Роман Романов - Код Майя--MMXII
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Код Майя--MMXII"
Описание и краткое содержание "Код Майя--MMXII" читать бесплатно онлайн.
Нам для понимания сути трёх эпох следует понять, что в развивающейся системе Науки является исполнительным контуром управления, а какое сообщество – подсистемой обратной связи. Что касается аналогии законотворческой работы в конструктивной четверти Надлома, то именно во второй половине XIX века открыты и приняты сообществом основные фундаментальные законы современной Науки. Это не значит, что законодательная работа в Науке не велась ранее или после этой эпохи, но основные законы, конституирующие деятельность сообщества в целом, были открыты и приняты именно в эпохи Тростника и Ягуара (что мы уже отметили выше, в 21 главе).
Прямая связь сообщества Науки с предметом деятельности – это эксперименты и внедрение результатов исследований. Что же тогда будет обратной связью, как не отклик общества на достижения наук и обобщение этих реакций в особой подсистеме, являющейся частью Науки, но не наукой в практическом смысле. Речь о научной философии.
Именно последние десятилетия XVIII века и первая половина XIX века являются периодом развития классической немецкой философии, разделённой на конкурирующие фракции. Причём начало «гражданской войне» между философскими партиями положила революция в философии и научном мировоззрении, произведенная Иммануилом Кантом. (Творческий дух Истории подмигивает нам, поместив дни рождения Канта и Ленина на один листок календаря.)
Кант в «Критике чистого разума» до основания разрушил здание прежней системы европейской метафизики. Однако же и в исторических аналогах: революция 1917 года разрушила прежнюю представительную власть и учредила новую, а переворот осени 1991 года упразднил союзный парламент и учредил власть триумвирата во главе трёх ветвей представительной власти. Сюжет взаимодействия властей повторяется очень точно.
Мы уже заметили, что сосредоточенная в Европе научная и философская элита была ведущей частью европейской политической элиты. Через это участие фазы развития Науки и европейской цивилизации были в отчётный период синхронизированы. Великая европейская революция потому и случилась в Париже, который был при «старом режиме» и остался после революции центром представительной ветви европейской элиты, что называется «законодателем моды». Однако на место отрицательной обратной связи «старого режима» пришла революционная подсистема наполеоновских войн с положительной обратной связью. Затем для управления всё тем же центром возник европейский аналог «нэпа» – сдерживающий Священный Союз, а после случилась серия европейских революций, аналогичная культурной революции 1930-х в СССР.
Заметим, что ту же роль, которую философия играет для надстроечных сообществ – науки, политики, религии, в жизни народов и цивилизаций играет высокая поэзия и основанная не ней классическая литература. Собственно поэтому эпоха Канта в Науке синхронизирована с эпохой Гёте и европейских классиков в литературе.
Теперь от обобщенной оценки большой эпохи перейдём к детальным аналогиям в рамках отдельных стадий. Эпоха Собаки по майянскому календарю соответствует 14-й стадии Надлома и для Науки, и для Европы, то есть периоду «гражданской войны» внутри этих сообществ, между конкурирующими центрами революционных элит. Для эпохи наполеоновских войн в Европе этот тезис не требует отдельного доказательства.
Для философских споров о науке и религии стоит назвать центральные фигуры каждой из эпох. В «эпоху Воды» (1775–1795) центральной фигурой, вокруг которой шли философские споры, был Кант. Затем в «эпоху Собаки» (1795–1815) на роль возмутителя спокойствия выдвинулся Фихте с его критикой религии, парадоксально сочетающейся с рациональным конструированием новой версии идеализма. Параллель с французскими антихристианскими адептами новой «религии Разума» достаточно ясна. Однако, как и Париж имел соперников в Лондоне, Вене и Петербурге, кафедра Фихте в Берлинском университете не была единственным центром философской мысли. Противовесом ему был хотя бы Гёте.
Очевидна преемственность между Фихте и Гегелем, ставшим центральной фигурой «идеалистической партии» в «эпоху Мастера» (1815–1835). При этом диалектически положена совместимость гегелевского «абсолютного духа» с монархической Реставрацией в Европе. Наконец, «эпоха Лестницы» (1835–1854) находит выражение в радикально материалистической философии Фейербаха, уравнивающей людей в отношении к отсутствующему Богу. Любопытно, что именно эта философия вдохновила таких мыслителей как Маркс и Ленин (оба – Лестница во Владыке). Хотя, на мой взгляд, предвосхищающая идеи Юнга «иррационально-идеалистическая» альтернатива Керкьегора с его четырьмя типами личности намного ближе к объективной реальности.
