» » » » Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга


Авторские права

Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Рейтинг:
Название:
Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9533-0161-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Описание и краткое содержание "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать бесплатно онлайн.



Книга М.И.Ципорухи посвящена освоению русскими людьми сибирских и дальневосточных земель, постепенному вхождению их в состав Российского государства. В доступной и увлекательной форме автор рассказывает о древних государствах на территории Сибири, о процессах этногенеза, об археологических открытиях отечественных ученых.

Основное внимание уделено деяниям русских землепроходцев и мореплавателей, прежде всего, в последней трети XVI и первой половине XVII в. однако путешествия и экспедиции рассмотрены вплоть до конца XVIII в.

Нынешние Сибирь и Дальний Восток занимают более трех четвертей территории современной России. Бескрайние просторы Сибири таят в своих недрах колоссальные запасы нефти, газа, угля, золота, алмазов, железа, цветных и редких металлов. Без Сибири не было бы России как великой державы — такова главная мысль данного исследования.






И такое положение складывалось во многих отдаленных сибирских украинах. Так что правительство вынуждено было принимать на себя содержание духовенства. Так по штатам в главном Красноярском храме — Преображенском соборе содержались два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просвирница; при трех других церквах Красноярского уезда — по одному священнику, дьячку, пономарю и просвирнице. Из монастырского духовенства казна содержала игумена, пономаря, дьячка и просвирницу (27, с.91).

Историки Сибири выяснили, что в XVII в. подавляющая часть переселенцев направлялась в Сибирь из Поморских волостей Руси. На протяжении всего века Восточное Поморье, которое включало тогда районы Средней и Верхней Камы и Вятки, а также Кунгурский уезд, интенсивно заселялось за счет притока населения из бассейнов Северной Двины и ее притоков, а также Онеги и Мезени. А уже из Восточного Поморья крестьяне и промышленники переселялись в Сибирь.

Сохранились так называемые записные книги Уткинской и Чусовской слобод Верхортурского уезда, содержащие любопытные сведения о переселенцах в Сибирь. Согласно записям в этих книигах, через эти слободы в 1699 г. проследовало в Сибирь «для работы» 405«гулящих» людей, из них было 250 поморян и 127 кунгурцев. Поморяне проникали далеко в Сибирь. В Томском уезде большая часть пришедших туда в 1705–1707 гг. переселенцев были родом из Поморья (Кайгородка, Соли-Камской, Устюга, Устьянских волостей) и прилегающих к нему областей (Вологды, Тотьмы, Юрьевца Поволжского, Галича и др.), остальные переселялись из Кунгура и различных слобод Тобольского уезда.

Также обстояло дело и с другими сибирскими городами. За Уральский хребет в Сибирь переселялось главным образом северорусское население (52, с.26). Так что в Сибирь в XVII в. направлялись в основном поморяне, русские, не знавшие крепостного права, закаленные жизнью в районах с суровым климатом, умевшие и землю пахать, и промышлять зверя в тайге, предприимчивые и рисковые.

Результаты заселения и освоения Сибири в XVII в. наглядно отображаются в данных табеля Сибирской губернии 1710 г. В пределах собственно Сибири (без Кунгура, Яренска, Соли-Камской, Чердыни, Кайгородка и Вятки, которые в то время входили в состав Сибирской губернии) проживало русских 312872 человека, из них 157040 душ мужского пола и 155832 души женского пола, причем почти 4/5 русского населения проживало в Западной Сибири. Таким образом, в 1710 г. уже не менее 65–70 % населения Сибири составляли русские поселенцы (17, с.55).

Русские на Курилах. Кто первым описал Курильские острова?

Простые русские люди почти всегда пролагали пути научным изысканиям. Вся Сибирь с ее берегами открыта таким образом. Правительство всегда лишь присваивало себе то, что народ открывал. Таким образом присоединены Камчатка и Курильские острова. Только позже они были освоены правительством.

Академик Карл Максимович Бэр. 1839 г.

Первые собранные на Камчатке расспросные сведения о Курильских островах сообщил якутскому воеводе, а затем в Москве дьякам Сибирского приказа «камчатский Ермак» пятидесятник Владимир Атласов, хотя на них он и не побывал. Об этом рассказано в предыдущем очерке.

В своей книге об описи Курильских островов и пребывании в плену у японцев, изданной в 1816 г., выдающийся русский моряк Василий Михайлович Головнин утверждал, что Курильские острова прозваны так за «курящиеся вулканы». Но оказалось, что это не так.

Название «курилы» было заимствовано казаками, по словам академика С. П. Крашенинникова, от камчадалов, которые называли обитателей южной Камчатки кушин (куши), или кужин. В языке камчадалов (ительменов) нет звука «р», и там, где другие народы употребляют этот звук, камчадалы произносят «ж». Вот казаки и переделали, как и ряд других ительменских слов, кужин — в кури.

Историк академик Г. Миллер писал в XVIII в., что жители южной Камчатки (курилы — потомки от смешанных браков жителей Курильских островов айнов и ительменов), как и сами ительмены, называют островитян kuride. На языке же курилов и айнов — кур или куру означает «человек». Гиляки (теперь их называют нивхи) называли айнов куги, а китайцам и маньчжурам, которые о сахалинских айнах знали со слов гиляков, они известны как куе.

