Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
О незавидном положении, в котором оказались танкисты 1-го гвардейского танкового корпуса, повествуют строки доклада 3-й армии: «По рассказам прибывшего в район Евтехов начальника оперативного отдела ШТАРМА-3 полковника Владимирского, весь корпус, сбившись в лесах, вместо движения вперед нес громадные потери от авиации противника. Опушки лесов были загромождены машинами, много танков сгорело на поле и в лесах. Около машин лежали убитые и раненые танкисты. Среди личного состава 1 гв. тк распространился панический слух о готовящейся якобы на него мощной атаке немецких танков „Тигр“, которых никто не видел»[190]. Как выяснилось впоследствии, за «Тигры» были приняты немецкие самоходные установки.
В результате интенсивной бомбежки ввести в действие 1-й гвардейский танковый корпус сразу после взятия Евтехова не удалось. Только около 14:00, приведя себя в порядок, его части двинулись в сторону немецких позиций. К 16:00 танкистам удалось обогнать свою пехоту на рубеже Воскресенск и совхоз Ржавец, поведя наступление в трех направлениях, но массированного танкового удара уже не получилось. Только одна из танковых колонн смогла захватить опорный пункт в деревне Образцово. Две другие успеха не добились и к вечеру отошли за свою пехоту.
К сожалению, несмотря на значительный боевой опыт летного состава, пилотам 3-й гв. иад не удалось надежно прикрыть боевые порядки танкистов. Уроки предыдущего дня боев остались неучтенными — в воздухе снова можно было наблюдать относительно небольшие патрули советских истребителей, которые были не в состоянии сорвать массированные налеты немецкой бомбардировочной авиации. Даже испытанные асы допускали ошибки, позволяя связывать себя боем истребителям, а также часто атакуя второстепенные цели. Кроме того, на содержании воздушных боев сказалось и эффективное наращивание сил немецкими истребителями, что зачастую помогало блокировке района действия своих бомбардировщиков. Так, только в ходе трех воздушных схваток в районе Евтехов, по советским данным, противник сумел добиться в одном случае трехкратного, а в двух других двукратного превосходства.
Наиболее характерным стал воздушный бой над боевыми порядками 1-го гвардейского танкового корпуса 8 Ла-5 32-го гв. иап под командованием Героя Советского Союза капитана В. И. Гаранина с группой из 36 Ju-87 и Ju-88, действовавших под прикрытием 20 FW-190. Придя в район патрулирования двумя четверками, пилоты «лавочкиных» сначала безрезультатно атаковали пару Ju-88, которые поспешили скрыться на своей территории. В это время летчики четверки старшего лейтенанта Н. Ф. Горшкова, имевшей превышение, обнаружили три группы немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием «фокке-вульфов». Истребители Н. Ф. Горшкова атаковали соединение Ju-87, в то время как наводимая с земли группа В. И. Гаранина занялась двухмоторными Ju-88. В первой же атаке старшим лейтенантом Н. Ф. Горшковым был сбит Ju-87, а у одного из «восемьдесят восьмых», атакованных лейтенантом И. Д. Корчаченко, задымил левый мотор. Пара капитана В. И. Гаранина, также атаковавшая немецкие бомбардировщики, внезапно обнаружила идущую в их кильватере «раму». Как ни странно, но именно корректировщик, вероятно выполнявший роль своеобразного авианаводчика, стал объектом яростной атаки двух Ла-5. В. И. Гаранин и его ведомый В. Е. Тукин зажали «раму» в клещи, одновременно ведя огонь по ненавистному немецкому самолету. Вскоре «фокке-вульф» задымил и пошел вниз. Добивать «раму» советским летчикам все-таки не пришлось, так как в хвосте у них к этому времени повисли другие, куда более опасные «фокке-вульфы» — FW-190. Атаковать бомбардировщики было уже некогда. Пользуясь этим, часть «юнкерсов» все же сбросила бомбы на многострадальный 1-й гвардейский танковый корпус. Бой между истребителями носил упорный характер. В результате советские пилоты заявили об уничтожении пяти немецких истребителей. На свой аэродром не вернулся лейтенант И. Д. Корчаченко, уничтоживший один Ju-88.
Результаты боя, несмотря на отвагу и мастерство летчиков, удачными назвать никак нельзя. Сил восьмерки Ла-5 было явно недостаточно для предотвращения массированного удара 36 бомбардировщиков, что, собственно говоря, и подтверждают результаты воздушного боя. Командованием корпуса не было принято попыток наращивания сил истребителей. Обращает на себя внимание также и тот факт, что даже опытные пилоты предпочли атаковать в общем-то бесполезную «раму», оставив без внимания бомбардировщики противника. Результат такого подхода был плачевен. Документы соединений свидетельствуют, что 13.7.43 в период с 17:30 по 19:10 до 36 Ю-87, Ю-88 с 1500–2500 м бомбили районы сосредоточения 1-го гвардейского танкового корпуса в районе Грачевка, уничтожив и повредив 23 танка и 45 автомашин. Согласно сводкам 6-го воздушного флота, 13 июля экипажами ударной авиации 1-й авиадивизии было уничтожено 32 и повреждено 25 танков противника, значительная часть которых, несомненно, принадлежала соединению генерала М. Ф. Панова.
