» » » » Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов


Авторские права

Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Здесь можно купить и скачать "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Описание и краткое содержание "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать бесплатно онлайн.








«Третий Рим» не продолжает, а заменяет собой второй (Констан­тинополь) , возникает опасная подмена «вселенского церковного пре­дания местным и национальным», по словам Флоровского. Доктрина о Москве как о «третьем Риме» становится идеологическим базисом для образования деспотического московского царства. Оно оформля­ется под символом мессианской идеи, при фактической, как писал Н.А. Бердяев, национализации церкви — «религиозная идея царства вылилась в форму образования могущественного государства, в кото­ром церковь стала играть служебную роль». Церковь таким образом попадает в ловушку, освящая своим авторитетом практически любое деяние московских государей. Разумеется, были и исключения — мит­рополит Филипп мужественно обличал опричные порядки и принял за это мученическую кончину, были и другие примеры отстаивания правды перед лицом неправой власти. Но, например, утверждение крепостных порядков и несвободы общественной жизни прошло практически без реакции со стороны церкви. Увы, прав был строгий критик русской действительности Петр Чаадаев, писавший почти триста лет спустя: «Почему русский народ подвергся рабству лишь после того, как он стал христианским..? Пусть православная церковь объяснит это явление... пусть скажет, почему она не возвысила мате­ринского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой». Справедливости ради надо заметить, что отдельные голоса все-таки были — например, нестяжатели Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Последний, будучи учеником знаменитого от­шельника и мистика Нила Сорского, резко протестовал как против закабаления крестьян монастырями, так и против смертных казней еретиков. Но, опять же, это были исключения, и судьба их была пе­чальной. Новый виток драмы взаимоотношений власти светской и ду­ховной пришелся на XVII в.

Церковные реформы Никона и раскол

После Смуты Московское государство восстанавливалось сложно и с колоссальным напряжением всех сил. Слабость светской власти до­полнялась ослаблением авторитета духовной. Епископы признавали: «Многие священники мало умеют грамоте, и в церковь Божию мало ходят, и церковного правила не исполняют, и крестьян к церкви быть не по1гуждают». В исповедных вопросах к кающимся грешникам ду­ховного звания постоянно отмечаются такие провинности, как «обед­ню похмелен служил» или «упився, бесчинно валялся», участие в дра­ках и даже «разбоях».

Своеобразная «симфония» государства и церкви при отсутствии в стране влиятельного и образованного «третьего сословия», казалось бы, исключала появление широкого антицерковного движения, по­добного Реформации на Западе. Но в середине XVII в. реформы пат­риарха Никона вызвали неожиданный и тяжелый раскол среди пра­вославного духовенства и мирян. Созванные им церковные соборы 1654—1656 гг. постановили устранить различия в богослужебных книгах и обрядах между русской и константинопольской церквями. Наиболее заметными из изменений стали: новое написание имени Христа (Иисус вместо Исус); замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения; изменение отдельных слов Символа веры и многих молитв (не носившие догматического характера); за­мена «трисоставного» (восьмиконечного) креста на «двоечастный» (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца.

Проведение реформы было вызвано не только «нестроениями» в самой церкви, но и внешнеполитическими планами правительства. В это время решался вопрос о присоединении Украины, шли переговоры о том же с молдавским господарем, и надо было устранить религи­озно-обрядовые расхождения с православными церквями этих стран.