Сами айны называли Курильские острова Курумиси, то есть людская земля. Значит, название островов связано с айнскими понятиями «человек», «земля людей». Правда, айны так и называют себя «айну», что на их языке означает также человек (видимо, в значении конкретно человек племени айнов, а не вообще человек) (43, с. 134, 135).

Сами айны являлись древнейшими обитателями не только Курильских островов, но и о. Хоккайдо и Южного Сахалина, их особенность — сильно выраженная растительность на лице, и не только, недаром казаки называли их мохнатыми. Ученые много спорили по поводу происхождения этого древнего народа.

Известный антрополог член-корреспондент Академии наук СССР Л. Я. Штернберг высказал гипотезу, которую поддержал ряд ученых, о происхождении айнов с островов в южной части Тихого океана: «По физическому типу, — писал он, — айну представляют вариацию той первичной австралоидной длинноголовой бородатой расы, разновидности которой мы одинаково находим и в Австралии, и в южной Индии, и в западной Океании, а особенности их культуры и языка мы находим у самых различных народов Океании, и особенно ясно — у ближайших из этих народов, живущих в Индонезии, на Филиппинах и на Формозе (о. Тайване. — М.Ц.)» (43, с. 136).

По поводу характера айнов можно привести высказывание академика С.П. Крашенинникова (XVIII в.) об их ближайших родичах — курилах, которое, по оценке позднейших путешественников, побывавших на самих Курильских островах, можно полностью распространить и на айнов: «Они несравненно учтивее других народов: а при том постоянны, праводушны, честолюбивы (безусловно, в понятии честны. — М.Ц.) и кротки. Старых людей имеют в великом почтении. Между собою живут весьма любовно, особливо же горячи к своим сродникам» (43, с.136).

В 1706 г. приказчик Камчатских острогов Василий Колесов (начальник над Камчатскими острогами) послал Михайлу Наседкина в «Курильскую землю» (то есть в самую южную часть Камчатского полуострова) «для умирительства на немирных иноземцев». Он должен был объясачить всех курилов— жителей юга Камчатки, которые еще не стали подданными России.

Наседкин на собачьих упряжках добрался до «Носа», то есть до самого южного мыса полуострова — мыса Лопатка, и убедился, что за «Носом» «за переливами» (за проливом) видна земля, «а проведать де той земли не на чем, судов морских и судовых припасов нет и взять негде, и потому что де лесу близко нет и снастей и якорей взять негде» (43, с.137).

Якутский воевода, получив доклад о видимых за проливом землях, в 1710 г. поручил казачьему десятнику Василию Савостьянову, назначенному на Камчатку, «поделав суды какие прилично, за переливами на море земли и людей всякими мерами, как можно, проведывать», людей приводить в подданство, собирать с них ясак и «той земле учинить особый чертеж» (43, с.137).

В августе 1711 г. в экспедицию на видимые в море острова были посланы казацкий атаман Даниил Яковлев Анциферов и есаул Иван Петров Козыревский. Они вызвались в экспедицию добровольно, желая загладить свою вину — участие в бунте казаков, в ходе которого был убит казачий голова В. Атласов и два приказчика.

С «Носа» на малых судах и байдарах они переправились на первый курильский остров Шумшу длиною около 30 км. На нем обитали курилы, тот же народ, что жил на юге Камчатки. Казаки имели с ними бой и по их донесению «курильские мужики к бою ратному досужи и из всех иноземцев бойчивее, которые живут от Анадырского по Камчатскому носу».

Академик Л. С. Берг считал, что эти слова из «скаски» Анциферова и Козыревского вряд ли соответствуют истине. Многие последующие описатели Курил свидетельствовали об обратном: о миролюбии, даже робости местных жителей. Не удалось казакам и собрать на Шумшу ясак из-за того, что, по их докладу, «на том их острову соболей и лисиц не живет, и бобрового промыслу и привалу не бывает, и промышляют они нерпу. А одежу на себе имеют от нерпичьих кож и от птичьего перья» (40, с.79).

Анциферов и Козыревский сообщили также о своем посещении второго к югу курильского острова Парамушир (по-айнски поромашири значит «большой остров»), где было много жителей. Но и там, по их словам, собрать ясак не удалось, несмотря на то, что казаки призывалли местных айнов «ласкою и приветом» к подданству. Местные жители отвечали, что ясаку никогда не платили. «Соболей и лисиц, — говорили они, — не промышляем, промышляем де мы бобровым промыслом в генваре месяце, а которые де у нас были до вашего приходу бобры, и те де бобры испроданы иной земли иноземцам, которую де землю видите вы с нашего острова в полуденной стороне, и привозят де к нам железо и иные товары, кропивные, тканые пестрые, и ныне де у нас дать ясаку нечего» (43, с.140, 141). Анциферов и Козыревский, по их словам, пробыли на Парамушире два дня, не решились из-за малого количества казаков вступить в бой с айнами и вернулись обратно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Книги похожие на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Отзывы читателей о книге "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.