» » » » Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов


Авторские права

Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Здесь можно купить и скачать "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Описание и краткое содержание "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать бесплатно онлайн.








Реально выбор стоял, конечно, между старым и «новым» Римом (Константинополем). В одной из немецких хроник зафиксировано, что княгиня Ольга, крестившаяся в Византии, отправляла в 959 г. послов к германскому королю и императору Священной Римской империи Оттону I, «прося, чтобы их народу были поставлены епископ и священни­ки». Известны и некие германские планы убитого Владимиром сводно­го брата Ярополка (скорее всего, одновременно брачные и конфессио­нальные). Однако в итоге именно большая степень интенсивности русско-византийских связей продиктовала выбор Владимира, пород­нившегося после крещения с сестрой византийского императора Анной (в подобной высокой чести за несколько лет до этого было отказано Оттону II, сватавшемуся к одной из византийских принцесс). Правосла­вие стало государственной религией и оставалось ею вплоть до 1917г.

Первый киевский митрополит из русских Иларион (1051—1054) так описывал последствия крещения: «.. .Начал мрак идольский от нас отходить и зори благоверия явились, тогда тьма бесослужения рассе­ялась и слово евангельское землю нашу озарило; жертвенники были разрушены, а церкви поставлены; идолы сокрушены, а иконы святых предстали... фимиам, Богу воскуряемый, воздух освятил; монастыри на горах поднялись, монахи появились, мужчины и женщины, знат­ные и незнатные, — все люди заполнили святые церкви.. .» Это, несом­ненно, сильно идеализированная картина. Насаждение новой веры шло, естественно, сверху вниз — вначале были крещены горожане, причем зачастую принудительно (в Киеве все, кто не явится на реку креститься, были объявлены врагами великого князя, а в Новгороде жители Софийской стороны и вообще восстали с оружием в руках), затем настала очередь большинства, т. е. сельского населения. Хрис­тианизация растянулась до XIV—XV вв., когда православная вера действительно становится основой духовной жизни народа.

Правда, религиозное сознание Древней Руси не было ни единым, ни цельным. Современные исследователи выделяют в нем три пласта. Первый связан с развитием собственно христианского, византийско­го наследия, второй — с причудливым взаимодействием христианской и восточнославянской языческой традиции, и, наконец, третий — с судьбами «третьей культуры» — не христианской и не языческой, но, скорее, ахристианской, основанной на сложном синтезе позднеантичных, ближневосточных и западноевропейских элементов. «Третья культура», народная и городская по своему происхождению, была представлена переводами греческих и иудейских апокрифов, светски­ми повестями и хрониками, естественно-научными трактатами.

Иногда своеобразный сплав христианских и языческих представ­лений называют «двоеверием». Наиболее точное описание этого явле­ния дал богослов и историк церкви Г.В. Флоровский: «Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... слагались две культуры: дневная и ночная. Носителей "дневной" культуры было, конечно, меньшинство... Заимствованная византийско-христианская культура не стала "общенародной" сразу, а долгое время была достоянием... культурного меньшинства... Исто­рия этой культуры не исчерпывает всей полноты русской духовной судьбы... В подпочвенных слоях развивается "вторая культура", сла­гается новый и своеобразный синкретизм, в котором местные язычес­кие переживания сплавляются с бродячими мотивами древней мифо­логии и христианского воображения. Эта вторая жизнь протекает под спудом и не часто прорывается на историческую поверхность. Но всегда чувствуется под нею, как кипящая и бурная лава...» Главным различием между этими двумя культурами Флоровский считает раз­личие «духовных и душевных установок». «"Дневная" культура была культурой духа и ума, это была "умная" культура: "ночная" культура есть область мечтания и воображения...».

Действительно, христиан­ство на Руси было воспринято скорее эстетически (через красоту бо­гослужения и церковного искусства) и морально-этически (как систе­ма норм и запретов), но не было воспринято как религия Логоса (Бо­га как всеобъемлющего смысла). Более того, постепенно укреплялась традиция противопоставления сердца и чувства — разуму, веры — ра­циональному знанию. Отсюда вытекали многие печальные послед­ствия, в том числе поверхностное знание Библии, магизм и ритуализм, когда вторичные, материальные, святыни (иконы, мощи, освя­щенная вода) заслоняли собой первичные (евхаристию и Священное Писание).

