А. Мелехина Пер., сост. и коммент. - Чингисиана. Свод свидетельств современников

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чингисиана. Свод свидетельств современников"
Описание и краткое содержание "Чингисиана. Свод свидетельств современников" читать бесплатно онлайн.
Место и роль Чингисхана в истории масштабны и многогранны. Собиратель монгольских земель, создатель единого Монгольского государства, он признан величайшим полководцем, равных которому не было ни до, ни после него. Как и много веков назад, интерес к эпохе Чингисхана не ослабевает и в наше время.
В сборник «Чингисиана. Свод свидетельств современников» вошли важнейшие исторические и литературно-художественные памятники, созданные в Монголии и других странах в XII–XVII вв. и посвященные Чингисхану. Главный из них — «Сокровенное сказание монголов» — шедевр монгольской культуры, образец изящной словесности, стоящий в одном ряду с великими древними литературными памятниками, такими, как «Илиада», «Одиссея» и «Слово о полку Игореве». Кроме этого, в книге собраны легенды и предания о Чингисхане, многие из которых были специально переведены для этого сборника, а также фрагменты его знаменитой «Великой Ясы» (свода имперских законов XIII века) и сборника высказываний и наставлений «Билик».
Собранный материал дает обширную пищу для размышлений о личности и могучих дарованиях великого полководца, о породивших его времени и народе и, наконец, о месте, которое занимает Чингисхан в истории человечества.
При преемниках Хабул-хана, Амбагай-хане и Хутуле-хане, чжурчжэни, поправ мирный договор, не раз вторгались в Монголию, что побуждало монголов отвечать тем же.
Обострение внешнеполитической обстановки вокруг улуса «Все Монголы» было обусловлено как военной и экономической политикой чжурчжэней и их союзников, татар, так и недальновидными действиями самого Хабул-хана и его окружения. Об этом красноречиво свидетельствуют персидские и китайские источники, повествуя о вызывающем поведении Хабул-хана на приеме у Алтан-хана, что впоследствии привело к убийству послов последнего, а также о бессмысленном убийстве татарского шамана, повлекшем за собой многолетнюю вражду и обоюдную месть.
С. 57. И хотя имел Хабул-хан семерых сыновей, он наказал возвести на престол после себя Амбагай-хана… — С плохо скрываемым упреком в адрес Хабул-хана автор «Сокровенного сказания монголов» пишет о том, что, имея семерых сыновей, Хабул-хан наказал возвести на престол после себя племянника, Амбагая, который возглавлял в то время племя тайчудов, входившее в улус «Все Монголы». Это, очевидно, на какое-то время ослабило позициии боржигинов и, наоборот, укрепило позиции тайчудов в этом улусе. Доподлинно неизвестны мотивы решения Хабул-хана о передаче власти предводителю тайчудов. Существует мнение, что Хабул-хан, заботясь о сохранении единства улуса, считал, что именно племя тайчудов, обладавшее в то время значительными людскими и военными ресурсами, сможет стать главной опорой и силой в противодействии внешней опасности. По другой версии, решение Хабул-хана было вызвано признанием собственной вины в ухудшении внешнего положения улуса «Все Монголы», а также пониманием того, что наследование его престола одним из его сыновей лишь усугубит враждебность Алтан-хана и его приспешников, татар, к монголам, усилит их лютую ненависть и жажду мести.
Амбагай-хан, как свидетельствуют источники, предпринял важные шаги по укреплению единства улуса, боеспособности его войска. Автор «Сборника летописей» Рашид ад-Дин сообщает, что при Амбагай-хане была введена должность главнокомандующего всеми монгольскими войсками — тайши. Им был назначен сын Амбагай-хана — Хадан-батор, которому подчинялись все войска, разделенные на три крыла. Также из этого источника мы узнаем о стремлении монголов заручиться поддержкой ранее им дружественных ханств мэргэдов и хэрэйдов. И, наконец, многие источники сообщают о том, что Амбагай-хан попытался путем сватовства восстановить нормальные отношения с татарами. Все эти попытки потерпели крах. И самому вождю тайчудов не суждено было долгое время оставаться во главе улуса «Все Монголы». Как пишет Рашид ад-Дин, татары, затаившие вражду и неприязнь к монголам, захватили Амбагая и передали Алтан-хану, чем обрекли его на мученическую смерть.
С. 57. …татарские племена… — Одним из могущественных монголоязычных племен конца XII века были татары (или «татары тридцати родов»), потомки тунгусских народов. Татары издревле кочевали в районе озер Хулун и Буйр (нынешний автономный район Внутренняя Монголия КНР), а их главная ставка находилась вблизи озера Буйр.
В XII веке татары постоянно грабили и разоряли более слабые монгольские племена, пытались навязать им свое верховодство. После победы чжурчжэней над киданями и создания империи Цзинь Алтан-хана татары в 1127 году заключили союз с последними. После чего татары стали главной и надежной силой осуществления реакционной государственной политики Алтан-хана «достижения власти над чужеземцами руками самих чужеземцев». Татары продали интересы всех монгольских племен, превратились в подлых, ненавистных предателей, сдавшихся на милость своих чжурчжэньских господ.
