» » » » Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга


Авторские права

Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Рейтинг:
Название:
Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9533-0161-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Описание и краткое содержание "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать бесплатно онлайн.



Книга М.И.Ципорухи посвящена освоению русскими людьми сибирских и дальневосточных земель, постепенному вхождению их в состав Российского государства. В доступной и увлекательной форме автор рассказывает о древних государствах на территории Сибири, о процессах этногенеза, об археологических открытиях отечественных ученых.

Основное внимание уделено деяниям русских землепроходцев и мореплавателей, прежде всего, в последней трети XVI и первой половине XVII в. однако путешествия и экспедиции рассмотрены вплоть до конца XVIII в.

Нынешние Сибирь и Дальний Восток занимают более трех четвертей территории современной России. Бескрайние просторы Сибири таят в своих недрах колоссальные запасы нефти, газа, угля, золота, алмазов, железа, цветных и редких металлов. Без Сибири не было бы России как великой державы — такова главная мысль данного исследования.






По мнению историка В.И. Шункова, к концу ХVІІ в. четыре уезда Западной Сибири — Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский — являлись основной житницей Сибири, а в них проживало три четверти всех сибирских крестьян-дворохозяев (52, с.14).

С выходом первопроходцев на Средний Енисей и основанием Енисейска там появились и русские крестьяне. С 1620-х гг. в районе этого острога начались образовываться крестьянские слободы и деревни. На протяжении ХVІІ в. сельскохозяйственным районом стали побережья Енисея от устья Пита (Усть-Питские деревни, Анциферово и др.), далее вверх по Енисею, вокруг Енисейска и до устья Ангары. С середины ХVІІ в. крестьяне освоили берега левого притока Енисея — р. Кеми и ее притока р. Белой. Множество деревень возникло в районе устья Ангары.

К 1710 г. крестьянское и посадское население Енисейского уезда составляло более трех четвертей всего русского населения уезда (то есть служилые люди составляли всего одну четверть).

В 1630-х годах русские крестьяне начали пахать земли в бассейне р. Лены. Ранее других мест они распахали земли вокруг Братского (на Оке, притоке Ангары) и Илимского (на Илиме, притоке Ангары) острогов, то есть на основных южных путях с Енисея на Лену, на путях в глубь Восточной Сибири. Непосредственно на Лене первые сельскохозяйственные поселения возникли в устьях ее притоков р. Куты, затем Киренги и Чечуя, а далее в устьях Витима, Пеледуя, Олекмы.

Уже во второй половине ХVІІ в. русские крестьяне стали осваивать земли к востоку от Якутска (на р. Амге) и к югу от устья Куты вверх по Лене, где образовались Илгинская и Тутурская слободы с многочисленными заимками. Эти селения примыкали к прибайкальским поселениям в районе Верхоленского, Балаганского и Иркутского острогов, Бирюльской и Банзорской слобод.

По мнению историка В. И. Шункова, именно «в этом юго-западном углу Ленского района к концу ХVІІ в. сосредоточилась большая часть земледельческого населения района. Здесь создавалась житница Якутии» (52, с.19). Но к началу ХVІІІ в. ленское и прибайкальское крестьянство еще не стало преобладающей частью русского населения и уступало по численности служилым людям в том районе.

Многие рядовые служилые люди, заселяя первые сибирские остроги и города, не рассчитывали особо на государево жалование и были вынуждены параллельно с выполнением своих обязанностей по службе заняться земледелием. В результате этого значительные площади земли обрабатывались в Сибири служилыми людьми и их семьями и немало хлеба поступало от них на местные рынки.

Отмечалось также активное участие служилых людей в различных промыслах. И наконец, «командировки» в ясачные волости и поездки «по государевым делам» в Москву и в соседние азиатские страны давали возможность командному составу служилых людей принимать участие в торговле.

В числе сибирских ссыльных были участники крестьянских и казацких восстаний, которых власти называли «ворами». Так, например, в 1635 г. в особо опасный для проживания из-за постоянных нападений «немирных иноземцев» Красноярский уезд направили «Смоленского уезду из Рославльского… крестьяне, которые были в воровстве в Рославле и украинных городах с донскими атаманами и казаками, 3 человека, да симбирятенин Федька Васильев». Тогда же было предписано из колодников, посланных в Тобольск также за «воровство» в Рославле с донскими казаками, направить в Красноярск 24 человека. В том же году в Сибирь были сосланы «воровские» казаки» 21 человек, из них шестерых велено было отправить в Красноярский острог и устроить там в пашенные крестьяне (27, с.61).

Но ученые считают, что количество ссыльных в Сибирь в течение ХVІІ в. было незначительным по отношению ко всему количеству переселенцев. Да и ссыльные в отличие от массы переселенцев были люди разных национальностей. Историк П. Н. Буцинский в конце ХІХ в. проанализировал национальный состав ссыльных и установил, что за 1593–1645 гг., по явно неполным данным, в Западную Сибирь было сослано 1500 человек, не считая их жен, детей и разных свойственников, из них 650 человек были военнопленными (поляки, литовцы, немцы, «черкасы» — то есть украинцы) и около 850 — русскими подданными (из них около 400 русских, свыше 350 украинцев) (52, с.29).

