» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Львиная доля потерь 225-й шад пришлась на 825-й и 783-й шап, которые недосчитались соответственно 16 и 9 Ил-2. Потери 825-го шап были поистине опустошительными, все 16 самолетов были потеряны в ходе всего двух вылетов! Причина этого, как и в большинстве подобных случаев, крылась в недостаточной подготовке летного состава и отсутствии сколоченности частей и подразделений. Еще накануне операции подготовка в полку была признана командованием 15-й воздушной армии особенно низкой — летный состав не успел закончить программу обучения по 2 и 3 разделам КБП ША-43. Тем не менее полк в полном составе был брошен в бой, что в итоге привело к тяжелейшим потерям.

Несколько иная ситуация сложилась в 783-м шап, который, по замыслам командования, должен был использоваться в роли полка «охотников». В июне летчики части проходили специальную подготовку, которую тем не менее к началу наступления закончить не успели. Как и в большинстве штурмовых полков, костяк части составляли необстрелянные младшие лейтенанты — вчерашние выпускники летных школ. В результате вылетов пар «илов» в ближний тыл противника на свои аэродромы не вернулось 9 Ил-2, т. е. почти ровно половина от вылетавших на боевые задания машин.

Не с лучшей стороны проявили себя и истребители сопровождения из состава 1-го гв. иак и 315-й иад. Было отмечено несколько случаев, когда истребители теряли своих подопечных, ввязывались в бой с «фокке-вульфами», оставляя «илы» без прикрытия. Политдонесения 225-й шад свидетельствуют, что командир 624-го шап майор Вялов, возглавлявший группу из 42 Ил-2, имел в прикрытии всего три истребителя сопровождения! В результате боя с немецкими истребителями штурмовикам были нанесены чувствительные потери, а сам майор Вялов был сбит и погиб.

Донесение штаба 225-й шад о причинах тяжелых потерь дивизии во многом проясняет ту обстановку, в которой пришлось действовать необстрелянным экипажам штурмовиков, разительно напоминая строки доклада о расследовании потерь 9-го сак 17-й воздушной армии, приведенного нами в предыдущей главе. Документы соединения свидетельствуют: «Массированные удары на узком участке фронта небольших по своему составу групп приводили к тому, что в районе цели группа в составе 6 самолетов не могла замкнуть круг, ходила в растянутом строю. Группы между собой перепутывались, ведомые теряли ведущих, пристраивались к другим группам. Истребители теряли прикрываемых штурмовиков. Затруднялось отыскивание цели каждым в отдельности экипажем. Кроме того, группы, действуя от различных соединений и частей на небольшом участке фронта, не имели общего круга над целью, ходили встречными курсами на одной высоте. Отдельные экипажи, боясь столкновения в воздухе, беспорядочно шарахались в стороны, чем создавалась исключительно напряженная обстановка над целью и снижалась эффективность штурмовых ударов. Ведущие групп порой ничего не могли сделать, чтобы собрать группу после окончания работы в районе цели. Отколовшиеся ведомые становились легкой добычей истребителей противника»[195].

Тяжелые потери от атак немецких истребителей понесли 13 июля не только штурмовики, но и бомбардировщики 113-й бад. Из 36 Ил-4, вылетавших на боевое задание, в воздушных боях было сбито 12 самолетов. В результате несогласованности действий группа 815-го бап врезалась в строй бомбардировщиков соседнего 6-го бап. Только энергичное маневрирование экипажей позволило избежать столкновения в воздухе. Однако строй обеих групп оказался полностью нарушен, чем не замедлили воспользоваться пилоты «фокке-вульфов» из 7./JG51, сбившие за короткое время 6 Ил-4. Экипажи уцелевших бомбардировщиков наблюдали в воздухе пять раскрывшихся парашютов своих боевых товарищей, но помочь им уже ничем не могли.

Несмотря на стойкость и мужество, проявленные в этом бою отдельными экипажами, моральный дух авиаторов 113-й бад оказался подорванным. В своем донесении в политотдел 15-й воздушной армии заместитель начальника политотдела дивизии подполковник Оксюзов докладывал: «В связи с большими потерями, которые летный состав связывает со слабым прикрытием истребителями, имеет место несколько упадочного настроения среди некоторой части личного состава полков. Многие выражают настроения, что самолеты Ил-4 днем действовать не могут, даже и при наличии прикрытия. Действия истребителей из 66 гв. иап, прикрывавших самолеты 6 и 815-го бап, по оценкам экипажей, были неудовлетворительны. Над целью, когда на группу 6 ап напало до 16 истребителей противника, истребители прикрытия находились в стороне и участия в отражении атак почти не принимали»[196].

