Константин Скурат - История Поместных Православных церквей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Поместных Православных церквей"
Описание и краткое содержание "История Поместных Православных церквей" читать бесплатно онлайн.
Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.
В конце 1954 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай совершил поездку в Чехословакию на празднование трехлетия автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и для получения на Прешовеком Православном Богословском факультете знаков доктора богословия «гонорис кауза». Согласно Уставу факультета, новый доктор прочитал докторскую лекцию на избранную им самим тему: «Ветхозаветное и новозаветное учение о пастырстве». В зале Пряшевской епископской резиденции в присутствии епископата, духовенства Пряшевской и Михайловской епархий, студентов Православного Богословского факультета митрополит Николай прочитал доклад на тему: «Черты русского благочестия и каким должен быть православный пастырь в наше время».
Избранный в мае 1956 г. на Втором Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви, на котором присутствовали и делегаты нашей Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, новый глава Блаженнейший Митрополит Иоанн в том же году посетил Русскую Православную Церковь и принимал участие в торжествах, происходивших 18 июля (н. ст.) в Троице–Сергиевой Лавре по случаю праздника обретения честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
Весной 1958 г. в юбилейных московских торжествах по случаю 40–летия восстановления патриаршества в России участвовали представители Православной Чехословацкой Церкви во главе с Митрополитом Пражским и всея Чехословакии Иоанном.
В ноябре 1958 г. на заседаниях Третьего Поместного Собора Православной Чехословацкой Церкви в Прешове в качестве делегата от Русской Православной Церкви присутствовал митрополит Минский и Белорусский Питирим.
Начиная с 1960 года, целый ряд молитвенно–литургических и братских контактов с деятелями Православной Церкви Чехословакии имел митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Много раз посещали эту Церковь митрополит Тульский и Белевскии (ныне Крутицкий и Коломенский) Ювеналий и другие архиереи Русской Православной Церкви.
В 1963 г. Церковь торжественно отмечала 50–летие епископского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Чехословацкая Православная Церковь на этих торжествах была представлена делегацией во главе с Митрополитом Иоанном. В том же году на торжествах в Праге по случаю 1000–летия со дня начала просветительной деятельности в пределах нынешней Чехо–Словакии святых братьев Кирилла и Мефодия от Русской Православной Церкви присутствовали архиепископ Берлинский и Средне–Европейский Сергий и протоиерей Павел Соколовский.
В октябре 1964 г. в торжествах избрания на Четвертом Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви и интронизации ныне здравствующего Предстоятеля Чехо–Словацкой Православной Церкви — Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехо–Словакии Дорофея принимал участие представитель Русской Православной Церкви митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, Иоасаф.
В 1965 г. Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехо–Словакии Дорофей был гостем Русской Православной Церкви, а в 1968 г. он возглавил делегацию Чехословацкой Православной Церкви, принимавшую участие в торжественном праздновании 50–летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. В апреле 1970 г. Митрополит Дорофей участвовал в похоронах почившего Патриарха Алексия I. И в последующие годы Блаженнейший Митрополит Дорофей неоднократно посещал Русскую Православную Церковь по разным причинам (1971, 1973, 1977…).
В 1969 г. в Моравии, в Оломоуце, по случаю церковного чествования 1100–летия кончины святого равноапостольного Кирилла, от Русской Церкви присутствовал епископ Венский и Австрийский Мелхиседек.
В 1970 и в 1971 гг. гостями Русской Православной Церкви были священники Пряшевской и Михайловской епархий.
С 31 января по 5 февраля 1973 г. впервые за историю существования Чехословацкой Православной Церкви ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен с делегацией Московского Патриархата. В г. Братиславе в зале Государственной консерватории Его Святейшеству были вручены дипломы доктора богословия «гонорис кауза» Евангелическим Богословским факультетом в г. Братиславе и Православным Богословским факультетом в г. Прешове [672]. «Визит Святейшего Патриарха Пимена в братскую Чехословакию, — свидетельствовал Блаженнейший Митрополит Дорофей, — явился отображением материнской любви Русской Православной Церкви к Церкви–Дщери — Православной Церкви в Чехословакии». Вместе с тем он послужил причиной к проявлению глубоких симпатий и горячей любви «верующих Чехословацкой Православной Церкви и других христианских общин в ЧССР к Русской Православной Церкви и ее Первоиерарху» [673].