Никон ~ в миру Никита Минов (1605—1681), происходил из семьи мордовского крестьянина. Обучался грамоте и книж­ной премудрости в Макариево-Желтоводском монастыре. В 20лет он стал священником, в 30 постригся в монахи в от­личавшемся строгим уставом Анзерском скиту на Белом мо­ре. Через восемь лет стал игуменом, познакомился и произ­вел сильное впечатление на юного царя Алексея Михайлови­ча, стал по его рекомендации новгородским митрополитом, а в 1652 г. — патриархом. Никон фактически выполнял роль главы государства: во время отсутствия царя вмешивался в деятельность приказов, поддерживал войну со Швецией; с 1652 г. к нему обращались как к «великому государю». Основ­ное дело Никона — церковная «справа», но не менее энергично он централизовал и управление церковью, при этом стре­мясь сохранить ее автономию. В предисловии к изданному в 1655 г. служебнику он прославлял «премудрую двоицу»: «ве­ликого государя царя Алексея Михайловича и великого госуда­ря святейшего Никона патриарха, которые праведно пре­данные им грады украшают и суд праведный творят». Осно­вал новые монастыри, самым знаменитым из которых стал Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой, выстроен­ный как «русская Палестина», повторяющая христианские святыни и сооружения Святой Земли. Там в трехэтажном каменном «отходном скиту», где Никон жил почти восемь лет после отъезда из Москвы, сейчас находится его музей. Патриарх был человеком просвещенным и книжным, оста­вил после себя большое литературное наследие. Никоновская теократическая идея входила в противоречие с усиливав­шейся светской властью — итогом этого столкновения был разрыв царя со своим «собинным другом». В 1658 г. Никон отказался от патриаршества, но сохранил за собой сан патриарха и надеялся вернуть престол. «Дело» опального патриарха тянулось несколько лет. Никон защищался от всех обвинений и, в свою очередь, доказывал: «Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство пользуются... яко священство царства превыше есть». На церковном соборе 1666—1667 гг. с участием двух восточных патриархов Никон был осужден и лишен сана, хотя проведенные им реформы собор подтвердил. Умер он в 1681 г. по пути из ссылки, откуда его вернул царь Федор Алексеевич.

Новые обряды противоречили «старине», бывшей в сознании лю­дей традиционной культуры наиболее надежной гарантией истиннос­ти веры. Для русского религиозного сознания было немыслимо даже малейшее изменение в священных текстах или в Символе веры; поэ­тому, например, добавление всего одной буквы в имени Спасителя по­нималось как принуждение поклоняться «другому Богу», а изменение обряда крещения (обливание водой вместо погружения) делало не­действительным само таинство.

Кроме того, весьма невысоким было и качество исправлений. Ре­форма проводилась под знаком возвращения к византийским корням, однако инициаторам не хватило образования: за основу «справы» бы­ли взяты не тексты древних греческих или славянских книг, как утве­рждали реформаторы, а современная им греческая богослужебная практика и тексты греческих изданий XVII в. (напечатанных в Вене­ции, за неимением типографии в Константинополе). Неоднократно заявлявший о своем «грекофильстве» Никон греческого не знал, а его помощники трактовали своеобразно. По старообрядческому преда­нию, на вопрос Арсения Грека об исправлениях патриарх ответил — «Правь, Арсений, как попало, лишь бы не по-старому». Это предание очень похоже на правду. В ходе «справы» были сделаны многочислен­ные ошибки и нелепости. Многие из них — причем в основных богослу­жебных текстах — дожили в Русской православной церкви и до сего дня. Например, в Символе веры вместо слов «и в Духа Святаго, Госпо­да истиннаго и животворящаго» осталось только «и в Духа Святаго, Господа животворящаго». Из-за такого весьма произвольного редакти­рования получалось, страшно сказать, что никониане верили в Бога «животворящего», а не «истинного». Справедливые возражения про­тивников реформ привели только к еще большему ожесточению пар­тии власти. Эти недочеты реформы, оказавшиеся в итоге роковыми, отражали кризисные явления в Русской православной церкви и обще­стве. Еще на Стоглавом соборе 1551 г. было признано, что в московском царстве «учителей нет, а те, что есть, сами грамоте мало умеют», и решено повсеместно «у священников, у дьяконов... учинити в домех училища... на учение грамоте и на учение книжнаго письма». Однако сделано в этом направлении было мало. Спустя сто лет один из обвини­телей Никона на соборе 1666—1667 гг., митрополит газский Паисий Литарид, выразил единодушное мнение приехавших в Москву гречес­ких иерархов — главной причиной раскола является состояние общего и богословского образования: «Искал я корня сего духовного недуга, и в конце концов нашел два источника его: отсутствие народных училищ и недостаточность библиотеки... Если бы меня спросили, что служит опорой духовного и гражданского сана, то я ответил бы: во-первых, училища, во-вторых, училища, и, в-третьих, училища».

Наконец, с психологической точки зрения интересен тот факт, что сам Никон, очевидно, довольно быстро охладел к своим реформам — книги, издававшиеся при нем в 1658—1666 гг. в Воскресенском Но­воиерусалимском монастыре, напечатаны по-старому, без исправле­ний. Своему бывшему единомышленнику Неронову он разрешил в 1657 г. служить по старым служебникам — со словами «обои-де доб­ры — все равно, по которым хощеш, по тем и служи».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Книги похожие на "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Карацуба

Ирина Карацуба - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Карацуба - Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов"

Отзывы читателей о книге "Выбирая свою историю."Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.