Светлана Кузьмина - Адмирал Корнилов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмирал Корнилов"
Описание и краткое содержание "Адмирал Корнилов" читать бесплатно онлайн.
Героическая гибель вице-адмирала В.А.Корнилова, возглавившего в сентябре 1854 года оборону Севастополя, которую современники назвали «русской Троей», а самого Корнилова «героем, достойным Древней Греции», — произвела сильнейшее впечатление и на участников обороны, и на императора Николая I, и на всё русское общество, и даже на тогдашнюю Европу. Но многие важнейшие события биографии вице-адмирала до драматических событий Крымской войны (1853–1855), его деятельность как выдающегося военного организатора, теоретика, стратега, новатора военного искусства на море, готовившего российскому флоту новое славное поприще, оставались как бы в тени серьёзного интереса (за исключением редких специалистов военной истории). Настоящая книга с успехом восполняет этот пробел. Это — первое в нашей историографии подробное исследование жизни и деятельности выдающегося флотоводца и человека, патриота России.
…Много лет спустя, уже на склоне дней, Айвазовский вновь написал корабль своей молодости — «Двенадцать Апостолов». По памяти, каким он был, когда Корнилов привёл его в Феодосию и встал на рейде, в виду всего города. Корабль далёкой молодости — под летящими парусами, на синей волне» [66]. Это явно было воспоминание о тех, кого художник знал и любил — аллегорическая дань памяти Корнилова.
А позже, за семь лет до смерти, Иван Константинович напишет ещё одну, пронзительную, как сама бередящая память о прошлом, картину — «Малахов курган»: пустынный холм, кое-где поросший травой там, где когда-то стояли пушки; крест, выложенный из ядер на месте ранения Владимира Алексеевича Корнилова; с трудом поднявшиеся на курган и застывшие в скорбном молчании два старика-матроса. Один с ногой — деревяшкой, грудь — в медалях, обнажённая склонённая голова в сединах; другой — на коленях припавший и целующий этот памятный им обоим крест. А позади — раскинувшийся Севастополь, пересечённый бухтой. И ни одного паруса — только чёрный дым пароходов.
Реквием парусу.
* * *«Век девятнадцатый, железный», а вернее, вторая его половина, явил миру своё новое детище — паровые суда с железным корпусом. Немногим морякам тогда было по силам расстаться с романтическим пленом традиций парусного флота.
Михаил Петрович Лазарев сумел преодолеть этот барьер своего поколения и стал одним из первых флотоводцев, который понимал огромные преимущества парового флота перед парусным и знал, что за ними будущее. Впервые этот вопрос Лазарев поднял перед начальником Главного морского штаба в октябре 1837 года, когда в рапорте на его имя просил разрешить построить железный пароход вместо деревянного, на закладку которого князь Меншиков дал согласие, и в 1838 году первый железный военный пароход, вооружённый двумя пушками, вступил в состав Черноморского флота.
Живо интересуясь всеми новшествами в развитии паровых судов, самолично глубоко вникая в это новое дело и постоянно вызывая к себе проектировщиков и строителей кораблей, чтобы вместе с ними обсудить все вопросы, которые волновали его как руководителя Черноморского флота, Лазарев в 1846 году указывал, что «желательно бы было иметь хотя один сильный пароход со всеми последними усовершенствованиями Архимедова винта». И он опять добился своего, получив разрешение от Главного морского штаба на строительство такого корабля; он даже сам принял участие в технической подготовке для постройки в Николаеве первого отечественного 131-пушечного линейного винтового корабля «Босфор». Однако заложен он был лишь после смерти Михаила Петровича, уже в 1852 году, а на воду спущен после Крымской войны — в 1858 году…
Для строительства паровых кораблей с железным корпусом необходима была достаточно развитая судостроительная промышленность, но в России с её феодально-крепостническим уровнем производства осуществить эти планы было невозможно; и поэтому, занимая передовые позиции в строительстве парусного флота, она стала ощутимо отставать от сильнейших тогда государств с капиталистическим способом производства — в основном Англии и Франции, где во второй четверти XIX века процесс перехода от парусного флота к паровому был довольно интенсивным.
М.П.Лазарев, понимая всё это, хотя и был противником передачи заказов на постройку паровых кораблей иностранным фирмам, всё же вынужден был согласиться на строительство пароходофрегатов для Черноморского флота в Англии.
В 1842 году на английских верфях по заказу России были заложены пароходофрегаты «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса». Затем были заказаны ещё четыре парохода — «Владимир», «Эльборус», «Еникале» и «Тамань». Для наблюдения за постройкой пароходофрегата «Владимир» Михаил Петрович в 1846 году направляет капитана 1-го ранга Владимира Алексеевича Корнилова как наиболее подготовленного в этом деле офицера. Корнилов, который, по словам Лазарева, только ещё по прибытии на Черноморский флот серьёзно «принялся за пароходство», как никто другой понимал и разделял со своим учителем убеждение, что развитие пароходного дела в России — это первостепенная, жизненно важная для военной мощи отечества цель, и много часов уделял изучению дисциплин и литературы для скорейшего освоения этого нового для себя явления. В рапорте князю А.С.Меншикову Лазарев написал: «Он (Корнилов. — С.К.) исполнит это поручение добросовестно и с полным пониманием дела» [67].