Основной обязанностью сибирских пашенных крестьян по отношению к государству была обработка государевой десятинной пашни, размеры которой устанавливались воеводскими распоряжениями. По мнению члена-корреспондента АН СССР С. В. Бахрушина, эти крестьяне «фактически находились на положении крепостных, с той только разницей, что они были крепостными не частного владельца, а феодального государства в целом» (27, с.84).

Частновладельческих крепостных крестьян в Сибири было очень мало. Обычными душевладельцами там были монастыри, крепостные которых пахали монастырскую пашню, но от запахивания государевой десятинной пашни были освобождены.

Правда, при обзаведении хозяйством на новых местах казна выдавала пашенным крестьянам «подмогу» инвентарем (лошади, сошники, серпы, косы), семенами и в ряде случаев небольшой суммой денег. Но не везде такая помощь оказывалась своевременно. В ряде случаев воеводские власти задерживали выдачу помощи, а то и вовсе не производили ее.

Именно в Сибири ХVІІ в. среди переселенцев появляются основатели крестьянских слобод из среды богатых предпринимателей, чаще из торговых людей («сибирских слободчиков»), которые добивались разрешения от властей на основание заимок на свободных землях, ссужали деньгами поселенцев для приобретения последними лошадей, сельскохозяйственного инвентаря и семян. Именно таким предпринимателем был известный первопроходец Ерофей Хабаров.

Таким был и первый «посадчик» пашенных крестьян на р. Ангаре близ Нижнего Братского острога — пашенный крестьянин Распута Степанов сын Потапов. По его словам, распашка обошлась ему в 300 руб., значительную по тем временам сумму. Он «прибирал» охочих людей на пахоту «без государева подмогу и без ссуды, изо льготы». В 1654 г. он сумел поселить около своей заимки 70 пашеннных крестьян из ссыльных, присланных туда властями. Во время походов на Амур Петра Бекетова и Афанасия Пашкова он давал им «хлеб на семена» из своей «пахоты». В 1658 г. за заслуги Потапов был пожалован в дети боярские с высоким годовым окладом в 10 руб. (39, с.214, 215). И таких примеров успешной деятельности «сибирских слободчиков» по заселению Сибирской земли можно привести несколько.

Помимо сдачи хлеба в казну пашенные крестьяне выполняли различные хозяйственные работы по заготовке сена и дров для воеводы и его подьячих «съезжей избы». Суд и расправа над крестьянами лежали на приказчиках, назначаемых воеводами из состава служилых людей. Обычно приказчик жил в деревне или крестьянской слободе на особом «приказном дворе» и имел свою «съезжую избу», куда собирал крестьян, чтобы распределить среди них натуральные повинности.

Кроме того, у крестьян каждой деревни было и свое собственное самоуправление: из их среды выбирались «мирской староста» и «земский дьячок». Для решения всех общественных дел собиралась мирская сходка, а в селах, как и везде на Руси, местом собрания «мира» являлась церковь.

Из числа крестьян выбирались «житничные целовальники», которые хранили собранный с государевой десятинной пашни хлеб и доставляли его в город по требованию воеводы, а также выдавали его по воеводским памятям.

В сибирских городах, как и везде на Руси, посад являлся их необходимой составной частью. Посадские люди платили налоги: денежный посадский оброк и оброки с промыслов. При обработке посадскими пашни с них брали налог на урожай натурой — выращенным хлебом. Кроме того, посадские выполняли ряд повинностей, а в случае нападения «немирных иноземцев» обязаны были помогать служилым людям в обороне города.

Посадское население было довольно многочисленно в таких торгово-ремесленных центрах, как Тобольск, Томск, Енисейск, Иркутск, но в целом к концу ХVІІ в. составляло небольшую часть от общего количества русского населения в Сибири — не более 7 процентов.

В XVII в. на вновь присоединенных сибирских землях русские люди старались сразу же строить церкви и часовни. Возникали в Сибири и монастыри, в которых помимо братии жили «вкладчики». Обычно это были мирские люди, преимущественно служилые, внесшие в монастырь известный денежный «вклад» и получившие за то право пострижения в нем на старости лет.

А вот с направлением церковнослужителей во вновь построенные храмы не везде успевали. Так красноярский воевода Михаил Скрябин писал в Москву про Покровскую церковь в Красноярском посаде и церковь в деревне Ясауловской: «У тех у двух церквей священников нет и призвать неоткуда; в такую дальную украину священники не заходят, и то твое государево богомолье обе церкви стоят без пения и служить некому… Многие люди, государь, в Красноярском остроге и в уезде во всех ближних и дальних деревнях умирают без покаяния, и родильницы лежат без молитв, и младенцы некрещены живут многое время, и умирают младенцы без крещенья» (27, с. 90, 91).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Книги похожие на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Отзывы читателей о книге "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.