Владимир Лысенко - Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь"
Описание и краткое содержание "Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь" читать бесплатно онлайн.
3.4. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него.
Активная часть маршрута начинается от поселка Катанда. Сюда из Горно-Алтайска можно добраться на рейсовом автобусе (выезд в 7 час. утра) до Тюнгура, однако это займет 1,5 дня. Есть более быстрый путь. Из Барнаула по маршруту Барнаул - Горно-Алтайск - Усть-Кокса раз в день летает самолет (в летнее время действует еще один рейс Барнаул - Усть-Кокса). Время вылета из Барнаула - 8 час.утра (дополнительного - 8.30). А вот из Усть-Коксы до Катанды можно добраться либо на упоминавшемся выше автобусе (он проходит мимо усть-коксинского аэродрома примерно в 15 час., но бывает часто переполнен), либо на попутной машине. Перед самой Катандой нужно выйти и переправиться на правый берег Катуни на пароме. А дальше - пешая часть. Мы добрались из Новосибирска до Барнаула поездом, из Барнаула до Усть-Коксы самолетом, а из Усть-Коксы до Катанды попутной машиной.
Активная часть маршрута заканчивается в поселке Чемал. Отсюда можно свободно уехать на автобусе в Бийск или Горно-Алтайск (несколько рейсов в день). Вечером (при острой необходимости) можно добраться до Усть-Семы (это - на Чуйском тракте) на попутной машине. Из Чемала в Бийск (через Горно-Алтайск) мы уехали на автобусе, а ночью поезд вез нас в Новосибирск.
4. СОСТАВ ГРУППЫ.
1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана), максим. турист. опыт:
IIIусл-Р(Песчаная),IV-Р(Тимптон),IVусл-У(Она),V-У(Катунь),V-У(Чуя,Урсул,Катунь).
2. Низовцев Михаил Иванович (зам. руководителя, капитан плота):
II-Р(Мундыбаш),VI-У(Нарын),VI-У(Тентек),VI-У(Ягноб,Матча).
3. Хакимов Анвар Махмутович (зам.капитана плота): IV-Р(Чая),IV-У(Тимптон),IV-У(Урсул, Катунь),V-У(Чуя,Урсул, Катунь).
4. Байбородин Сергей Иванович (матрос катамарана): III-Р(Сисим),IIIусл-Р(Песчаная), IV-У(Тимптон),V-У(Катунь),V-У(Чуя,Урсул,Катунь).
5. Какоткин А.Ф. 6. Арефьева С.А. 7. Журавлев С.И. 8. Горб А.И. 9. Овинников В.И.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
Активная часть маршрута начинается от поселка Катанда. Рядом с ним находится паром через Катунь, посредством которого можно переправиться на правый берег реки. Отсюда почти вплоть до Громатухи (до нее остается около 2 км) идет дорога, правда, крайне разбитая и размытая дождями (как свидетельствует руководитель группы, такой она бывает и летом). Тем не менее, набрав со старта большие обороты, группа преодолела эти примерно 16 км за 4,5 ходовых ("чистого" времени) часа. Следующие 16 (по реке) км, до конца третьего каньона (29-й км по лоции, лист 3), пролегают по пересеченной местности с многочисленными умеренными подъемами и спусками. Они были преодолены нами за 8 ходовых часов, причем интенсивной ходьбы. А вот оставшиеся 2 км до Осиновки были очень тяжелыми. Тропа резко уходит вверх, бежит по мокрым камням. И самое главное, начиная с конца 3 каньона (вверх по течению Нижнего Курагана) она идет по горелой тайге (фото 1), т.е. тропу постоянно перегораживают горелые деревья. Короче, 2 км до Осиновки мы преодолели за 1,5 часа. В устье Осиновки мы до предела разгрузились оставили часть продуктов и гидрокостюмов. Т.к. конец 2 каньона непроходим для плота, то с целью экономии группового времени трое (Горб, Журавлев и Арефьева) остались в устье Осиновки строить плот. Остальные шесть человек пошли дальше. Нужно подчеркнуть, что осенью 1983г. через р.Осиновка была установлена комфортабельная и безопаснейшая переправа - мостик из нескольких связанных бревен плюс (опять же из тонких бревен) деревянные перила с одной стороны. И не потребовалось налаживание веревочной переправы, как это было в 1981г. Однако будущим группам нужно учитывать, что такие деревянные мостики регулярно в паводок сносятся водой, и нужно быть готовыми к налаживанию веревочной переправы. А до какой степени переправа через Осиновку бывает опасной, свидетельствует памятник погибшему при переправе туристу (фото 2). При этом нужно помнить, что на Осиновке большой уклон воды (200 м/км), а расход немногим меньше, чем на Н.Курагане до слияния с ней. Следующие 5 км до устья Хазинихи мы шли с частыми остановками для того, чтобы подробно разведать 1 и 2 каньоны (названия даны Болотовым В.П.). При этом нужно подчеркнуть, что тропа проходит главным образом на расстоянии 100-200м от реки. Тропа завалена горелыми деревьями. И подход к реке ими чрезвычайно затруднен. Но есть и приятный момент - очень много ягод (разнообразнейших). А ниже 3 каньона и выше устья Хазинихи тропа завалена кедровыми шишками (сбору кедровых шишек мы посвятили некоторое время и привезли с собой в Новосибирск пару мешков кедровых орехов). И все-таки как мы оценили первую половину второго каньона и 1 каньон? Как весьма солидные "пятерочные" препятствия, но вполне проходимые. Итак, мы прошли мимо и первого, и второго каньона. Дальше пошла "четверочная" шивера. До этого места доходила пешком в 1982г. часть группы Болотова. Дальше парни не пошли, т.