В октябре 1973 г. гостями Русской Православной Церкви были священники Православной Церкви Чехословакии во главе с архимандритом Андреем (Коломацким).
В марте 1992 г. Предстоятели двух Поместных Православных Церквей — Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Митрополит Дорофей — встречались в Стамбуле, а в сентябре того же года Святейший Патриарх Алексий II посетил Чехо–Словацкую Церковь.
Укреплению и расширению связей Русской и Чехо–Словацкой Церквей способствуют систематические встречи их представителей на заседаниях различных межправославных и всехристианских организаций.
Но не только взаимные посещения и встречи служат проявлением и укреплением братской любви во взаимоотношениях двух Церквей. Выражением единства между Церквами–Сестрами является также постоянный обмен в лице Предстоятелей письмами и посланиями по случаю церковных праздников, торжеств, примечательных событий, обмен богословской литературой, студентами Духовных школ и т. д. Приятно отметить, что весь нынешний епископат Чехо–Словацкой Православной Церкви получил духовное образование в школах Русской Православной Церкви: Блаженнейший Митрополит Дорофей окончил Ленинградскую Духовную Академию (4 июня 1968 г. ему была присуждена ученая степень магистра богословия Ленинградской Духовной Академией), а преосвященные епископы Николай и Никанор — Московскую Духовную Академию.
Свято верим, что по молитвам святителя–мученика епископа Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире.
Митрополиты Чехо–Словацкой Православной Церкви
1. Елевферий 1946–1951–1955
2. Иоанн 1956–1964
3. Дорофей 25 октября 1964 года интронизация
Библиография к главе IX «Чехо–Словацкая Православная Церковь»
Агафангел, архим. Митрополит Иоанн, бывший Пражский. (Некро–лог)//ЖМП. 1975. № 9.
Алексий, еп. Православие в Словакии //ЖМП. 1950. № 9.
Алексий (Дехтерев), инок. День Православия. Ужгород, 1936.
Алеш Богумир, прот. Памяти Владыки — мученика Горазда //«Ежегодник». Прага, 1961.
Алеш П., прот. Из жизни Православного Богословского факультета в Пряшеве //ЖМП. 1974. № 7.
Ашкинази 3. Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. Ужгород, 1926.
Бескид Н. А., д–р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928.
Богословский И. Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии //ЖМП. 1954. № 1.
Бряниев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956.
Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии //ЖМП. 1950. № 7.
Гангану Штефан. Православная Церковь в Чехословакии //ЖМП. 1970. № 10. (Библиография. Studii teologice. 1969. № 3–4).
Геровский Г. Историческое прошлое Пряшевщины //«Историко–литературный Сборник». Прага, 1948.
Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893.
Грабец, М. К истории Мармарош–Сигетского процесса. Ужгород, 1934.
Дорофей, митрополит. Епископ Горазд — архипастырь–патриот//ЖМП. 1967. № 9.
Дорофей митрополит. Сочинение по Истории Церкви: Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646–1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Ч. 2, Прага, 1966. (Машинопись).
Духнович А.В. История Пряшевской епархии (Перевод с неизданной латинской рукописи прот. К. Кустодиева). СПб., 1877.
Нвреинов Б.А. Война за освобождение балканских славян (1877–78) и чешское общество //«Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–1 сентября 1930 года». Ч. I. Изд. Русских Академических Организаций в Софии. 1932.
Ивашина П.И. Православная вера у русских за Карпатами//«Свет Православия». Пряшев. 1949. № 4.
Иосиф (Пустоутов). шумен. К 70–летию патриарха Чехословацкой Церкви д–ра Мирослава Новака //ЖМП. 1977. № 7.
Иосиф (Пустоутов). игумен. Чехословацкая Гуситская Церковь. ЖМП //1977. № 7.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Поместных Православных церквей"
Книги похожие на "История Поместных Православных церквей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Скурат - История Поместных Православных церквей"
Отзывы читателей о книге "История Поместных Православных церквей", комментарии и мнения людей о произведении.