнем немецком тылу развили экипажи 213-й, 284-й и 313-й нбад, нанося, согласно современной терминологии, «точечные удары» по выявленным важным тыловым объектам противника, а также изматывая его войска беспокоящими налетами. 284-я нбад действовала в основном в полосе наступления 3-й армии генерал-лейтенанта А. В. Горбатова, в то время как экипажи 313-й нбад «работали» по переднему краю немецкой обороны в районе Волхова. Несмотря на рутинную работу во фронтовой полосе, экипажи 638-го нбап 284-й нбад доказали, что экипажам «кукурузников» были по плечу и более серьезные задачи. В ночь на 12 июля они совершили налет на станцию Хотынец, находящуюся в 40–45 километрах западнее Орла, добившись при этом попаданий в эшелоны на железнодорожной станции, взорвав склад и подавив зенитную точку.

Несмотря на длительный срок и тщательность подготовки, наступление войск Брянского фронта не стало неожиданностью для немецкой стороны. Данные радиоразведки позволили командованию 35-го армейского корпуса, оборонявшегося восточнее Орла, достаточно точно определить направление удара советских войск, не только значительно укрепив оборонительные позиции на участке 262-й пехотной дивизии, но и сосредоточив здесь дополнительные резервы пехоты и артиллерии. В итоге, когда на рассвете 12 июля части 3-й и 63-й армий перешли в наступление, они встретили ожесточенное сопротивление противника. На пути к Орлу войскам генералов A. B. Горбатова и В. Я. Колпакчи предстояло пройти около 60 километров, преодолев при этом несколько водных преград, первой из них была небольшая река Зуша.

4.2. От Зуши до Олешни

(12–17 июля. Брянский фронт)

Наступление частей Брянского фронта началось на рассвете 12 июля, когда свыше 4000 орудий и минометов открыли мощный огонь по позициям противника. В этой смертельной симфонии авиация 15-й воздушной армии была призвана сыграть «завершающие аккорды». Уже под занавес артподготовки 89 Ил-4 113-й бад обрушили на немецкие позиции свыше 500 фугасных и 3000 осколочных бомб, дополнив апокалипсическую картину, царившую на поле боя: «Столбы пламени и разрывов сплошь покрывали всю наблюдаемую впереди местность. Насколько хватало взора, не было видно ни одного клочка земли, на котором каждое мгновение не поднимались бы серые столбы от разрывов бомб и снарядов. Местами же сотни взрывов сливались в одну сплошную стену, закрывая всякое наблюдение. Многочисленные группы бомбардировочной и штурмовой авиации непрерывно висели в воздухе, сбрасывая бомбы и штурмуя расположение противника»[187].

Сопротивление, оказанное первому налету бомбардировщиков и штурмовиков 15-й воздушной армии немецкими истребителями, было слабым, хотя жертвами «фокке-вульфов» из отряда 7./JG51 и стали 2 Ил-4. Один из «ильюшиных» был сбит прямо на глазах у истребителей сопровождения 66-го гв. иап, которые также потеряли в этом вылете 2 Як-7б. Еще два бомбардировщика из 815-го и 836-го бап не вернулись на свой аэродром, столкнувшись друг с другом в воздухе.

Командующий Брянским фронтом генерал-полковник М. М. Попов остался доволен мощным, сосредоточенным ударом «сталинских соколов». Авиаторы оказали и еще одну «услугу» пехоте — группа штурмовиков 308-й шад, как и было предусмотрено планом, поставила над передним краем дымовую завесу, под прикрытием которой пехотные части форсировали реку Зуша, вплотную сблизившись с передним краем противника на дистанцию броска.

Сражение как на земле, так и в воздухе сразу приняло напряженный характер. Несмотря на массированную артиллерийскую и авиационную поддержку, пехоте не удалось с ходу прорвать оборону противника. Были достигнуты лишь отдельные вклинения. Особенно упорные бои развернулись в районе Большой Малиновец, который две ночи подряд подвергался массированным ударам АДД. По всей видимости, действия дальних бомбардировщиков были недостаточно эффективны, так как на высотах вокруг опорного пункта сохранилось множество огневых точек. Только после того, как огонь всей артиллерии был сосредоточен в этом районе, части 63-й армии овладели Большим Малиновцем и прилегающими высотами.

В эти утренние часы над линией фронта находились относительно небольшие группы немецких истребителей FW-190 и Bf-110, которые по мере развития сражения все активнее атаковали советские самолеты. Так, например, только одна 4-я гв. иад недосчиталась к 10 часам утра шести самолетов. К полудню эта цифра увеличилась уже до 12 не вернувшихся на свои аэродромы «яков». Общие же потери дивизии за 12 июля составили 16 сбитых и 4 поврежденных истребителя. Среди погибших оказался один из лучших пилотов 64-го гв. иап лейтенант Н. М. Алексеев, представленный к званию Героя, но так и не успевший получить свою Золотую Звезду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.