к. решили сплавляться от устья Осиновки после 2 каньона. При этом у них создалось впечатление, что, возможно, эта "четверочная" шивера тянется до устья Хазинихи. В общем-то так же были настроены и мы. Но за 1,5 км до устья Хазинихи перед нами предстало одно из самых опасных мест Нижнего Курагана - каньон, который по нумерации в стиле Болотова (3, 2, 1, 0) мы назвали "Нулевым". Его длина около 1,2 км. Каньон начинался и заканчивался, как нам показалось, непроходимыми для катамарана-двойки порогами, причем финальная часть выходного порога была к тому же перекрыта бревном. В каньоне оказался также водопад 2-2,5м. Мест для хорошей страховки было очень мало. Пороги в каньоне хотя и не были "шестерочными", но представляли собой весьма сложные "пятерочные" препятствия. А выше Нулевого каньона действительно оказалась "четверочная" полукилометровая шивера. Переправа через р.Хазиниха была уже налажена. Навесили навесные перила и спокойно перебрались на правый берег Хазинихи. Недалеко от переправы стоит избушка охотников. В ней есть нары. Т.к. после нашей переправы на правый берег Хазинихи и разведки Иолдинского каньона пошел дождь, мы воспользовались этой избушкой для ночлега. И еще сходили посмотреть водопад на Хазинихе (фото 3-4).
Река Иолдо (такое название носит Нижний Кураган до слияния с Хазинихой) выше Иолдинского каньона представляет собой мелкую шиверу (фото 5), не представляющую (с точки зрения сплава) никакого спортивного интереса.
А вот Иолдинский каньон - крайне серьезное препятствие (см., например, фото 6-7). Его длина - более 2 км. В среднюю воду, за исключением последнего километра, фактически непроходим. Куча ступеней-непроходов. Высота противоположного (правого) скалистого берега - до 100м, левого берега - до 50м. Иолдинский каньон - это сплошной порог. За редким исключением, ступени следуют друг за другом через десяток метров. Лишь в 2-3 местах с левого берега можно спуститься к воде, проплыть по 40-50м и затем вылазить обратно. Да и по тропе тащить катамаран тяжело. А эти 40-50м, как правило, не сложны. Мало воды, очень много камней. Скорость - около 25 км/час. Лишь на последнем километре каньона берега становятся менее отвесными, и начиная от острова (порог I) в среднюю воду можно начать сплав. Весь же Иолдинский каньон можно пройти только в максимально большую воду (такой она бывает примерно в июне-июле) и явно не на обычных катамаранах-двойках. Сплавной в среднюю воду участок изображен на фото 7-13 и схемах 1-4 (здесь, как и на всех последующих схемах, сплошной линией изображен пройденный нами путь, который одновременно является и рекомендуемой линией движения). Он состоит из двух порогов и шиверы "Зубастая" между ними. Особенно опасно место (схема 2, фото 7-8) порога I непосредственно перед прижимом "Иолдинский притор". Приходится делать резкий синусоидальный маневр, прижимаясь к левому (по ходу) здоровому камню. При движении влево за этот камень важно правильно развернуть (против часовой стрелки) катамаран, иначе может поднять правую гондолу и перевернуть судно. Выше этого ключевого места - ряд мощных (1-1,5м высотой) сливов, бочек и стоячих валов. Ниже - то же самое (правда, в меньшем количестве) плюс сильный прижим к левому берегу ("Иолдинский притор"). Страховка за порогом I (а можно дополнительно и за прижимом) - более, чем обязательна. И не просто страховка, а еще и принудительная чалка, т.к. на скорости 20-25 км/час причалить самостоятельно экипажу очень трудно. Мы на протяжении всего Иолдинского каньона чалились только с помощью принудительной чалки - с катамарана на берег выбрасывался страховочный круг с веревкой и карабином на конце, на берегу карабин сразу же пристегивался к страховочной петле. И нужно подчеркнуть, что этот тип чалки-страховки оказался достаточно эффективным. Только один раз за весь поход дело дошло до использования второго эшелона страховки (веревок с надувными подушками), и ни разу не были задействованы третий (страховка на "кораблик") и четвертый, иногда применявшийся (веревка поперек реки, навешанная под углом к направлению течения).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь"
Книги похожие на "Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Лысенко - Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь"
Отзывы читателей о книге "Иолдо - Нижний Курагаг - Катунь", комментарии и мнения людей о произведении.