» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Немалую роль в этом сыграли войска ПВО, защищавшие тыловые объекты в составе Воронежско-Борисоглебского, Ряжско-Тамбовского и Харьковского корпусных районов. Прикрытие с воздуха лежало на плечах экипажей 36-й, 101-й, 310-й иад. Противовоздушная оборона тыловых районов Курской дуги постоянно усиливалась. По мере прибытия новых частей уже 5 июня Воронежско-Борисоглебский дивизионный район был развернут в Воронежский корпусной, тогда как 101-я иад — в 9-й иак ПВО. Кроме того, для прикрытия тыловой зоны Центрального и Воронежского фронтов было сосредоточено 9 зенитных полков, 14 отдельных зенитных дивизионов, 5 полков зенитных пулеметов, 14 отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, 5 полков зенитных пулеметов, 4 прожекторных батальона, 1 полк и 7 батальонов ВНОС, 31 отдельный бронепоезд, другие части и подразделения противовоздушной обороны. Здесь действовали 12 авиационных полков ПВО, в которых насчитывалось 280 истребителей и один разведчик.

Не меньше внимания было уделено противовоздушной обороне группировок наземных войск. Так, если для прикрытия полосы Центрального фронта (участка протяженностью 306 км) имелось 986 различных зенитных орудий, то оборонявшуюся на 32-километровом фронте 13-ю армию прикрывали 32 орудия среднего калибра, 110 малокалиберных пушек и 128 зенитных пулеметов. Эти силы были сведены в две зенитно-артиллерийские дивизии (1-ю и 25-ю) и один отдельный полк, что обеспечило исключительно высокую плотность зенитного огня на малых и средних высотах. 12-я зенитно-артиллерийская дивизия прикрывала боевые порядки 70-й армии. На южном фасе Курской дуги три зенитные дивизии (9-я, 26-я и 5-я) усилили боевой состав 40-й, 6-й и 7-й гвардейских армий. Для прикрытия тылов Центрального и Воронежского фронтов, включая танковые соединения, были выделены 10-я и 8-я зенитные дивизии.

Одной из важнейших задач авиации в период, предшествовавший началу Курской битвы, являлась разведка. Совершая периодические облеты ближних и дальних тылов, экипажи разведывательных самолетов доставляли командованию ценную информацию о сосредоточении и переброске резервов, ходе строительства оборонительных рубежей, составе и местах базирования авиации противника. Подчас именно данные, доставленные воздушными «следопытами», оказывались решающими при обсуждении важнейших стратегических вопросов. Так, например, усиленная разведка в районе Орла и Кромы, проводимая экипажами 4-го рап, позволила к исходу 14 мая установить здесь большое число танков и автомашин, что дало основание командующему ВВС маршалу А. А. Новикову в своем докладе Верховному Главнокомандующему сделать вывод о подготовке противником крупного наступления на Курск с севера. Отметим, что немецким командованием принимались все меры для скрытого перебазирования танковых частей в районы сосредоточения. Передвижения по дорогам разрешались только ночью, а танкисты вынуждены были даже сменить свою черную форму на обычную армейскую.

Высокую активность проявили в мае — июне и экипажи немецких самолетов-разведчиков. По воспоминаниям начальника штаба 48-го танкового корпуса генерала Меллентина: «Каждый квадратный метр Курского выступа был сфотографирован с воздуха. Но, хотя эти снимки и давали представление о расположении русских позиций, их длине по фронту и глубине, они не могли вскрыть систему обороны во всех деталях или дать указание на силу оборонявшихся войск, так как русские — большие мастера маскировки. Мы, безусловно, в значительной степени недооценивали их силы»[36].

Согласно показаниям членов экипажей дальнеразведывательных групп, попавших в плен, разведка осуществлялась ими до рубежа рек Оскол, Дон, Угра. Так, по сообщению штурмана экипажа 4(F)./121, его отряд совместно с 4(F)./11 действовал севернее широты Кирова, тогда как два других отряда 1(F)./100, 4(F)./14 — южнее. По словам авиатора, типичный вылет был направлен на просмотр советской аэродромной сети в полосе Сухиничи, Мичуринск; на шести-семи обнаруженных здесь аэродромах располагалось не менее 100 советских самолетов. По немецким оценкам, в тылу нашего Центрального фронта в середине мая находилось 400 машин.

