» » » » Павел Войнович - Воин под Андреевским флагом


Авторские права

Павел Войнович - Воин под Андреевским флагом

Здесь можно купить и скачать "Павел Войнович - Воин под Андреевским флагом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Войнович - Воин под Андреевским флагом
Рейтинг:
Название:
Воин под Андреевским флагом
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-47460-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воин под Андреевским флагом"

Описание и краткое содержание "Воин под Андреевским флагом" читать бесплатно онлайн.



Поступив в Российский флот мичманом, он дослужился до полного адмирала. В его честь названа главная пристань Севастополя и центральная улица города Херцег-Нови (Черногория), где он родился. Марко Войнович был капитаном императорской яхты в Петербурге и возглавлял секретную миссию в Персию; имея всего 2 линейных корабля против 15 турецких, одержал славную победу у о-ва Фидониси и по праву считается одним из основателей Черноморского флота. В память фрегата «Слава», на котором он геройски воевал в Архипелаге, заслужив орден Св. Георгия, названы многие корабли отечественного флота, но сам адмирал Войнович был ославлен, оклеветан и оболган советской пропагандой – со времен «борьбы с космополитизмом» о нем принято отзываться крайне негативно, зачастую пренебрегая элементарными приличиями. Поводом к этому послужил конфликт между Войновичем и Федором Ушаковым – сначала они дружили, затем рассорились, но разве можно судить о флотоводце по жалобам и доносам его недоброжелателей?

Эта книга восстанавливает справедливость, впервые воздавая должное одному из легендарных «екатерининских орлов», воину под Андреевским флагом, прославившему и родную Черногорию, и Сербию, и Россию, которая стала для Марко Ивановича Войновича второй родиной и которой он с честью служил всю жизнь.






Известный мореплаватель, бокельский капитан, навигатор и математик Марко Мартинович в 1697 году получил от венецианского Сената задание обучить 17 русских князей и бояр, которых царь Петр I послал в Венецию обучаться мореплаванию. Загоревшись идеей организации судоходства и кораблестроения в России, Петр Великий лично ездил в Голландию и Венецию, где обучался морским наукам. В Венеции Петру и порекомендовали Марко Мартиновича.

Мартинович открыл в городе Пераст школу мореплавания, известную под названием «Наутика» («Навигация»), в которой обучал будущий командный состав русского флота. В музее г. Пераст хранится картина 1711 года «Русские бояре учатся по повелению Петра Великого морскому делу у Марко Мартиновича». В перечне, написанном старым латинским шрифтом, можно разобрать имена князей: Бориса Ивановича Куракина («пасынка царя»), трех братьев Голицыных: Петра, Дмитрия, Федора; Ивана Даниловича; Андрея Ивановича Репнина; боярина Абрама Феодоровича, «брата царицы Московской»; Владимира Шарометева (видимо, Шереметева), «брата генералова»; Михайлы Вртичева; Никиты Ивановича Бутурлина. Следует упомянуть еще графа П.А. Толстого, впоследствии служившего послом в Константинополе. В 1698 году он написал в своем путевом дневнике: «Приплыли мы к местечку, которое называется Пераста, и есть в нем много сербов, которые суть веры греческой. Имеют достаток, домы имеют строения каменного, к московскому народу зело приветны и почитательны». Историческая память не всегда справедлива – учителями морского дела при Петре Первом у нас обычно считают только немцев да голландцев…

С приезда российских бояр в Боку Которскую началось широкое и долгое сотрудничество бокелей и русских в морском деле. На протяжении последующего XVIII века уже выходцы из Боки приезжали служить в Россию. Уроженец Пераста адмирал Матия Змаевич командовал одной из эскадр русского флота, нанесшего в Гангутском сражении сокрушительное поражение шведам. Петр Первый наградил его боевым знаменем, которое хранится теперь в том же музее.

Помимо Змаевича, прославились в России представители родов Владиславичей, Вучетичей, Ивеличей и Войновичей, из которых особо отличились Марко и его старший двоюродный брат Йован, или по-русски Иван.

Человек в середине корабля

Только спустя год после ухода эскадры Спиридова в числе нескольких сотен моряков экипажа нового 66-пушечного корабля «Святой Георгий Победоносец» мичман Марко Войнович отправился из Кронштадта в Ревель, а оттуда в конце июня – в Средиземное море в составе уже 3-й Архипелагской («Архипелажской», как тогда говорили) эскадры контр-адмирала «Ивана Николаевича» Арфа, датчанина в русской службе (3).

Должность Марко на флагманском корабле была очень ответственная: огромные паруса ограничивали капитану обзор средней и носовой части палубы, и для обеспечения точного исполнения команд назначался находившийся посреди палубы мичман (от английского midshipman — «человек в середине корабля»). В длительном переходе кораблей вокруг Европы для молодого моряка это была неоценимая практика.

Помимо флагманского «Георгия», в поход отправились 66-пушечный корабль «Всеволод» и «Азия» – 54 пушки. Цель этой небольшой эскадры была конвоировать 13 зафрахтованных английских транспортов с провиантом и войсками (523 человека гвардии Преображенского полка и 2167 человек другой пехоты) для подкрепления сухопутных сил, действовавших в Архипелаге под командой графа Орлова.

По расчетам командующего эскадрой контр-адмирала Арфа месяца через три должны были быть на месте. Однако, добравшись до Копенгагена, простояли там целый месяц – сказался значительный перегруз кораблей, с одного из них пришлось снять не только часть провианта, но даже 16 (!) 6-фунтовых пушек.