Интересно отметить, что немецкие пилоты по итогам боя посчитали уничтоженными 11 бомбардировщиков ДБ-3. Только на боевой счет унтер-офицера Франца Майндла (Meindl Franz) было записано 4 из его 31 победы. Еще 3 Ил-4 числятся за кавалером Рыцарского креста с Дубовыми листьями и автором 136 побед Карлом-Хайнцем Вебером (Weber Karl-Heinz). Оба пилота не дожили до конца войны, погибнув на Западном фронте, воюя в составе эскадр JG11 и JG1.

Подведем итоги тяжелого дня 13 июля. Для 15-й воздушной армии они были поистине катастрофическими — в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии было потеряно 94 самолета, в том числе 11 Ил-4, 49 Ил-2, 34 истребителя. Как отмечалось в оперсводках объединения, часть самолетов предположительно находилась на местах вынужденных посадок. Отметим еще раз, что цифра в 94 потерянных самолета соответствует потерям 2-й, 16-й и 17-й воздушных армий (их потери 5.7.43 составили 98, 83 и 76 самолетов) в первый день Курской битвы, когда авиация с обеих сторон использовалась особенно интенсивно. Немецкие истребители практически вдвое завысили свою результативность, заявив о 183 одержанных победах. Еще на четыре сбитых самолета претендовала зенитная артиллерия. Среди истребительных частей 1-й авиадивизии особенно отличились группы I/JG54, II/JG54 (действовала в составе 5-го и 6-го отрядов), I/JG51 и IV/JG51, одержавшие чуть более 30 побед каждая.

Среди успехов немецких пилотов особо отметим кавалера Рыцарского креста Гюнтера Шелла (Schell Günther) из 2./JG54, претендовавшего на 6 побед. По 5 побед были отнесены на счета Гюнтера Йостена (Josten Günther, итог 178 побед, Дубовые листья) из 1./JG51, Вильгельма Вебера (Weber Wilhelm) из 10./JG51 и Вильгельма Моритца (Moritz Wilhelm, итог 44 победы, Рыцарский крест) из 12./JG51. 4 победы одержали командир I/JG51 майор Эрих Ляйе (Leie Erich, итог 121 победа, Рыцарский крест), а также лейтенант Хорст Адемайт (Ademeit Horst, итог 166 побед, Дубовые листья) и обер-фельдфебель Отто Киттель (Kittel Otto, итог 267 побед, Мечи к Рыцарскому кресту) из отрядов 2. и 6./JG54.

Впрочем, советские пилоты также не поскупились на победные реляции — на счета истребителей 15-й воздушной армии было записано 128 побед, одержанных ими в ходе 70 воздушных боев. Это число немногим в 5 раз превосходит потери 6-го воздушного флота, которые составили 25 самолетов (13 FW-190, 7 Ju-88, 3 Ju-87 и 2 He-111). Справедливости ради укажем, что предварительные данные штаба армии были ближе к реальности, составляя 53 уничтоженных немецких самолета[197]. Кроме того, в своем докладе в Ставку о прорыве немецкой обороны командующий Брянским фронтом отчитался о приблизительно таком же количестве — 59 сбитых самолетах противника и еще 7 уничтоженных на аэродроме в районе Домнино[198]. Нельзя не отметить, что картина, когда цифры побед в результате последующих «уточнений» возрастали более чем в два раза, повторялась на разных фронтах и в разных воздушных армиях неоднократно.

Показатели активности советской и немецкой авиации на второй день сражения остались практически на том же уровне, что и 12 июля. На 1113 самолето-вылетов немецких пилотов летчики 15-й воздушной армии ответили вдвое меньшим количеством, выполнив всего 564 дневных самолето-вылетов (по другим данным, 558, общее количество вылетов с учетом ночной бомбардировочной авиации составило 946 самолето-вылетов). Уточним, что для авиации 6-го воздушного флота дана цифра, включающая вылеты как в полосе Брянского, так и Западного фронтов.

Как бы тяжело ни складывалась ситуация на земле и в воздухе, командующий фронтом генерал М. М. Попов вечером 13 июля доложил в Ставку о завершении прорыва обороны противника. Строки его доклада содержали лишь скупые упоминания о действиях 1-го гвардейского танкового корпуса и прикрывавших его истребителей. В них отмечалось, что «в течение дня корпус подвергался неоднократной бомбардировке авиацией противника», а наземные войска продвигались вперед, преодолевая «упорное огневое сопротивление и на отдельных участках контратаки противника силою до батальона-полка с танками под непрерывным воздействием авиации»[199].

Оборона 2-й танковой армии оказалась прорвана, но это был не тот успех, на который рассчитывали в Ставке. Окружить немецкую группировку восточнее Орла не удалось — под давлением войск Брянского фронта, часто переходя в контратаки, части 35-го армейского корпуса стали отходить к укрепленному рубежу, проходящему по берегу реки Олешня. Согласно показаниям пленных, оказавшиеся на острие советского наступления 56-я и 262-я пехотные дивизии имели приказ любой ценой не допустить продвижения русских частей к Орлу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.