…Алтан-хану хятаскому… — Имеется в виду император чжурчжэньской империи Цзинь, существовавшей на северо-востоке Китая; чжур-чжэни (они же цзиньцы) — народность, говорившая на языке, близком к маньчжурскому, и обитавшая в северо-восточной Маньчжурии; первоначально чжурчжэни находились под властью киданей (династия Ляо), но в начале XII века они восстали и, нанеся киданям поражение, в 1115 году объявили о создании династии Цзинь, т. е. «Золотой династии» (по-монгольски Алтан-хан — Золотой хан). Рашид ад-Дин сообщает, что Алтан-хан «приказал прибить его (Амбагай-хана) железными гвоздями к «деревянному ослу», и он погиб». Это древний способ казни, во время которой обреченного клали лицом вверх на специальный плоский деревянный настил и, пригвоздив руками и ногами к нему, оставляли умирать в мучениях.
С. 58. Племя Мэргэд — принадлежало к числу крупных монгольских племен; обитало в верховьях реки Селенги; среди других монгольских племен выделялось своей воинственностью. Мэргэды имели сильное войско.
Если говорить о реальном местопребывании других важнейших монголоязычных племен, речь о которых пойдет ниже, то на востоке от боржигинов и тайчудов (далее будем именовать их «центрально-монгольские племена»), южнее правого берега реки Аргунь и озер Буйр и Хулун располагались татары и хонгирады; на юге от центрально-монгольских племен, севернее Великой Китайской стены, — онгуды; на юго-западе от центрально-монгольских племен, по течению рек Орхон и Туул — хэрэйды; за хэрэйдами, вдоль Алтайского хребта — найманы; на западе от центрально-монгольских племен, по течению реки Селенга — мэргэды; на северо-западе и севере от центрально-монгольских племен, западнее озера Байкал — ойрады; на севере и северо-востоке от центрально-монгольских племен — жалайры; восточнее озера Байкал, в районе Баргузин Тухума — баргуды… В конце XII столетия эти племена, очевидно, в основном говорили на различных диалектах монгольского языка. Поэтому мы называем их монголоязычными племенами.
Огэлун ужин («ужин» от кит. фужэнь — «госпожа») — мать Тэмужина (Чингисхана), принадлежала к роду олхунуд.
С. 59. Тем временем Хамаг Монгол и тайчуды собрались на берегу реки Онон в местности, именуемой долиной Хорхонаг, и, сговорившись, поставили над собой ханом Хутулу… — Здесь описывается эпизод избрания хана улуса «Все Монголы»; специальное упоминание автором «Сокровенного сказания монголов» племени тайчуд свидетельствует о его особом, главенствующем положении среди прочих племен нирун монголов, входивших в состав улуса. И тем не менее Амбагай-хан назвал своим преемником Хутулу, сына Хабул-хана. Вторым человеком в улусе, его главным воеводой, как и наказывал Амбагай-хан, остался его сын Хадан тайши. Возвращение престола хана улуса «Все Монголы» хиад боржигинам было, очевидно, связано с ростом авторитета и влияния этого рода и самого Хутулы, а также с раздорами, борьбой за власть среди сыновей самого Амбагай-хана. Впоследствии тайчуды, самое крупное племя, входившее в улус Хамаг Монгол, долгое время подчинялось отцу Чингисхана Есухэй-батору, после смерти которого отделилось от его наследников и враждовало с ними. Тайчуды жили в долине реки Онон и верховьях Селенги.
С. 59. …под священным раскидистым деревом Хорхонагским… — Одним из объектов религиозного почитания монголов было приметное дерево в Хорхонагской долине на реке Онон; к этому дереву сходились представители всех родов и племен на совместные празднества, хуралданы (советы).
С. 60. И воротился Есухэй-батор восвояси… — Как свидетельствуют древние источники, в конце 50-х годов XII века улусу Хамаг Монгол («Все Монголы») было нанесено чувствительное поражение со стороны татарских племен и поддерживавших их цзиньцев, что привело к утрате единства в рядах монголов. В период наступившего было безвластия Есухэй-батору, будущему отцу Чингисхана, было суждено продолжить дело своих высокородных предков и встать во главе улуса «Все Монголы». Его путь на царствование в улусе (ориентировочно он возглавил улус в конце 50-х — начале 60-х годов XII века) был тернистым: сначала, как свидетельствует «Юань ши», он «слил воедино все обоки (роды. — А.М.), оставшиеся после отца», затем, как пишет Рашид ад-Дин, он стал «предводителем и главою племени нирун, старших и младших родственников и родичей своих» и далее в сражениях с различными монгольскими племенами «часть из них подчинил себе». О его верховодстве в улусе «Все Монголы» говорит и сообщение «Сокровенного сказания монголов» об успешных сражениях возглавляемого им войска против татар. События же, случившиеся после его смерти и описанные в последующих главах «Сказания», не оставляют и тени сомнения в том, что вплоть до смерти Есухэй-батора (примерно в 1170 году) большинство монгольских племен «были ему послушны и подвластны».
…Огэлун ужин тем временем разрешилась Чингисом… — О дате рождения Тэмужина (Чингисхана) существуют различные точки зрения. Прежде всего нет единодушия в этом вопросе у авторов древних летописей, по свидетельствам которых современные ученые остановились на трех основных версиях: 1155, 1162 и 1167 гг. Чаще всего (и в первую очередь самими монголами) годом рождения Чингисхана называется год Черной лошади — 1162-й. В нашем повествовании именно этот год и будет являться точкой отсчета, определяющей дальнейшую датировку событий жизни Тэмужина-Чингисхана.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чингисиана. Свод свидетельств современников"
Книги похожие на "Чингисиана. Свод свидетельств современников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Мелехина Пер., сост. и коммент. - Чингисиана. Свод свидетельств современников"
Отзывы читателей о книге "Чингисиана. Свод свидетельств современников", комментарии и мнения людей о произведении.