Характеризуя неудачные действия истребителей 1-го гв. иак по прикрытию боевых порядков наземных войск, документы 15-й воздушной армии прямо отмечают, что «задача завоевания господства в воздухе на поле боя полностью достигнута не была»[191]. Уже после окончания боев в районе Орла командование 1-го гв. иак, проанализировав действия экипажей соединения, пришло к неутешительным выводам. Командир корпуса генерал-лейтенант Е. М. Белецкий писал: «В первые два дня нашего наступления в борьбе за завоевание господства в воздухе были допущены недочеты. Вместо того чтобы в течение дня периодическими выходами в районы действия крупными группами истребителей, которые, имея численное превосходство, наносить более мощные удары воздушному противнику, непрерывно действовали патрулированием в течение всего светлого времени группами 8–16, а иногда 30 самолетов, что вело к распылению истребителей по времени в течение всего дня. Получить при таком положении двойное и тройное превосходство в силах над полем боя не смогли»[192].
Не остались в стороне от недостатков в боевой работе и политработники. Уже 14 июля в 1-м гв. иак был проведен партийный актив, основной темой которого являлось искоренение недостатков в прикрытии танковых частей[193].
Было бы неверным утверждать, что командование 15-й воздушной армии и 1-го гв. иак не искало путей к исправлению создавшегося нетерпимого положения. Уже вечером 13 июля в районы патрулирования стали высылаться более крупные группы истребителей. Кроме того, несколько улучшилось наведение в воздухе, что сразу сказалось на содержании воздушных боев. Около 16:30 в районе Евтехов 17 Як-7б 4-й гв. иад разогнали две группы Bf-110 и Ju-88, не позволив им бомбить свои войска.
Опыт явно удался. В 19:00 в том же районе снова патрулировала группа из 18 Як-7б 4-й гв. иад. В воздушном бою с 25 Ju-88 и около 30 FW-190, по докладам пилотов, удалось ценой потери одного «яка» уничтожить несколько «фокке-вульфов» и три «юнкерса». После этого немецкие самолеты стали действовать пассивно и даже, как отмечалось в оперсводке, трусливо, поспешно выходя из боя. Вероятно, пилотами 4-й гв. иад были сбиты один или два Ju-88 из состава II/KG51 и III/KG1. В то же время отметим, что все «сто десятые» из состава I/ZG1, согласно немецким источникам, были потеряны в полосе действий 1-й воздушной армии.
Как и накануне, победы советским пилотам доставались дорогой ценой. Потери 1-го гв. иак 13 июля составили 10 летчиков и 18 самолетов, а всего за два дня боев соединение лишилось 29 летчиков и 45 самолетов[194]. В воздушных боях снова гибли не только новички, но и опытные пилоты. Среди погибших был командир 2-й эскадрильи 32-го гв. иап Герой Советского Союза капитан А. Ф. Мошин. Это был закаленный воздушный боец, получивший звание Героя еще в период боев на реке Халхин-Гол. В дальнейшем А. Ф. Мошин участвовал в советско-финляндской войне, а также работал в НИИ ВВС летчиком-испытателем. Участвуя с первых дней Великой Отечественной войны в боях, пилот совершил свыше 300 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника. Однако воздушный бой 13 июля стал для аса, имевшего на счету около 11 побед, последним. Очередь одного из FW-190 пришлась точно по кабине Ла-5. В воздушном бою в этот же день был подбит и совершил вынужденную посадку и другой ас 1-го гв. иак П. И. Муравьев.
Как бы ни тяжелы были потери истребительной авиации 15-й воздушной армии, наибольший урон 13 июля понесли тем не менее соединения штурмовиков и бомбардировщиков. Только 3-й шак и 225-я шад недосчитались за день 19 и 30 Ил-2! Даже на фоне жестоких потерь, понесенных в начале июля штурмовыми дивизиями 9-го сак 17-й воздушной армии, потери 225-й шад выглядят шокирующими. К сожалению, архивные документы не указывают количества самолетов, совершивших вынужденные посадки и получивших повреждения.
Львиная доля потерь 225-й шад пришлась на 825-й и 783-й шап, которые недосчитались соответственно 16 и 9 Ил-2. Потери 825-го шап были поистине опустошительными, все 16 самолетов были потеряны в ходе всего двух вылетов! Причина этого, как и в большинстве подобных случаев, крылась в недостаточной подготовке летного состава и отсутствии сколоченности частей и подразделений. Еще накануне операции подготовка в полку была признана командованием 15-й воздушной армии особенно низкой — летный состав не успел закончить программу обучения по 2 и 3 разделам КБП ША-43. Тем не менее полк в полном составе был брошен в бой, что в итоге привело к тяжелейшим потерям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.