» » » » Эдриан Джилберт - Тайны Майя


Авторские права

Эдриан Джилберт - Тайны Майя

Здесь можно скачать бесплатно "Эдриан Джилберт - Тайны Майя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство “Вече”, 2000., год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдриан Джилберт - Тайны Майя
Рейтинг:
Название:
Тайны Майя
Издательство:
“Вече”, 2000.
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-7838-0508-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны Майя"

Описание и краткое содержание "Тайны Майя" читать бесплатно онлайн.



Среди древних цивилизаций одной из самых загадочных остается цивилизация майя. Каковы ее истоки и особенности, что кроется за особыми представлениями майя о времени и астрологии, в чем загадка удивительно точного календаря майя? Эти и другие интригующие вопросы затрагивают в своей книге известные исследователи Э. Джилберт и М. Коттерелл, считающие жизненно необходимым для человечества восстановить древние знания майя, разгадав оставленные ими заветы.


Adrian Gilbert and Maurice Cotterell
THE MAYAN PROPHECIES
Unlocking the Secrets of a Lost Civilization
© Text Adrian Gilbert and Maurice Cotterell 1995.
© Перевод. Луговской С., 2000.





Подобные рассказы, видимо, немало занимали сплетников, что же касается опубликованных иллюстраций Вальдека, то они вызывали всегда множество нареканий из-за неточностей в изображении. Его рабочие зарисовки, которые сейчас хранятся в Библиотеке Ньюберри, в Чикаго, отличаются очень высоким качеством. Поэтому вполне вероятно, что, работая над опубликованными литографиями, он приспосабливал их к вкусам публики, которой хотелось романтических образов, наподобие тех, что содержались в известном «Описании Египта»[31]. Откуда ему было знать, что в дальнейшем исследователям культуры майя потребуются точные изображения памятников, которые помогли бы в их работе? Да если бы и знал, то, скорее всего, ответил бы, что наука — не его стихия, что он художник и у него свое видение вещей.

Что до Брассера, то он родился во Франции в 1814 году. Начал он с карьеры среднего беллетриста, но потом (примерно к 30 годам) понял, что достичь чего-то в жизни можно, лишь имея связи. Брассер поступил на церковную службу вовсе не из особой религиозности, а ради карьеры. В прошлом веке образованный джентльмен мог без особых затруднений стать аббатом. Это звание часто вовсе не было связано с обязанностями священнослужителя, но зато очень подходило людям, которые хотели стать учителями детей знати или же, как Брассер, любили рыться в церковных архивах. Как мы видели, он потрудился основательно и, в частности, в 1862 году сделал достоянием публики «Сообщение о делах в Юкатане» епископа Ланды, а также два упомянутых выше сборника текстов, объединенных ныне в «Мадридский кодекс». Он изучил и третий сборник текстов, касающихся майя, опубликованный в издании Кингсборо в 1831–1838 годы.

Ознакомившись с «Сообщением» Ланды, Брассер смог приступить к расшифровке трех сборников текстов майя. Прежде главное препятствие состояло в том, что никто не знал ключа к иероглифам майя. К тому же многие считали, что эти «примитивные» индейцы неспособны выражать сложные идеи в письменной форме. Но работа Ланды в археологии майя сыграла роль Розеттского камня[32], и можно представить волнение Брассера, когда он понял это. Прошел 41 год с тех пор, как другой француз, Жан Шампольон, опубликовал свою расшифровку египетских иероглифов на основе анализа надписей Розеттского камня, и Брассер надеялся сделать нечто подобное.

В то время уже было известно, что ацтеки и майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался «тцолкин», а во втором «нечетный год» состоял из 365 дней. Брассер в «Сообщении» отыскал таблицу с названиями дней в календаре «тцолкин», которых было 20. Более того, рядом с каждым названием по-испански стоял соответствующий иероглиф майя. Взволнованный исследователь понял, что перед ним календарный словарь, ключ к пониманию счета времени индейцев майя. Теперь он мог заняться и анализом текстов, содержащихся в сборниках.


Рис. 5. Цифры майя, от 0 до 20

Он также открыл (хотя и не знал, что это открытие уже было сделано другим исследователем, Константином Рафинеском), что майя использовали точки и черточки для записи цифр. Цифры от 1 до 4 обозначались точками, пятерки — черточками, число 6 — черточкой с точкой, а число 13 — двумя черточками и тремя точками над ними (рис. 5). Структура обоих календарей, как и принцип взаимодействия между ними, очень проста, если только усвоить несколько основных понятий. «Тцолкин» — очень древний календарь и восходит, видимо, еще ко времени ольмеков[33].3 Некоторые племена майя в отдаленных районах страны и теперь пользуются им в ритуальных и магических целях. Он основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Но счет ведется не последовательно, как в нашем григорианском календаре с месяцами в 30 и 31 день. Здесь основа совсем иная. Чтобы понять это, попытаемся представить, что, например, каждой цифре соответствует название определенного месяца. Мы, как обычно, начинаем с 1 января, но потом вместо 2 января должно идти 2 февраля, потом — 3 марта и так до 12 декабря, а потом — 13 января[34]. Полный цикл, в таком случае, составит 156 дней (12 х 13), после чего счет начнется снова, как бы с 1 января (рис. 6, 7).


