» » » » Эрих Соловьёв - Прошлое толкует нас


Авторские права

Эрих Соловьёв - Прошлое толкует нас

Здесь можно скачать бесплатно "Эрих Соловьёв - Прошлое толкует нас" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство политической литературы, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Прошлое толкует нас
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1991
ISBN:
5-250-01289-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прошлое толкует нас"

Описание и краткое содержание "Прошлое толкует нас" читать бесплатно онлайн.



Книга включает работы известного советского философа, созданные в 70 — 80-е годы XX века. В жизненном опыте и творчестве выдающихся мыслителей прошлого автор пытается найти аналоги и провозвестия тех острых социальных проблем, которые в пору застоя были закрыты для прямого теоретического обсуждения. Очерки, написанные в жанре философской публицистики, связаны тремя сквозными темами: личность и ситуация, этика и история, мораль и право.






[41]

CM.: Jaspers К. Die philosophische Autobiographie // P. A. Schilpp hrsg. «K. Jaspers». N. Y.; Zürich, 1957.

[42]

Bollnow О. F. Neue Geborgenheit München, 1957. S. 161.

[43]

Нечто аналогичное уже имело место в конце 30-х годов в творчестве одного из предшественников французского экзистенциализма писателя Андре Жида. Последний пытался заполнить верой в коммунизм вакуум, образовавшийся в его душе в связи с разочарованием в христианстве.

[44]

Эта проблема справедливо поставлена в центр внимания в статьях М. К. Мамардашвили «Критика экзистенциалистского понимания диалектики» (Вопросы философии. 1963. № 6) и «Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра» (сб. Современный экзистенциализм. М., 1966. С. 149–205).

[45]

Sartre J.-P. Situations II. Paris, 1964. P. 372.

[46]

Sartre J.-P. La critique de la raison dialectique. Paris, 1960. P. 376.

[47]

CM. об этом подробнее: Современный экзистенциализм. М., 1966. С. 197–204.

[48]

Хемингуэй Э. Собр. соч. В 4 т. М., 1968. Т. 1. С. 377.

[49]

Sartre J.-Р. La critique de la raison dialectique. P. 313.

[50]

Sartre J.-P. Ор. cit P. 358.

[51]

Хемингуэй Э. Собр. соч. Т. 1. С. 623.

[52]

Collins J. The Existentialists. Chicago, 1959. P.7

[1]

Очерк опубликован в сборнике «Новые тенденции в западной социальной философии» (М., 1988. Ротапринт. С. 11–50) под названием «Попытка обоснования новой философии истории в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера».

[2]

См.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 202–207.

[3]

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 102.

[4]

Высшим принципом морали является благоговение перед судьбой (Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1970. С. 215).

[5]

Гулыга А. В. Гегель. М., 1970. С. 163.

[6]

Фейербах Л. Избр. произв. В 2-х т. Т. II. С. 38.

[7]

Гегелевской концепции божества предшествовал так называемый «религиозный имманентизм» (выражение В. С. Соловьева, служащее общим наименованием для пантеизма, деизма и космотеизма). Представление о боге, имманентном миру, было с самого начала чревато противоречиями, но не обнаруживало их, покуда действительность бога трактовалась как природа, бесконечная во времени и пространстве. Божественность природы (то есть ее совершенство, всесилие и всеблагость) можно было мыслить, не прибегая к явным натяжкам и мистификациям. Иное дело, когда бог стал отождествляться с историей, завершающейся во времени и переполненной людскими злодеяниями.

[8]

Ильин И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1915. С. 16.

[9]

Heidegger М. Sein und Zeit. Tubingen, 1963. S. 393.

[10]

Heidegger М. Sein und Zeit. S. 25.

[11]

Ibid. S. 332.

[12]

Heidegger М. Sein und Zeit. S. 381.

[13]

Ibid. S. 376.

[14]

Ibid. S. 388.

[15]

Цит. по: Heidegger М. Sein und Zeit. S. 429.

[16]

Этот статус хорошо передается русским переводом гегелевского понятия Dasein: «наличное бытие», предложенным Б. Г. Столпнером.

[17]

Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М. 1971. Т. 2. С. 357.

[18]

Heidegger М. Ор. cit. S. 431.

[19]

Заметим, что в концепции Хайдеггера понятия «мгновение» и «момент» не только не совпадают, но прямо противостоят друг другу. «Момент» — это то, чему говорят «прейди», «мгновение» — то, чему говорят «остановись!».