14 сентября прибыли в Англию. На Дильском рейде в Английском канале (в проливе Па-де-Кале) к эскадре присоединился только что купленный в Лондоне фрегат «Северный Орел» с экипажем, отставшим в прошлом году от эскадры адмирала Спиридова. 20-го двинулись дальше, к британскому Гибралтару.

В Бискайском заливе и Средиземном море императрица рекомендовала контр-адмиралу Арфу держаться подальше от берегов Франции, Испании и неаполитанского королевства Обеих Сицилий: «Со всеми сими Бурбонскими Дворами имеем Мы только наружное согласие и можем, конечно, без ошибки полагать, что они Нам и оружию Нашему добра не желают», однако «нельзя ожидать и того, что они шествию Вашему явно и вооруженной рукой сопротивляться стали». Впрочем, «весьма легко статься может, что французы по обыкновенному своему коварству» устроят какие-либо провокации.

19 октября эскадра прибыла в британский Порт-Магон на острове Менорка, где еще простояли больше двух месяцев – взбунтовались англичане-матросы на транспортах. Здесь из-за неполадок остался для килевания корабль «Всеволод» с пятью транспортами. Дальнейший путь к Мальте был уже опасен: совсем рядом, в Тунисе, стояла крупная эскадра турок, и на горизонте в любой момент могли показаться корабли с белым полумесяцем на флагах.

Лишь 25 декабря добрались, наконец, до российской базы Ауза на острове Парос в Эгейском море.

Война в Архипелаге

Мои солдаты идут на войну с турками, будто на свадьбу.

Екатерина II – Вольтеру

Кампания 1771 года: штурм крепости Митилена

Кто выбрал остров Парос как главную базу русского флота – неизвестно, но выбор был удачный. Лежащий в южной части Эгейского моря, в 90 милях от турецкого берега, Парос имеет две большие бухты, удобные для стоянки судов. Островитяне (в документах того времени они назывались приматами) с восторгом приветствовали приход русских кораблей. На острове быстро было построено адмиралтейство для ремонта судов, а рядом склады, казармы, пекарни, прядильни… У входов в обе бухты острова устроили береговые батареи. После Пароса русские заняли еще 26 островов Архипелага, причем их жители обращались к командованию эскадры с просьбой принять их в российское подданство. Для обеспечения флота и полков пехоты местное население было обложено податью на хлеб, вино, строевой лес и прочее. Однако ни этой подати, ни дорогостоящих привозных товаров в полной мере не хватало, поэтому снабжение часто поступало путем захвата торговых судов – в основном турецких, но также и других стран, снабжавших всевозможными припасами Константинополь.

С начала открывшейся после зимних штормов кампании Марко Войнович был назначен командиром 12-пушечной полакры «Ауза». (Сразу следует заметить, что парусный флот в ХVIII веке отличался чрезвычайным разнообразием. Кораблями тогда назывались парусные военные суда с тремя мачтами, оснащенные пушками числом от 50 до 100, – они располагались по обоим бортам судна на одной-двух закрытых палубах (деках) и на открытой палубе. Помимо кораблей, во флотах были суда поменьше: фрегаты (4), шебеки (5), полакры, тартаны, соколевы (6), боты, кирлангичи, лансоны, фелуги, шайки, волики, шаитьи и прочие, различавшиеся между собой размером, формой корпуса, числом мачт, типом парусов и т. д. Не всегда различение типов судов было четким: в дальнейшем мы увидим, что, например, шебеки иногда назывались фрегатами, а крупные многопушечные фрегаты – кораблями.)

Будучи искусным навигатором, Марко горячо взялся за дело «и вскоре храбростью и знанием своего дела обратил на себя особое внимание не только начальства, но даже самой Императрицы» (историк Ал. Соколов, XIX век).

В феврале Марко захватил, или, как тогда говорили, взял в приз, судно с турецкими товарами. В другой раз, завидев в море 17 шебек, Войнович пустился за ними и все взял в призы – они оказались нагруженными пшеницей (7). В апреле взял турецкий волик с табаком и артиллерийскими снарядами (8).

Когда командир фрегата «Слава», капитан Белич, пал в стычке с албанскими наемниками, 16-пушечный фрегат был отдан Марко Войновичу, произведенному уже в лейтенанты – он стал одним из первых моряков-иностранцев в Архипелаге, получивших аттестат офицера российского флота. И вскоре своими действиями Войнович оправдал и присвоенный чин, и название фрегата (купленный в 1770 году в Архипелаге, фрегат был назван «Славой» в честь только что одержанной Чесменской победы).

В конце лета граф Алексей Орлов решил вести войну от Негропонта (остров Эвбея) вдоль всего европейского берега до Дарданелл, а с другой стороны – вдоль малоазиатского побережья, с тем чтобы этими действиями отвлечь турецкие силы от Дуная. Флот разделили на эскадры.

1 августа фрегат «Слава» в составе отряда графа Федора Орлова вышел из Аузы в крейсерство к анатолийскому берегу.

6-го числа Марко Войнович командовал десантом в местечке Левиса в заливе Макри на острове Родос. Десантники захватили 7 шебек и береговую батарею, сожгли склады.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воин под Андреевским флагом"

Книги похожие на "Воин под Андреевским флагом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Войнович

Павел Войнович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Войнович - Воин под Андреевским флагом"

Отзывы читателей о книге "Воин под Андреевским флагом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.