» » » » Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов


Авторские права

Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Здесь можно купить и скачать "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Описание и краткое содержание "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать бесплатно онлайн.








Впервые в Москве исчезла всякая законная власть. Угроза развала государства заставила бояр и в Москве, и в лагере самозванца искать выход.

В феврале 1610 г. служившие самозванцу бояре и дворяне (М.Г. Салтыков, кн. В.М. Масальский, кн. Ф.П. Засекин, Т.В. Грязной, Ф.Ф. Мещерский, М.А. Молчанов) призвали на русский престол сы­на Сигизмунда III, королевича Владислава. Теперь предстояло решать Москве. Выбор был невелик: с запада надвигался польский гетман Станислав Жолкевский; с юга — Лжедмитрий II, чьи отряды уже при­нялись жечь московские слободы. Принять самозванца с его казацкой вольницей москвичи категорически не желали: «Лучши убо государичю служити, нежели от холопей своих побитым быти и в вечной рабо­те у них мучитися». Цвет московской знати — бояре кн. Ф.И. Мсти­славский, кн. В.В. Голицын, Ф.И. Шереметев, окольничие, думные дворяне, виднейшие дьяки отправились к гетману и через несколько дней труднейших переговоров 18 августа 1610 г. подписали договор. Россия и Речь Посполитая заключали «вечный мир и союз». На мос­ковский престол приглашался королевич Владислав, отныне «госу­дарь царь и великий князь Владислав Жигимонтович».

Утверждение новой династии и союз с Польшей сопровождался рядом принципиальных условий. Король Сигизмунд, осаждавший в это же время главную русскую крепость на западной границе — Смо­ленск, должен был прекратить военные действия и «городы, к Мос­ковскому государству належачие... со всем, как были до нынешние смуты, к Московскому государству очистить». Новый царь обязывал­ся блюсти православие как единственное допустимое вероисповеда­ние: «Всем православным християном быти в православной християнской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костелов и всяких иных вер молебных храмов в Москов­ском государстве и по городом и по селом нигде не ставити».

Послы отстаивали сохранение прежней социальной структуры и национальной независимости: «Польским и литовским людем на Москве ни у каких земских росправных дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти... и всех чинов служилых и жилецких лю­дей Российского государства имети государю королевичу всех по до­стоинству в чести и в жалованье и в милости, как было при прежних великих государех царех московских; и прежних обычаев и чинов, которые были в Московском государстве не переменяти».

Но главное — определялся круг вопросов, которые отныне госу­дарь должен был решать «с приговору и с совету» представителей рус­ского общества:

«На Москве и по городом суду быти и свершатись по прежне­му обычаю и по судебники Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов, и государю на то поволити з думою бояр и всей земли. ..А не сыскав ви­ны и не осудивши судом всеми бояры, никово не казнити и че­сти ни у ново не отымати и в заточенье не засылати, поместей и вотчин и дворов не отымати. И о всем том делати государю с приговору и с совету бояр и всех думных людей, а без думы и приговору таких дел не совершати» (Сборник Русского исторического общества. Т. 142. С. 101-109).

Таким образом, за годы Смуты в сознании «верхов» московского общества уже появилось представление, что государь должен был за­нять трон с согласия «всей земли» как верховного сословного органа. «И что нам от земли повелят, то мы и учиним», — говорили послы польским дипломатам.

Августовский договор был не тайным сговором нескольких бояр, а выражал волю находившихся в Москве «чинов» русского общества — более 500 человек «стольников и дворян». На следующий день жите­ли Москвы принесли присягу в Успенском соборе, а затем из столицы стали рассылать грамоты в другие города с предписанием привести их население к присяге. Нового царя признали Новгород, Владимир, Ко­строма, Ярославль, Ростов, Вологда, Углич, Белоозеро, Коломна; еще раньше, на основании февральского соглашения, королевичу присяг­нули служилые и посадские Зубцова, Ржевы-Володимировой, Дорогобужа, Вязьмы, Можайска, Старицы, Брянска и Серпейска. Чтобы не допустить в Москву самозванца, бояре в сентябре 1610г. впусти­ли в столицу польский гарнизон.

Некоторые историки полагают, что эти договоры, как и «крестоцеловальная запись» Шуйского, могли стать началом выхода из Сму­ты и являлись шагом от самодержавия к правовому государству. При­глашение иностранного, но «законного» и «природного» принца на престол, как и ограничение его прав при избрании, скорее всего, бы­ло возможно. Несомненным было и стремление правящей элиты га­рантировать себя от повторения опричных казней. Можно полагать, что были бы обеспечены свободные контакты между государствами и подданными, что сделало бы русское общество доступным для поль­ско-литовского культурного влияния. Военный союз позволил бы бо­лее успешно бороться с татарскими набегами. Купцам обоих госу­дарств позволялось свободно торговать всякими товарами на их тер­ритории. Наметилось бы некоторое сближение политического строя Речи Посполитой и России, при том, что последняя сохранила бы свое социально-политическое устройство и «прежние обычаи».