Рис. 6. Расчет 260-дневного цикла. На малом диске — обозначения цифр, на большом — обозначения месяцев. Цифре 2 соответствует указанный месяц. 2 Маник, 67-й день 260-дневного цикла, который начинается с I = Imix Рис. 7. Названия дней и соответствующие символы Имикс — морской дракон, вода, вино, Ик — воздух, жизнь, Акбал — ночь, Кан — зерно, Чикхан — змея, Сими — смерть, Маник — олень, хватка, Ламат — кролик, Мулук — дождь, Ок — собака, Чуен — обезьяна, Эб — щетка, Бен — камыш, Их — ягуар, Мен — птица, орел, мудрец, Сиб — сова, хищник, Кабан — земля, сила, Эзнаб — кремень, нож, Кауак — буря, Ахау — владыка.

Последним днем из 260 будет, таким образом, 13 ахау, после чего в следующем цикле снова будет первым I Имикс. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг (рис. 8).


Рис. 8. 260-дневный цикл «тцолкин». Звездочкой обозначено начало цикла — I Имикс

Как уже говорилось, у майя был еще «хааб» — «нечетный год» из 365 дней (дополнительные дни, как у нас раз в четыре года, они игнорировали)[35]. Такой год состоял из 18 месяцев по 20 дней (всего 360) и короткого «месяца» из 5 дополнительных дней.

Эти 20-дневные месяцы, как и короткий 5-дневный, также имели имена и символы (рис. 9). Последний, 5-дневный месяц назывался «уайэб». Двадцатидневные месяцы начинались с нулевого числа (оно называлось «сидением» — seating) и кончались 19-м числом, при последовательной нумерации, например: «сидение месяца поп», 1 поп, 2 поп, 3 поп… вплоть до 4-го уайэб (5-дневного месяца), а потом снова «сидение месяца поп».


Рис. 9. Хааб, год из 365 дней Хааб, 365-дневный год, состоял из 18 месяцев, по 20 дней в каждом (18 х 20 = 360), и месяца уайэб, из пяти дополнительных дней, которые считались «несчастливыми»

Из наличия двух циклов («тцолкина» и «нечетного года») вытекало то обстоятельство, что каждый день имел два наименования, например, 3 акбал, 4 куму. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х «нечетных» лет и 73-х лет «тцолкин» (52 х 365 = 18 980 = 73 х 260).

Такой период времени обычно именовался «Ацтекеким веком»[36], или «Календарным кругом».

Такой принцип счета дат для повседневных нужд ныне выглядит диковинным. Как бы то ни было, ацтекские жрецы, пользовавшиеся календарем до испанского вторжения, преследовали прежде всего цели, связанные с магией. Определенные дни, в особенности 5 дополнительных, считались несчастливыми. Очень большое значение имел и день рождения человека: считалось, что он определяет его дальнейшую жизнь, включая имя и карьеру. Но при том, что эта календарная система была вполне адекватной своим целям, она имела и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет[37].

ДЛИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ МАЙЯ

Одним из достижений культуры майя (в отличие от более поздней, ацтекской) было умение обращаться со своим довольно сложным календарем. Сейчас на Западе мы пользуемся григорианским календарем (модернизированный вариант юлианского), в котором отсчет времени ведется применительно к одному событию, к Рождеству Христову, которое произошло, так сказать, в нулевой год н. э. Все предыдущие годы отнесены к периоду до нашей эры, последующие относятся к нашей эре. Пользуясь нашим календарем, мы можем датировать любые события прошедших эпох, а также — будущие годы. Мы уже настолько привыкли к своему григорианскому календарю, что порой забываем о том, что он не единственный, которым пользуются в современном мире, и что люди не пользовались им в далеком прошлом. Что до жителей Центральной Америки, то до испанского завоевания они, конечно, вели счет времени не от Рождества Христа, а от другого события — от «Рождения Венеры». Красавица богиня из европейской мифологии тут ни при чем. Имелся в виду «первый восход» — появление на небесах планеты Венеры. Майя были великими астрономами и вели систематические наблюдения за движением планеты Венеры по орбите, что и составило основу сложной календарной системы, просуществовавшей много столетий.

Открытию календарной системы, основанной на Длительном счете индейцев майя, мы обязаны во многом трудам немецкого библиотекаря Эрнста Фёр-стемана. С 1867 года он начал работать в Дрезденской библиотеке, и так случилось, что именно в этой библиотеке хранился самый значительный сборник документов, касавшихся майя — так называемый Дрезденский кодекс. В 1880 году Фёрстеман начал серьезно изучать этот сборник. Прежде всего, он начал делать очень точные факсимильные копии и изготовил их 60. Это оказалось кстати, потому что оригинал сильно пострадал от воды при хранении в винном погребе во время Второй мировой войны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны Майя"

Книги похожие на "Тайны Майя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдриан Джилберт

Эдриан Джилберт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдриан Джилберт - Тайны Майя"

Отзывы читателей о книге "Тайны Майя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.