[20]

До нелепости и комизма эта тенденция доводилась в вульгарно-социологических истолкованиях культуры, до чудовищных следствий в некоторых юридических построениях (на Западе — в концепциях так называемого «социально-объективного вменения», разрабатывавшихся, например, итальянскими правоведами-радикалами).

[21]

Этимологическая неразрывность выражений «Я» и «здесь» — особая тема, рассматриваемая в § 26 «Бытия и времени». Хайдеггер опирается здесь на идеи Вильгельма фон Гумбольдта, указывавшего, что некоторые примитивные языки прямо обозначали «Я» с помощью «здесь» (соответственно «ты» — с помощью «тут» и «он» с помощью «там»), то есть, грамматически выражаясь, передавали личные местоимения с помощью наречий места. Существует даже спор, какое из этих обозначений места (адвербиальное или прономинальное) является первоначальным. Спор, однако, теряет почву, если принять во внимание, что «….”здесь”, “тут” и “там” в своем первичном значении не являются такими обозначениями места, которые имели бы в виду пространственное расположение, налично сущего. Эти наречия суть определения Dasein и имеют прежде всего экзистенциальное, а не онтически-категориальное значение… Этот их смысл существует раньше деления на наречия места и личные местоимения» (Heidegger М. Sein und Zeit. S. 119).

[22]

Heidegger М. Sein und Zeit. S. 143.

[23]

Heidegger М. Sein und Zeit. S. 143.

[24]

П. П. Гайденко правильно резюмирует смысл экзистенциала «бытие-возможность», когда пишет: «Только в своих возможностях человек в подлинном смысле есть» (Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963. С. 40). Но надо добавить, что смысл этот с тем же правом может быть передан и такими формулировками, как «только в своих возможностях человек в подлинном смысле есть то, чем он будет» и «то, чем человек является в «возможностях», есть его подлинное прошлое».

[25]

«Dasein существует таким образом, что оно всегда уже понимает — умеет — может и соответственно не понимает — не умеет — не может чем-то быть» (Heidegger М. Sein und Zeit. S. 144).

[26]

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 124.

[27]

Там же. С. 113.

[28]

Там же. С. 112.

[29]

Там же. С. 113.

[30]

Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. С. 157–158.

[1]

Вопросы философии. 1978. № 6. С. 128–141.

[2]

См. об этом подробнее: Тавризян Г. М. Феноменологический «антипсихологизм» и проблема интуиции в экзистенциализме // Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971. С. 57–86.

[3]

Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. В., 1931. S. 67.

[4]

Husserliana. 1956. Bd. VI. S. 347.

[5]

Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. S. 190.

[6]

Husserliana. Bd. VI. S. 347–348.

[7]

См.: Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968. С. 99–101.

[8]

Husserliana. Bd. VI. S. 348.

[9]

Без человека, одушевленного «героизмом разума», подчеркивает Гуссерль, рациональное начало обречено на «объективистскую» и «натуралистическую» деградацию. «Опасность всех опасностей» состоит, по его мнению, в «усталости» и «вялости» рационализма, в утрате им имманентного разуму морально-волевого начала.

[10]

Husserliana. Bd. VI. S. 13–14.

[11]

Здесь и в дальнейшем имеется в виду «истина смысла» (аподиктическая очевидность).

[12]

Karl Jaspers. Hrsg. von P.-A. Schilpp. Stuttgart 1957. S. 758; laspers K. Die großen Philosophen. Bd. 1. München, 1957. S. 44–45, 48–50.

[13]

«Истинное бытие, — замечает Гуссерль, — всегда и повсюду выступало в качестве идеальной цели, задачи-эпистемы и потому противостояло простой doxa (непосредственной убежденности и уверенности)» (Husserliana. Bd. VI. S. 11).

[14]

Начиная с древнегреческих философов, «например Фалеса, возникает новое человечество, люди, практикующие философствование и философию в качестве особой культуры» (Ibid. S. 332–333). Суть ее — «в возникновении нового вопроса об истине, — не о повседневной истине, связанной с локальной традицией, а об истине идентичной, общезначимой, об истине в себе. Это истина, которой подчиняют жизнь, которой жертвуют всем» (Ibidem).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прошлое толкует нас"

Книги похожие на "Прошлое толкует нас" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрих Соловьёв

Эрих Соловьёв - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрих Соловьёв - Прошлое толкует нас"

Отзывы читателей о книге "Прошлое толкует нас", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.