Но договор сразу же оказался под угрозой. Во время переговоров выявились «недоговоренные статьи»: остался открытым вопрос о пе­реходе Владислава в православие и его браке — москвичи настаивали, что их государь должен взять себе жену «в Московском государстве православную». Для решения спорных вопросов к королю отправи­лось многолюдное посольство из представителей от уездных дворянских корпораций-«городов», стрельцов, подьячих и нескольких «тор­говых людей», во главе с митрополитом Филаретом и боярином кня­зем Василием Голицыным. Резонно полагая, что овладеть русским троном можно только при поддержке русского общества, московские политики считали, что для достижения этой цели король должен не­медленно прекратить войну и отправить сына в Москву, Послы про­сили, чтобы «государь наш королевич пожаловал, крестился в нашу православную хрестьянскую веру греческого закона», настаивали на недопустимости пропаганды католицизма и сохранении территори­альной целостности своего государства.

Однако высшие чины московского двора, в руках которых нахо­дилось ведение переговоров, не очень-то стремились расширять пра­ва «земли». Не случайно договор зафиксировал широкую компетен­цию боярской думы, а «вся земля» получила право лишь участвовать в пополнении Судебника новыми статьями. Трудно сказать и насколь­ко перечисленные в договоре принципы соответствовали представле­ниям массы мелких служилых и «тяглых» людей о справедливом об­щественном устройстве. Казаку нужны были «воля» (личная свобода вне государственных рамок) и лихие военные экспедиции «за зипуна­ми»; крестьянин хотел мирной жизни, по возможности — без податей и без помещика, а дворянин — поместий и «людишек» за верную службу. А всем вместе нужен был стоящий над всеми «чинами» госу­дарь как источник милостей и гарант от произвола «сильных людей». В народном сознании уже сложился идеальный образ праведного и благочестивого «великого государя царя» — защитника веры, «благо­лепного» в общественной и личной жизни, обязанного заботиться о подвластных. Не случайно в народных песнях и преданиях об Иване Грозном (даже в новгородских землях, где особенно свирепствовали опричники) современные ученые находят «оправдательные тенден­ции»: вот был настоящий царь — умел казнить, но умел и миловать...

Офицер московского гарнизона шляхтич Самуил Маскевич пере­сказал разговоры, которые он и его товарищи вели с русскими дворя­нами: «...Наши хвалили им вольности, чтобы, с нами соединившись, ее добыли». Собеседники отвечали ему: «Ваша вольность для вас хоро­ша, а наша неволя для нас... У вас более могущественный угнетает бо­лее худого; вольно ему взять у более худого имение и его самого убить». Москвичи неплохо представляли себе польские порядки, где равенство «панов-братьев» на деле приводило к всевластию магнатов, занимавших высшие государственные должности. Владения таких магнатов, как литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел, были сравнимы по размерам с современными европейскими госу­дарствами вроде Бельгии. Их владельцы содержали собственные ар­мии, которые по численности и оснащению превосходили коронные войска. На другом полюсе находилась масса бедной шляхты, гордой своим происхождением и правами: «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли) равен воеводе!» На деле такие малоземельные или без­земельные «паны» были бессильны противостоять воле сильного сосе­да и часто из милости служили при магнатских дворах, хотя и требо­вали, чтобы хозяин порол их только на персидском ковре... А в Моск­ве государь мог возвысить бедного сына боярского, а любого знатного и богатого боярина отправить в ссылку.

Возможно, со временем отношение русского дворянства к шля­хетским «вольностям» могло измениться — если бы сама шляхта и ее вожди проводили более гибкую политику. Однако Сигизмунд III дого­вор выполнять не собирался и известил Жолкевского, что некоторые условия он принять не может: порядок в России будет обеспечен, только если польские войска будут находиться в пограничных крепос­тях и в Москве. Король справедливо полагал, что его 15-летний сын не имел опыта управления; но еще меньше он доверял его новым под­данным. «Это такой народ, — писал он Жолкевскому, — которому уже из-за его религии опасно доверять, грубых обычаев и твердого сердца, у которого жестокость заменяет право, а несвобода стала его приро­дой». Если гетман стремился с помощью уступок утвердить Владисла­ва на русском троне и вовлечь Россию в орбиту польского политичес­кого и культурного влияния, то король и его советники не стремились к сохранению Российского государства и планировали включить его в состав Речи Посполитой. Сейму король объявил главной целью своего похода возвращение Смоленщины и Северской земли, утраченных Великим княжеством Литовским в конце XV — начале XVI вв., в то время как согласно августовскому договору Российское государство сохраняло свои существовавшие до Смуты границы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Книги похожие на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Карацуба

Ирина Карацуба - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Отзывы читателей о книге "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.