…Из письма М.П.Лазарева В.А.Корнилову:
«14 августа 1846 г.
Государю Императору благоугодно было Высочайше разрешить выписать из Англии для Черноморского флота пароходофрегат в 400 сил со всеми новейшими усовершенствованиями как в механизме, так и в корпусе, вооружении и снабжении и для заказа этого парохода, равно наблюдения за постройкой оного, командировать Вас в Англию с производством Вам на время Вашего там пребывания жалованья по заграничному положению и по полутора фунтов стерлингов в сутки в виде столовых, а сверх того единовременно на путевые издержки вообще 400 фунтов стерлингов из операционной суммы. Кроме этого поручения, на Вас возлагается также собрать в Англии самые подробные и обстоятельные сведения о нововведениях в тамошних адмиралтействах и на военных судах, в особенности о способе построения и крепления железных судов.
Для исполнения таковой Высочайшей воли я поручаю Вашему Высокоблагородию отправиться через С.-Петербург и Кронштадт в Лондон и по прибытии туда вручить чрезвычайному и полномочному послу нашему тайному советнику барону Бруннову и управляющему генеральным нашим там консульством господину Кремеру прилагаемые при сём мои к ним отношения, которыми я прошу зависящего от них содействия в выполнении данных Вам поручений. К этому неизлишним считаю присовокупить, что от Вас зависеть будет при заказе парохода избрание строителей и заводчиков из известных там по своему искусству и заведениям людей, пользующихся общим доверием, о чём Вы и обязываетесь собрать на месте надлежащие сведения; письменные же с теми лицами обязательства должны быть, при посредстве Вашем, заключены со стороны Российского генерального консульства, как равно и самое удовлетворение по оным денежными платежами.
Прежде заказа парохода Вы должны по избрании оному на месте в Англии чертежа представить его на моё утверждение с подробным изложением прочих условий, относящихся до заказа корпуса судна, машин, вооружения, парусности и снабжения, а также до какой цифры будет простираться выпрашиваемая за это сумма.
Вам предоставляется посетить по испрошении через посольство наше в Лондоне дозволения английского правительства всё достойное любопытства не только в Лондоне и Портсмуте, но и в других английских портах для представления мне в своё время Ваших по этим предметам замечаний.
На проезд Ваш отсель до Кронштадта прогонные деньги по положению и подорожную Вы получите от штаба Черноморского флота и портов; в число Высочайше назначенной на путевые издержки суммы будут выданы Вам здесь от Черноморского интендантства 250 фунтов стерлингов, а жалование по заграничному положению и столовые по полутора фунтов стерлингов в сутки во время пребывания Вашего в Англии будут производимы Вам от генерального нашего там консульства, от коего также получите при отбытии обратно в Россию остальную на путевые издержки сумму в 150 фунтов стерлингов, о чём и сделаны уже от меня надлежащие распоряжения.
Я совершенно уверен, что возлагаемое на Вас поручение Вы исполните с тем успехом, какого ожидаю от Вашего образования, любознательности и известного мне усердия Вашего на пользу службы.
Генерал-адъютант адмирал Лазарев».
…Из письма В.А.Корнилова М.П.Лазареву:
«6 (18) февраля 1847 г.
В исполнение предписания Вашего Высокопревосходительства от 14/26 августа прошлого 1846 г. № 18 246 я в октябре месяце прибыл в Англию и немедленно приступил к обозрению всего, что относится до пароходства в этом государстве, дабы, собрав доступные мне сведения, с большою уверенностью действовать при порученном мне заказе пароходофрегата для Черноморского флота. Обозрение это долженствовало заключаться, во-первых, в осмотре тех адмиралтейств правительства, в которых наиболее занимаются постройкою и вообще сооружением пароходов, именно: Вулича, Депфорта, Ширнесса и Портсмута; во-вторых, в осмотре замечательных пароходов в готовом состоянии на рейдах и, в-третьих, в осмотре частных верфей и механических заведений, пользующихся большою известностью. Из последних я посетил следующие верфи: на Темзе братьев Флетчеров, Винграма, Дигборна и Мера, Ферберна, Курлинга и Питчера; потом в местечке Cowes на острове Вайте — верфи гг. Байтов; в Ливерпуле — верфи Лерда и Томаса Вернона; в Гриноке — верфи Р.Стиля и Джона Скота; в порте Гласгове — верфь Д.Вуда и, наконец, в Гласгове — верфь Р.Непира; равно как и следующие механические мастерские: в Лондоне — Медзлея и Фильда, братьев Ренни, Пенна, Миллера и Ревиншля и Сиварда; в Ливерпуле — Бюра и Куртиса, Фоссета и Форсетера; в Манчестере — Ферберна, в Гриноке — Керда и Скота и Синклера и в Гласгове — знаменитого Р.Непира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмирал Корнилов"
Книги похожие на "Адмирал Корнилов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Кузьмина - Адмирал Корнилов"
Отзывы читателей о книге "Адмирал Корнилов", комментарии и мнения людей о произведении.