Сергей Кургинян - Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России"
Описание и краткое содержание "Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России" читать бесплатно онлайн.
Сборник "Радикальный ислам: взгляд из Индии и России" включает результаты исследований, проведенных аналитиками российского Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна) и индийского исследовательского центра Observer Research Foundation. Авторы рассматривают в широком политическом, экономическом и философском контексте исторические и социальные аспекты появления и развития радикальных тенденций в исламе. Предметом изучения является также деятельность радикальных исламистских группировок. Особое внимание уделяется их участию в террористических акциях, направленных против конкретных государств Южной Азии. Исследуется степень угрозы овладения радикальными исламистскими террористическими группировками оружием массового поражения.
При толковании коранических текстов как содержащих поддержку применению ОМУ обычно используют три тезиса. Во-первых, что имеется религиозная санкция на обладание ОМУ. Во-вторых, что ОМУ может применяться в оборонительных целях в том случае, если враг обладает таким оружием и имеет намерение применить его против мусульман. В-третьих, что к ОМУ можно прибегнуть в качестве последнего средства для достижения победы. Некоторые богословы добавляют при этом, что жертвами применения такого оружия не должны быть мусульмане.
Но группировки вроде «Аль-Каиды» или «Лашкар-и-Тайба» могут (как это уже бывало) не следовать ни букве ни духу традиционных трактовок и время от времени менять оттенки смыслов в угоду тактическим и стратегическим целям своей «долгой войны». Полезно исследовать понятие «долгой войны» в контексте «Аль-Каиды», поскольку оно указывает на решимость и настойчивость этой группировки в достижении своих целей – собирания и защиты уммы. Эта группировка может позволить себе не торопиться с реализацией собственных замыслов. И неудивительно, что понятие «долгой войны» находит отражение в той продолжительной подготовке, которая характерна для терактов, совершаемых этой группировкой. Это понятие позаимствовано из учений египетского идеолога Сейида Кутба, который – вместе с доктором Абдуллой Азамом – оказал большое влияние на Усаму бен Ладена. Будет полезно процитировать его высказывание по этой теме:
«…Как инициировать возрождение ислама? С этой целью должен быть выдвинут авангард, который пойдет через объявший весь мир океан забвения веры… Мусульмане в этом авангарде должны знать вехи и ориентиры на пути к своей цели, дабы понимать, откуда их путь берет начало, в чем суть и ответственность их миссии и какова конечная цель этого долгого путешествия»3.
Оправдание Усамой бен Ладеном терактов 11 сентября отражает стратегию «Аль-Каиды» и ее концепцию «долгой войны» с врагом, в данном случае с США. В обращении по арабскому каналу «Аль-Джазира» 7 октября 2001 года бен Ладен сказал: «Наш исламский народ на протяжении более 80 лет испытывает унижение и бесчестье; его сыны гибнут, проливается их кровь, святыни подвергаются осквернению… Аллах благословил авангард мусульман, передовую группу ислама на уничтожение Америки»4. В попытке доказать, что убийство тысяч невинных людей было совершено ради защиты веры и, значит, может быть оправдано, бен Ладен сослался также на различие, которое делает Коран между Дар ус-Салам и Дар уль-Харб: «Эти события разделили мир на два лагеря: мир верных и мир неверных»5.
Желание и возможности
Первое конкретное упоминание о заинтересованности «Аль-Каиды» в том, чтобы заполучить ОМУ, относится к концу 1990-х годов, когда в ее руководящем совете по этому поводу развернулась жаркая полемика. Представитель «Аль-Каиды» Мустафа Хамид, также известный как Абу Валид аль-Масри, вынес эту полемику на публику, выпустив книгу «История арабских афганцев со времени их прибытия в Афганистан до их ухода с Талибаном»6. «Ястребы» настаивали на необходимости приобрести ОМУ, опасаясь, что США планируют нападение на Афганистан с применением именно такого оружия. Они говорили, что просто необходимо иметь подобное средство для сдерживания нападения и для нанесения ответного удара в случае, если нападение все же произойдет. Противники этой идеи столь же жестко отстаивали свою позицию, предупреждая, что данный путь чреват острыми репрессиями со стороны США и утратой общественной поддержки, в том числе среди других – подобных им – групп-изгоев. В итоге обе стороны согласились, что выбор в пользу ОМУ, который мог вызвать карательные акции со стороны Запада, опасен. Согласие было также и в вопросе о том, что ОМУ необходимо, прежде всего, для сдерживания, а не для нанесения первого удара. Хотя сам бен Ладен и был убежден, что для реализации его планов достаточно обычных вооружений, он не мешал тем, кто высказывался в пользу ОМУ.