Трудно сказать, насколько эти данные соответствовали действительности, так как для введения противника в заблуждение советской стороной в широких масштабах принимались меры по строительству ложных аэродромов. Так, только в полосе действия 2-й и 16-й воздушных армий при помощи местного населения было построено около 50 ложных аэродромов. Кроме того, южнее Курска силами 5-й инженерно-минной бригады Резерва Главного командования было создано 33 ложных аэродрома, на которых установили около 180 макетов самолетов. В итоге из 21 налета на наши аэродромы, зафиксированных в июне, только в трех случаях атакам подверглись действующие части. Создание ложных аэродромов, особенно в степных районах, было признано весьма эффективным средством, отвлекающим внимание противника и вводящим его в заблуждение.

Рассмотрим планы противоборствующих сторон по применению авиации в предстоящем сражении. Немецкое командование возлагало на свою авиационную группировку большие надежды, так как насыщенность сухопутных войск артиллерией, особенно в полосе армий «Центр» оставалась недостаточной. Экипажи соединений Дайхмана и Зайдемана, действуя перед боевыми порядками наступающих танковых корпусов, фактически должны были сами выполнять роль «летающей артиллерии», подавляя и уничтожая на переднем крае огневую систему противника. Бомбардировочная авиация, особенно в первые часы наступления, должна была действовать массированно, организуя непрерывное воздействие на оборону советских войск и оставляя в то же время без внимания удары в ближнем тылу. Лишь за сутки перед началом наступления предполагалось организовать налеты для прекращения движения между населенными пунктами Узловая, Елец, Касторная, Курск, а также нанести удар по Ливны, где предполагалось наличие крупной перевалочной базы. Отметим, что первоначально в немецких планах присутствовала возможность нанесения ударов по советским аэродромам в районе Курска. Однако реализацию этих планов командование обоих воздушных флотов посчитало излишне рискованным.

Советские планы боевого применения авиации были разработаны главным образом в мае в контексте общих планов оборонительных операций и оформлены в виде приказов командующих воздушными армиями. Каждый из штабов разработал по четыре варианта действий в зависимости от предполагаемых направлений главного удара противника. Одной из важнейших задач на начальных этапах сражения считалось завоевание полного господства в воздухе, которое должны были обеспечить непрерывно патрулировавшие группы истребителей, численностью от 20 до 30 машин. Характерной чертой планирования операций советской стороной стала разработка весьма подробных графиков боевой работы как истребителей, так и ударных самолетов. Как мы увидим в последующем, такой подход оправдывал себя лишь на ранней стадии завязки сражения, тогда как уже в ходе его развития нередко становился тормозом, не позволяя оперативно реагировать на изменения наземной обстановки.

Планом оборонительной операции на Центральном и Воронежском фронтах предусматривались также и удары по аэродромам. Однако если в 16-й воздушной армии для этой цели должны были быть задействованы относительно небольшие группы 2-й гв. шад и 6-го сак, то в полосе Воронежского фронта привлекались весьма значительные силы 2-й и 17-й воздушных армий. Отметим, что на протяжении всей операции предусматривалось достаточно тесное взаимодействие объединений генералов С. А. Красовского и В. А. Судца. В зависимости от обстановки предполагалась не только возможность выполнения аэродромного маневра, но и усиление одного из объединений силами 180 самолетов из состава соседнего. Координация действий 2-й и 17-й воздушных армий осуществлялась первым заместителем командующего ВВС Красной Армии генерал-полковником Г. А. Ворожейкиным.

После получения 2 июля очередного предупреждения Ставки ожидание, державшее в напряжении советские войска уже более двух месяцев, достигло своего апогея. Внимание командования Центрального и Воронежского фронтов было приковано к поступавшим данным разведки, в том числе и авиационной, отслеживавшей интенсивную переброску вражеских войск к линии фронта. Так, 16-й одрап 16-й воздушной армии вел поиск скоплений войск и техники противника в районах Орел — Глазуновка и Орел — Брянск.

В полосе 2-й воздушной армии разведывательные задания выполнялись 454-м бап. Этот полк, несмотря на свое название, выполнял роль штатного разведывательного полка объединения. В 17-й воздушной армии задачи воздушной разведки были возложены на экипажи 244-й бад, на вооружении которой имелись достаточно скоростные и неплохо вооруженные американские бомбардировщики «Бостон».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.