Одновременно с христианизацией язычества идет «объязычивание» христианства. Православная церковь включает языческие праздники в свой календарь или ставит новые на место старых (как в случае с масленицей, ставшей неделей сыропустной перед Великим постом). Возникает православный культ «явленных» икон (обретен­ных на деревьях, воде или камнях) — явный отголосок языческого поклонения деревьям, источникам вод и камням. К сожалению, рука об руку с достижениями — распространением грамотности, книжнос­ти, искусств — начинают накапливаться и проблемы, отчасти бросающиеся в глаза и даже считающиеся особенностями русской религиоз­ной жизни и сознания, а отчасти пребывающие под спудом, в глуби­нах народного сознания, вырывающиеся наружу во время кризисов и нестроений (ереси XIV—XV вв., «капитоновщина» или раскол). «На­родное христианство», например, плохо отличает догмат от обряда, делает акцент на поклонении, а не понимании, враждебно относится к любым изменениям.

Византийская «симфония» в русском исполнении

Внешняя канва утверждения и развития православия, его основных институтов и культуры на Руси в допетровский период хорошо извест­на. Любой учебник рассказывает о митрополите, епископах и епархи­ях, игуменах и монастырях, священно- и церковнослужителях, кни­гах и обрядах, храмах и иконах и т. д. Но нередко в стороне остается вопрос о своеобразии русского православия, его взаимоотношений с государством и обществом. Между тем это своеобразие с самого нача­ла властно заявило о себе, определенным образом направив развитие церкви, страны, культуры и сузив круг альтернатив.

Русь получила от Византии вполне разработанное христианское вероучение и развитую христианскую культуру. Ко времени креще­ния славян эпоха доктринальных споров на вселенских соборах по­дошла к концу. Основные догматы, сформулированные в никео-цареградском Символе веры, были уже разработаны и переданы славя­нам в окончательном виде. Быть может, именно поэтому русская церковь дала мало оригинальных богословов, а периодически возни­кавшие религиозные споры редко носили догматический характер. Кажется, что все основные усилия поколений русских священников и богословов были направлены на овладение византийским наслед­ством, а не на его творческое развитие. Первые четыре-пять веков во­обще в основном стояла проблема переводов текста Библии и богослу­жебных, учительных и т. д. книг на церковнославянский язык. Как известно, проблема эта была решена довольно поздно — только к кон­цу XV в., когда под руководством архиепископа новгородского Генна­дия была составлена так называемая «Геннадиевская Библия» (пол­ный кодекс библейских книг). Напечатана полная славянская Библия была в 1580 г. в Остроге (Речь Посполитая), а в Москве по это­му изданию — только в 1663 г. Долгое время Священное Писание на Руси не столько читали, сколько слушали. Ветхий и Новый Завет (по­мимо Псалтири и Евангелий) были известны только в отрывках, чи­тавшихся за богослужением. Впрочем, распространение так называе­мых «толковых» списков библейских книг, где к тексту Писания при­соединены толкования, указывает на постоянно существовавший интерес к такому чтению среди грамотных людей. Для неграмотных основные положения веры разъяснялись в проповедях, иконах и фресках церквей.

Греки передавали свою веру и цивилизацию Руси не в греческом оригинале, а в славянском переводе Кирилла и Мефодия. Но это бла­го со временем обернулось отрывом от греко-римской традиции (в до­петровской Руси мало знали латынь и греческий), очень выборочным и приблизительным знакомством с античной и средневековой богос­ловской и философской мыслью. Раскол христианского мира и нарас­тавшее отчуждение его частей привело к тому, что Русь упустила опыт западноевропейской схоластики, опыт открытой богословской дис­куссии. Признаком подлинного благочестия на Руси стал считаться нерассуждающий разум («не должно смети иметь мнение, мнение — второе падение»; «не чти много книг, да не во ересь впадеши»).

Наконец, с крещения Руси начинается собственно история (а не предыстория) русской культуры. Христианизация и окультуривание идут вместе и «сверху». «Повесть временных лет» сообщает, что Влади­мир после крещения «посылал собирать у лучших людей детей и отда­вать их в обучение книжное... матери же детей этих плакали о них... как о мертвых». Так возникает тесная связь церкви и государства, ког­да церковь не только служит целям национальной, государственной политики, но и просто берет на себя выполнение некоторых государ­ственных функций. И не всегда это было столь плодотворным, как в случае с грамотностью и книжностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Книги похожие на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Карацуба

Ирина Карацуба - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Отзывы читателей о книге "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.