Здесь уместно вспомнить два его интервью. В интервью «Аль-Джазире» в декабре 1998 года он сказал, что у евреев и христиан есть ядерные возможности; есть они и у мусульман. Это был прозрачный намек на Пакистан, что имеет непосредственное отношение к центральной гипотезе, рассматриваемой в данной работе. Еще через месяц, в январе 1999 года, отвечая на вопросы журнала «Тайм», бен Ладен сказал, что получение химического и ядерного оружия в качестве средства самозащиты является для мусульман «религиозным долгом». «Было бы грешно не попытаться овладеть оружием, которое могло бы помешать неверным причинять вред мусульманам»1, - сказал бен Ладен.
Есть высказывания и других руководителей «Аль-Каиды», указывающие на единство мнения высшего руководства этой группировки по данному вопросу. В июне 2002 года представитель «Аль-Каиды» Сулейман Абу Гейт заявил: «Мы вправе воевать с ними [американцами], используя химическое и биологическое оружие, чтобы нанести им такой же фатальный урон, который был причинен мусульманам [их] химическим и биологическим оружием». Он утверждал, что «Аль-Каида» имеет право «уничтожить четыре миллиона американцев, включая один миллион детей, выгнать со своих мест вдвое большее количество людей и причинить ранения и увечья сотням и тысячам»8.
Самое значимое заявление «Аль-Каиды» по ОМУ было сделано 21 мая 2003 года шейхом Насером аль-Фахдом. Это была 25-страничная фетва, оправдывавшая применение ОМУ против врагов ислама. В документе, озаглавленном «Трактат о законности применения оружия массового уничтожения против неверных», этот саудовский клирик заявлял:
«Нанесение по ним [США] удара с применением оружия массового уничтожения приемлемо, поскольку Аллах говорил: "Если вы подвергаетесь нападению, вы должны ответить агрессору с той же силой…". Всякий, кто задумается об американской агрессии, совершавшейся против мусульман и их земель в прошедшие десятилетия <…>, придет к выводу, что нанесение по ней [Америке] удара допустимо хотя бы по принципу "обращайся с другим так, как он обращается с тобой". Некоторые братья подсчитали общее число мусульман, прямо или опосредованно погибших от ее оружия, и у них получилось почти 10 миллионов…»9
Серьезные заявления по применению ОМУ были сделаны Абу Мусабом аль-Сури в двух документах, опубликованных в декабре 2004 года: в письме на девяти страницах, направленном в Госдепартамент США10, и в 1600-страничной книге о стратегии глобального джихада под названием «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению»11.
Письмо в Госдепартамент США было ответом на назначение Соединенными Штатами награды в 5 млн. долларов за его голову и на объявление его международным террористом за причастность к терактам 11 сентября 2001 года и взрывам в Мадриде в марте 2004 года. Аль-Сури писал в Госдепартамент США, что мусульмане могут добиться паритета с США единственным способом – получив и применив ОМУ. Он заявлял, что если бы он планировал теракты 11 сентября, то он бы наполнил самолеты средствами массового уничтожения. Он признавал сложности организации нападения на США с использованием ОМУ, но называл это «жизненно важным» делом.
Эта позиция аль-Сури знаменует явный отход от прежних фетв и заявлений по ОМУ. Он, например, призывает Северную Корею и Иран к созданию ядерного оружия, хотя оба этих государства с точки зрения салафистов являются режимами неверных. Контраргумент аль-Сури заключается в том, что можно сотрудничать с бесом для победы над еще большим бесом. Он заявляет: «Окончательный выбор состоит в ликвидации США стратегически симметричными мерами с применением оружия массового поражения <…> если моджахеды смогут получить его с помощью тех, кто им владеет, или путем его покупки»12.
В книге, которая появилась на свет после упомянутого письма, аль-Сури выражает уже меньше оптимизма относительно возможности получения ОМУ через мафию, хотя во время своей кабульской лекции в 1999 году он называл это вероятным вариантом. В книге он изложил детальный план создания специальных сил для доставки ОМУ в зону нанесения удара по врагу и утверждал, что дни строго иерархических организаций миновали. Аль-Сури, черпавший свое вдохновение в идеях доктора Абдуллы Азама, утверждал, что исламское сопротивление должно в большей степени опираться на мелкие, автономные ячейки, связанные с «базой» лишь идеологически.
Примечательны высказывания по ОМУ из уст экстремистского идеолога от 20 февраля 2009 года. Президент Всемирного союза мусульманских религиозных ученых шейх Юсуф аль-Кардави заявил, что ислам предпочитает мир с позиции силы, а не слабости и что всем мусульманам «позволительно обладать ядерным оружием и оружием массового уничтожения в целях сдерживания»13.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России"
Книги похожие на "Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кургинян - Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России"
Отзывы читателей о книге "Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России", комментарии и мнения людей о произведении.