» » » » Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов


Авторские права

Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Здесь можно купить и скачать "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Описание и краткое содержание "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать бесплатно онлайн.








Подробнее на эту тему:

Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1998.

Кобрин В.Б. Смутное время — утраченные возможности // История Оте­чества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 — начала 10в. М., 1991. С. 163-185.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве 16-17вв. М., 1937.

Флоря Б.Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в 13-17 вв. М., 1978.


1666 — От «симфонии» к расколу

С ноября 1666 и до июля 1667 г. в Москве тянулся церковный «вели­кий собор» с участием вселенских патриархов, многочисленных гречес­ких епископов, русского духовенства, царя и Боярской думы. Созван он был для разрешения двух наболевших и буквально раздиравших рус­скую церковь конфликтов, тесно между собой связанных: один, разво­рачивавшийся между патриархом Никоном и царем Алексеем Михай­ловичем, подрывал основы взаимоотношений светской и церковной властей; другой — между сторонниками и противниками проведенных Никоном церковных реформ, привел к расколу русской церкви.

Как Никон, так и вожди раскола неоднократно вызывались высо­ким собранием для увещеваний и объяснений. И та, и другая стороны решительно отрицали свою вину и во всех «нестроениях» обвиняли царя и поддерживавших его греческих иерархов. Опальный патриарх честил греческих судей как «бродяг» и «султанских невольников», со­ветовал им вместо того, чтобы «ходить всюду за милостынею», поде­лить между собой золото и жемчуга с его патриаршей митры и панагии и заявил, что греческие канонические правила, которыми руковод­ствовались судьи, «не прямые, печатали их еретики». В ответ собор обвинил его в оскорблении восточных патриархов, лишил сана и отп­равил в северный Ферапонтов монастырь простым монахом.

Возглавлявший староверов протопоп Аввакум точно так же «пока­яния и повиновения не принес, а во всем упорствовал... освященный собор укорял и неправославным называл». Как потом вспоминал Ав­вакум, дело чуть не дошло до драки, и тогда «я отошел к дверям да на­бок повалился: "посидите вы, а я полежу", говорю им. Так оне сме­ются: "дурак-де протопоп! И патриархов не почитает!"». Юродствуя, Аввакум обличал и «Никона-волка», и «немощных» от «насилия турскаго» греков, и идущего у них на поводу царя, утверждал, что «до Ни­кона-отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна». В итоге собор отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов и книг, а вождей раскола отправил в ссылку. Следствием фанатической беско­мпромиссности Никона и Аввакума стала церковная катастрофа, о которой ярко свидетельствуют события 6 января 1681 г.

Во время крещенского обряда освящения вод, когда торжествен­ный крестный ход царя Федора Алексеевича вместе с патриархом, ду­ховенством, приказными и стрельцами спустился от Успенского собо­ра Московского кремля к Москве-реке, где была устроена иордань (крестообразная прорубь), московские староверы ворвались в опус­тевшие соборы. Они учинили там разгром, осквернили могилу покой­ного царя и разбрасывали (впервые в русской истории!) с колоколь­ни Ивана Великого листовки с карикатурами на власть и церковь, из­готовленные по «эскизам» тогда уже «тюремного сидельца» Аввакума.

«.. .Безстыдно и воровски метали свитки богохульные и царскому достоинству безчестные. Ив то же время, подоб­но ворам, тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церков­ный ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальныя свечи ставили, не отличаясь ничем от святокрадцев и цер­ковных татей. Сии все злодеяния были в Москве от расколь­ников наущением... вождя своего Аввакума. Он же сам, ока­янный изверх, в то же время... сидя в... земляной своей тюрьме, на берестяных своих хартиях рисовал царских пер­сон и высоких духовных лиц с хулъными подписаниями, и толкованиями, и блядословными укоризнами» (Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерус-ской литературы Института рус­ской литературы (Пушкинского Дома) АН. М.-Л., 1965. Т. 21).

Крещенская «замятия» 1681 г. показала всю остроту религиозно­го противостояния. Это хорошо видно по характеру средств, исполь­зованных староверами для осквернения святынь. В отличие от воско­вых, сальные свечи в церковном обиходе не использовались, их счи­тали нечистыми. Деготь — общеизвестный знак позора, им и в XX в. в деревнях мазали ворота девкам, которых считали «гулящими». Как писал один из лучших знатоков культуры XVII в. А.М. Панченко, «в глазах бунтарей официальная церковь утратила непорочность, уподо­билась блуднице и не могла претендовать на духовное руководство».