На 14-16 стадиях развития собственная активность исполнительной подсистемы в значительной степени ограничена, подчинена спорам в представительной подсистеме. Поэтому практическими результатами история Науки первой половины XIX века не так богата. Значительная часть научных опытов имеют целью и результатом испытание и уточнение общих принципов, как «закон сохранения энергии», эволюционировавший в ходе горячих споров из революционного, но негативного принципа отказа от «вечных двигателей». Достаточно перечислить учёных, поработавших в эти годы над уточнением «конституционного» принципа Науки: Гей-Люссак, Фарадей, Карно, Клапейрон, Майер, Гельмгольц, Джоуль. Таким образом, практическая (исполнительная) ветвь научного сообщества в отчётный период также занята выработкой и уточнением эмпирических научных принципов как философской части практической науки и практического раздела научной философии.
24. Эпохи Восхода и Воды
Вернёмся к достаточно удобному рассмотрению майянских эпох парами. Тем более что очередные два двадцатилетия мы уже частично разбирали. Эпоху Воды мы обозрели в ряду «творческих» знаков, соответствующих большим узлам. Катун под знаком Восхода начинает одноименную 256-летнюю большую эпоху Восхода, и мы уже отмечали совпадение этой смены больших эпох календаря майя с началом Промышленной революции. В данном случае повторение пройденного не будет лишним.
Выбрать начальную точку отсчёта в истории Великой Индустриальной революции в Англии XVIII века не просто. Джеймс Уатт работал над усовершенствованием паровой машины, сначала чужой, потом своей – с 1764 по 1774 год. Сама задача возникла из потребностей уже набирающей ход промышленности, расширения применения машин в производстве. Однако главной предпосылкой для таких инноваций стало расширение торговли за счёт создания колониальных империй. И в этом смысле 1756 год является знаковым, завершившим начальный этап колониальной экспансии и раздела мира между европейскими державами. Именно в этом году случилась первая европейская война, в которой боевые действия велись на разных континентах. Назвать Семилетнюю войну Англии, Португалии и Пруссии против Франции, Австрии и России самой первой мировой было бы неверно, но первым прообразом империалистических войн она стала, и сформировала практически полный набор будущих империалистических держав.
В любом случае, изменения в экономике и политике отражают изменения в мыслях и идеях, владеющих ведущими сословиями и нациями, и определяющих отношения этих больших сообществ. Поэтому смена настроений и даже мироощущения имеет решающее значение для того, чтобы состоялась та или иная новация в политике, экономике, технике. Триггером глобальных изменений в мироощущении множества людей становятся такие события или катаклизмы, как Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 года. В те времена телевидения и даже радио ещё не было, поэтому распространение информации о гибели мирного города и гекатомбе из 60 тысяч смертей, а также волны реакции на это известие заняли несколько недель и даже месяцев. То есть где-то к весне 1756 года.
Попробуем сформулировать, чем отличается мироощущение большой эпохи Орла, охватывающей Возрождение и Просвещение, от начавшейся в 1756 году большой эпохи Восхода (по-нашему Прогресса). Общей установкой для элит эпохи Просвещения было отношение к Природе (и к культуре) как к «Открытой книге», написанной Создателем. Книгу эту нужно внимательно читать, чтобы проникнуться гармонией мироздания и не совершать ошибок на долгом пути к совершенству. Соответственно, способности и умение читать эту божественную книгу отличает элиту от иных сословий, и составляет ту самую обязанность перед Творцом, которая и определяет её, элиты право вести за собой остальных. Другое дело, что философские споры о Боге и конкуренция между элитными сословиями и группами за право говорить от его имени составляют содержание эволюции малых, двадцатилетних эпох.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Код Майя--MMXII"
Книги похожие на "Код Майя--MMXII" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Романов - Код Майя--MMXII"
Отзывы читателей о книге "Код Майя--MMXII", комментарии и мнения людей о произведении.