Как же русское православное царство «дошло до жизни такой»? Как вообще мог случиться и «получиться» раскол, когда две партии ис­тово веровавших и преданных церковному делу людей буквально «съ­ели» друг друга, ослабив церковь и создав предпосылки для ее полно­го подчинения государством (по выражению Ф.М. Достоевского, «па­ралича») в 18-19вв.? Каковы были взаимоотношения церкви и власти, церкви и общества, наконец, что из себя представляло рус­ское религиозное сознание?

Крещение Руси, его предпосылки и альтернативы

Как известно, Русь приняла крещение от Византии около 988 г. Вплоть до 1448 г. история Русской православной церкви — это история одной из митрополий константинопольского патриархата. Крещение было второй религиозной реформой киевского князя Владимира, предпри­нятой в значительной степени вследствие неудачи первой. В 980 г. Вла­димир предпринял попытку создания единого государственного пантео­на из племенных языческих божеств во главе с Перуном. Насаждение культа вдвойне чужого (киевского и княжеского) бога вызвало восста­ния в недавно покоренных землях и, вместо того чтобы укрепить власть Киева, наоборот, ее ослабило. Владимиру «с боярами и старцами градс­кими» пришлось искать другой способ духовного и идеологического скрепления разноплеменного населения подвластных ему земель. Ва­рианты могли быть — и были — разные, что отразилось в источниках.

Наш древнейший летописный свод под 986—987 гг. дает знамени­тый рассказ о выборе веры Владимиром. Согласно ему, к князю по­очередно приходили волжские булгары (принявшие ислам в 922 г.) с проповедью мусульманства, затем «немцы» от папы римского, хазарс­кие иудеи. «После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя». Владимир, особо впечатленный рассказом последних, по совету бояр и старцев отправил послов посмотреть, «кто как служит Богу». Побывав и у булгар, и у немцев, послы были потрясены визан­тийской церковной службой, «ибо нет на земле такого зрелища и кра­соты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Они сделали и практический вывод — «не можем уже более пребывать в язычестве», поддержанный боярами ссылкой на прецедент — «если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Это предание, сочиненное, скорее всего, задним числом, тем не менее вполне достоверно отражает конфессиональное окружение мо­лодого киевского государства. Русь действительно могла выбирать, и некоторые авторы даже рисуют захватывающую дух картину, к при­меру, потенциального исламского выбора Владимира и его послед­ствий для судеб Европы. Так, Д.В. Поспеловский полагает, что если бы Владимир принял ислам, то создалась бы реальная угроза европей­ской христианской цивилизации со стороны воинственных мусульман­ских народов (мавры на Пиренеях, турки-османы на Балканах и бул­гары с русскими в Восточной Европе). Именно эту угрозу, по его мне­нию, и сняло крещение Руси. Следуя такой логике, придется признать, что европейскую христианскую цивилизацию спасла лю­бовь Владимира к вину. Ведь именно запрет на него заставил князя отвергнуть ислам — с известной мотивировкой «Руси есть веселие пи­тие, не можем бес того быти».

Если говорить серьезно, то у иудаизма, как и у мусульманства, бы­ли очень небольшие шансы. Хазарский каганат был разгромлен отцом Владимира Святославом, опустошившим также и Волжскую Булгарию. Но главное, Русь предшествующими веками истории была гораз­до теснее связана многообразными политическими, экономическими и культурными связями с Европой, чем с южными или восточными сте­пями. Уже в конце IX — первой половине X в. она постепенно превра­щалась в пусть и отдаленную, но существенную часть «orbis christianus». Константинопольский патриарх Фотий Великий еще в 864 г. посылал епископа на Русь. И хотя эта первая христианская миссия была уничтожена Олегом после захвата Киева в 882 г., проникновение христианства на Русь из Византии, Болгарии и Скандинавии продол­жалось. Великое дело «первоучителей и просветителей словенских» Кирилла и Мефодия, погибшее в Моравии, продолжилось в Болгарии и оттуда было передано на Русь. Множество варягов-дружинников бы­ли христианами. К середине X в. в Киеве было уже два христианских храма и, соответственно, — две общины. В договоре киевского князя Игоря с Византией в 944 г. часть его дружинников клянется Перуном, а часть — церковью св. Ильи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Книги похожие на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Карацуба

Ирина Карацуба - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Отзывы читателей о книге "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.